Психологические особенности детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 09:53, реферат

Описание работы

Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции. Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще среди них встречается задержка психического развития (ЗПР).

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1.Психологические особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР).........................................................................................................5
1.1Причины задержки психического развития..........................................6
1.2 Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития..................................................................................8
1.3 Характерные особенности детей с ЗПР...............................................11
Глава2. Методы дифференциальной психолого-педагогической диагностики умственной отсталости и детей с ЗПР.................................................................17
2.1 Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития..............................................18
2.2Общие характеристики некоторых методов исследования................22
2.3Методы экспериментально-психологического исследования...........25
Заключение.............................................................................................................28
Приложение 1.........................................................................................................29
Приложение 2.........................................................................................................33
Литература.............................................................................................................35

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 68.62 Кб (Скачать файл)

При обследовании детей в психодиагностических целях используется метод тестов.

Наиболее широкое распространение получил адаптированный детский вариант теста Д.Векслера. В условиях МППК этим тестом пользуются редко, так как он требует много времени, но при индивидуальных исследованиях оказывает большую помощь. Особенно полезен этот тест при отграничении легких степеней умственной отсталости от задержек психического развития. Исследования ряда авторов свидетельствуют о достаточной надежности этого теста в плане дифференциальной диагностики, о возможности с его помощью понять структуру интеллекта при задержках психического развития.

Тест Д.Векслера включает набор диагностических заданий вербального и невербального характера. Всего 12 субтестов, рассчитанных на детей от 5 до 16 лет. В набор вербальных заданий входят субтесты на исследование общей осведомленности, понятливости; арифметический субтест на установление сходства; повторение цифровых рядов; словарный субтест. В набор невербальных заданий входят субтесты на нахождение недостающих деталей; установление последовательности картинок; составление фигур из кубиков; на складывание объектов; шифровка цифр («Кодирование») и «Лабиринт». Во всех этих субтестах исследуются различные стороны интеллекта и сенсомоторных функций. Оценка результатов выполнения субтестов выражается не только в количественных показателях, но и в виде психологического профиля, характеризующего уровень развития отдельных психических функций. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Как показывает практика работы МППК, у специалистов еще много трудностей при комплектовании специальных учреждений. Хотя арсенал имеющихся психолого-педагогических методик достаточно велик, многие из них нуждаются в большей точности. Необходимо продолжать работу по апробированию заданий, позволяющих полнее раскрыть особенности обследуемого ребенка. При этом важно учитывать, чтобы задания-методики были не просто констатирующими (как традиционные тесты), а обучающими, направленными на формирование новых умственных действий, выявляющими «зону ближайшего развития детей». Требуется дальнейшая разработка и обоснование критериев, которые должны лечь в основу дифференциальной диагностики умственной отсталости и сходных состояний.

Следует всегда помнить о социальной природе человеческой психики, о том, что познавательные способности являются продуктом прижизненного формирования, а потому и изучаться они должны в условиях их становления, в разных видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Методика "Кубики  Кооса "

Целью исследования является определения уровня сформированности

пространственного (конструктивного) мышления, возможностей пространственного анализа  и синтеза, конструктивного праксиса и особенностей внимания.

Материал:

1) набор кубиков (9штук), стороны  которых окрашены: 1 – красная, 1 –  синяя, 1 –красно-белая (по диагонали), 1 – желтая, 1 – белая, 1 -сине-желтая (по диагонали);

2) набор цветных узоров, различной сложности, расположенных  в порядке

усложнения. Градация сложности была отработана и адаптирована в течение 1985–1997 гг. в работе с детьми г. Москвы и Московской области.

Методика может быть использована в работе с детьми, начиная с 3-летнего возраста, верхний возрастной диапазон не ограничен.

Замечание. До начала работы с узорами необходимо предварительно познакомить ребенка с характером раскраски кубиков, объяснить, что все кубики раскрашены совершенно одинаково. Вне зависимости от возраста ребенка целесообразно начинать работу с узора такой сложности, который ребенок сможет сложить самостоятельно.

Проведение исследования

Перед ребенком на столе кладется узор, а рядом, в случайном порядке находятся кубики.

Инструкция. "Посмотри, на карточке нарисован узор. Его можно сложить из этих кубиков. Попробуй". Сами узоры ребенок должен складывать на столе,

 не накладывая кубики на узор, а рядом с ним.

Ребенку по мере успешного выполнения предлагают складывать следующие узоры, показывая их по одному с последовательно возрастающей сложностью (в предлагаемых тестовых материалах таблицы с узорами сброшюрованы по мере возрастания сложности).

Если ребенок затрудняется в складывании даже самого простого узора, специалист должен сложить точно такой же узор из других кубиков набора на глазах у ребенка, а после этого побудить ребенка повторить действие из "его" кубиков, сложив такой же узор самостоятельно (развернутая наглядная помощь). Далее, для выявления возможностей пространственного анализа и синтеза, ребенку предлагают сложить чуть более сложный узор

и так далее.

Возможны и другие виды помощи:

1) применение трафаретов  и накладок, позволяющих зафиксировать  количество и накладывая характер  деталей изображения;

2) обведение контура и  частей фигуры указкой, что позволяет  наметить детали изображения;

4) обведение узора или его частей пальцем ребенка (подключение моторного

компонента);

5) разделение чертежа на части, и анализ каждой из них отдельно;

6) использование действий наложения деталей на: а) образец или б) трафарет с последующим выкладыванием фигур без опоры на образец (выкладка рядом с изображением);

7) анализ направлений углов фигуры с помощью графических схем;

8) рисование фигур, предложенных для конструирования;

9) выкладка экспериментатором 1–2 частей изображения с последующим

продолжением работы испытуемым.

Анализ результатов

Анализируется не только правильность выполнения того или иного узора,

соответствие средневозрастным возможностям, но и характер и стратегия деятельности ребенка (целенаправленная или хаотическая, методом действенного примеривания и проб и ошибок или путем зрительного соотнесения). Отмечается необходимая и предложенная

ребенку помощь, обучаемость ребенка новому виду деятельности, возможности переноса обучения на аналогичный или чуть усложненный материал.

Виды стратегии деятельности ребенка:

· хаотическая, то есть не имеющая цели, манипулятивная деятельность ребенка( без учета результативности своих собственных попыток );

· метод "проб и ошибок" – целенаправленные действия в наглядно-действенном плане, с учетом проведенных проб и полученных ошибок;

· целенаправленное выполнение задания без предварительной программы или хотя бы зрительно-пространственной оценки;

· выполнение в наглядно-образном плане с предварительным зрительным

"примериванием", соотнесением  результата и образца.

С помощью методики возможно выявить также особенности работоспособности, темповые характеристики деятельности, заинтересованность в задании, а также критичность ребенка, его отношение к исследованию.

Также методику "Кубики Кооса" можно использовать для исследования уровня притязаний ребенка. С этой целью тестовые материалы сброшюрованы в порядке нарастания сложности и не пронумерованы.

Характер деятельности ребенка, стратегия деятельности и все реакции

регистрируются в соответственных разделах протокола.

Возрастные показатели выполнения задания

Дети 3–3,5-летнего возраста обычно справляются с первым и вторым заданиями, действуя при этом методом проб и ошибок, но при этом хорошо берут помощь.

Дети 4–5-летнего возраста обычно справляются с несколько более трудными заданиями и при небольшой помощи справляются с заданиями 1–3, также используя дозированную помощь взрослого или обходясь без нее.

Дети 5-летнего возраста выполняют задание с 4 кубиками с помощью зрительного соотнесения, но допустимо и примеривание. С 6 лет дети выполняют те же задания при зрительном соотнесении,

Примерно с 9 лет дети действуют на основе представлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов

 

    Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями.

  Цель методики заключается в изучение особенностей памяти испытуемого.

Необходимый материал.

Набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу, составление которого не представляет большой трудности. Желательно иметь несколько таких наборов.

Примеры набора слов

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

 

Порядок работы.

Испытуемому дается  инструкция:  «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке».  Экспериментатор читает слова медленно и четко. В протоколе он отмечает крестиком или цифрой порядок и точность воспроизведения слов после каждого предъявления. (Порядок воспроизведения слов может быть информативным при анализе способа запоминаемого материала.) Иногда испытуемые называют лишние слова, что также отмечается экспериментатором в протоколе. 

  В некоторых случаях для изучения сохранения запоминаемого материала испытуемого просят воспроизвести слова через час или на следующий день.

Обработка  и анализ данных.

  На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. Существенна прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости испытуемых.

 

ПРОТОКОЛ

 Фамилия, имя, отчество  ————————————— Дата ———  Возраст——————— 

Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов

Набор слов

Порядок предъявления

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1  

                   

2  

                   

3  

                   

4  

                   

5  

                   

6  

                   

7  

                   

8  

                   

9  

                   

10

                   

Общее количество

 

 воспроизведенных слов 

                   

 

 

 

Литература

 

  1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР // Под ред. К.С.Лебединской. –М.: Педагогика, 1982. – 125 с.
  2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 1999.
  3. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 160 с.: ил.
  4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 479 с
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное. – М.: Лабиринт, 2001. – 367 с.
  6. Выготский Л. Основы дефектологии: Учебник для вузов. – СПб.: Лань, 2003. – 656 с.
  7. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом Университет: Высшая школа, 2002. – 400 с.
  8. Грибова О. Е. Дополнительное образование в специальной (коррекционной) школе. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 1. – С. 41-45.
  9. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. - М., 1999.
  10. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995. — Гл. II.
  11. Интеграция детей-инвалидов в среду здоровых детей : социальная реабилитация детей-инвалидов. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 2. – С. 3-6.
  12. Костенкова Ю. А., Тригер Р. Д., Шевченко С. Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, речи. / Под ред. В. И. Лубовского. – М: Школьная пресса, 2004. – 64 с.
  13. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка: Учебно-методическое пособие. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2001. - 400с.
  14. Лубовский В. И. Задержка психического развития как психолого-педагогическая проблема. // Развитие младших школьников в норме и при отклонениях. – Иркутск, 1979. – С. 3-17
  15. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М., 1969.
  16. Малофеев Н. Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России. // Дефектология. – 2004. – № 6. – С. 67-74.
  17. Малофеев, Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики Н. Н. Малофеев Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 1. – С. 3-10.
  18. Марциновская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика: учебник. – М.: Проспект, 2009. – 464 с.
  19. Марковская И. Ф. Клинико-нейропсихологическая характеристика задержки психического развития Дефектология. – 1977. - № 6. – С. 3-10.
  20. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 126с.
  21. Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: методические рекомендации / сост. Л. Е. Шевчук, Е. В. Резникова. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование» - 2006.
  22. Общая психология: Учебное пособие для студентов пединститутов Петровский А.В. – М.: Просвещение, 1986. – 465 с.
  23. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекции. – М.:Академический проект, 2000. – 208 с.
  24. Психология внимания / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я.: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся направлениям и специальной психологии – М.: ЧеРо, 2001. – 858 с.
  25. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Бодалева А.А. и др. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 585 с.
  26. Семаго, Н. Я. Роль школьного психолога на начальных этапах организации инклюзивного образования в школе / Н. Я. Семаго / Пути развития инклюзивного образования в Центральном округе: сб. статей // под общ. ред. Н. Я. Семаго. – М. : ЦАО, 2009. – С. 51-56.
  27. Сергеева К. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. – СПб, 2010. – 200 с. (С. 172-174)
  28. Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др. ; под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Академия, 2002. – 312 с.
  29. Специальная психология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.]; под ред. В. И. Лубовского. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
  30. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.: ил.
  31. Усанова О. Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.: ил.
  32. Чупров Л. Ф. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников. – Черногорск-Москва: СМОПО, 2009. – 80 с. с прил.
  33. Шинкарева Е. Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в российской федерации и за рубежом: монография / Е.Ю. Шинкарева. 2007. – Архангельск. – 96 с.
  34. Шкадаревич Е. В. Технология сопровождения ребенка с отклонениями в развитии в образовательном пространстве. Практическая психология и логопедия. – 2006. – № 2. – С. 56-59.
  35. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М. : Академия. 2006 – 384 с.

Информация о работе Психологические особенности детей с задержкой психического развития