Развитие высшего женского медицинского образования в России; первые русские женщины-врачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 08:53, реферат

Описание работы

В настоящее двери всех вузов нашей страны открыты для мужчин и для женщин. Мы вместе и на равных условиях учимся и работаем. Но ведь так было не всегда. Около двухсот лет тому назад об этом не могло быть и речи, поскольку женщин в России не допускали к обучению в высших учебных заведениях. Они не имели многих прав, которые имели мужчины. Медицина XVIII века была практически полностью мужским занятием.

Содержание работы

Введение
1. Объективные предпосылки вовлечения женщины во врачебную деятельность
2. Мировой опыт развития женского медицинского образования
3. Российская практика подготовки кадров женщин-врачей
3.1. Становление высшего женского медицинского образования в России
3.2. Первые русские женщины-врачи
4. Медицинские учебные заведения Санкт-Петербурга в XX веке
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 44.61 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский Государственный  Университет

Медицинский факультет

Реферат по курсу "История  медицины" на тему:

«Развитие высшего женского медицинского образования в России; первые русские  женщины-врачи (М.Бокова, Н.Суслова, В.Кашеварова-Руднева)»

студентка 1 курса 104 группы Малеева  Лидия Николаевна

Содержание

Введение

1. Объективные предпосылки  вовлечения женщины во врачебную  деятельность

2. Мировой опыт развития  женского медицинского образования

3. Российская практика  подготовки кадров женщин-врачей

3.1. Становление высшего  женского медицинского образования  в России

3.2. Первые русские женщины-врачи

4. Медицинские учебные  заведения Санкт-Петербурга в  XX веке

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В настоящее двери всех вузов нашей страны открыты для  мужчин и для женщин. Мы вместе и  на равных условиях учимся и работаем. Но ведь так было не всегда. Около  двухсот лет тому назад об этом не могло быть и речи, поскольку  женщин в России не допускали к  обучению в высших учебных заведениях. Они не имели многих прав, которые  имели мужчины. Медицина XVIII века была практически полностью мужским  занятием.

Однако сегодня медицина, по моему мнению, не считается сугубо мужским занятием, и даже наоборот. Мне, как будущему врачу, очень интересен  путь, который проделали женщины  в медицине за эти столетия, и  как мы пришли к этому равноправию  в обучении и медицинской практике.

В реферате рассматриваются  предпосылки вовлечения женщин во врачебную  практику, причины преуспевания женщин в этом деле, исторические аспекты  становления женских медицинских  институтов и вопросы допущения  женщин к высшему образованию  в целом. Один из параграфов реферата посвящен исследованию развития женского медицинского образования в других странах.

Многие выдающиеся деятели  способствовали развитию высшего женского медицинского образования. В связи  с этим в работе отдельно рассматриваются  нелегкие судьбы первых женщин-врачей, их вклад в медицину и достижения.  

 

1. Объективные предпосылки вовлечения  женщины во врачебную деятельность

История медицины очень тесно  связана с историей всей человеческой культуры. Состояние медицины каждого  народа является верным мерилом определения  его культурного и нравственного  уровня. При этом семейное и общественное положение женщин всегда служило  безошибочным мерилом определения  нравственного состояния общества. Поэтому изучение истории женщин-врачей дает возможность определить одновременно степень культуры народа, как в  материальном, так и в нравственном отношениях.

Правом врачебной практики женщины пользовались с незапамятных времен, и именно женщины были пионерами  врачебного искусства. По мнению Иосифа Витальевича Эйнгорна «…первыми  и главными работниками в медицине должны были быть те индивидуумы и  народы, которые более других были поставлены в необходимость делать опыты лечения в случаях нарушения  здоровья» [7, с.4]. Этим объясняется, почему именно женщины, а не мужчины, являются основательницами медицинской практики и пионерами врачебного искусства.

Следовательно, на ранних стадиях  развития общества мужчина больше заботился  о внешних обстоятельствах жизни  семьи. А именно на женщину ложились обязанности непосредственного  ухода за членами семьи, решение  вопросов, появлявшихся в связи с  нарушением здоровья членов семьи. Именно женщины останавливали кровотечения, перевязывали раны, вправляли вывихи, удаляли из тела посторонние предметы, помогали друг другу в родах и  т.д.

Те женщины, которые показывали особую опытность в лечебном деле и не отказывали в помощи другим за пределами своей семьи, были обоготворяемы  современниками. Как отмечает Эйнгорн  И.В. в своем исследовании об истории  медицины, проведенном им в конце XIX века, «… первые врачи были богинями, ибо первыми врачами были спасительницы  рода человеческого вообще. Итакъ, начало медицины отъ женщинъ, ими же она  делается божественным искусством» [7, с.5].

У многих народов начало медицины связано непременно с женскими именами. Так, у египетского народа, одного из самых древних народов, первые медицинские воспоминания связаны  с женщинами. Первый врач Египта –  воинственная Нитъ – матерь богов, владычица Саиса, древнейшая и важнейшая  богиня Египта, является врачом. Ее дочь – Изида – настоящая героиня  врачебного искусства. Она открывает  лечебные свойства многих растений.

Первым врачом у греков была Артемида, которая почиталась как богиня охоты, гор, но при этом она оказывала заботу о благополучном  состоянии здоровья людей, за что  была названа спасительницею народа. К ней обращались за помощью в  различных болезнях, особенно при  травматических поражениях, ревматизме и катарах дыхательных путей  – болезней, которые в то время  встречались очень часто.

Если первые греческие  врачи представлены в образах  богинь-женщин – Артемида и Афина, то у северных народов (германцев  и славян) – это Герта, Фриг и  Жива. У древних италийцев первые следы медицины связаны с именем женщины Палес – древнейшей богини странствующих. Именно ей приписываются  советы по выбору здоровой, незараженной воды, в употреблении здоровой пищи, в соблюдении тщательной чистоты. Именно она учила дезинфекции с целью  предупреждения болезней.

Таким образом, мы видим замечательное  явление, что «…у всех народов  во всех частях света медицина обязана  своим происхождением женщинам, и  только женщинам» [7, с.30].

Только в более позднюю  эпоху, когда влияние обоих полов  на семью стало уравниваться, мужчины, получая необходимые наставления  от женщин, стали заниматься врачебным  делом.

И женщины, и мужчины оказывали  свою лечебные услуги нуждающимся безвозмездно и, сознавая высокую важность лечебного  дела, не ограничивались только своею  личной практикой, а старались распространять медицинские сведения между своими детьми, передавая им свои собственные  опыты и заставляя их обогащать  приобретенные знания своим собственным  опытом.

Затем среди мужчин появились  субъекты, которые требовали за свои услуги вознаграждения. Несмотря на неодобрение  подобного поступка современников, число мужчин, лечивших за возмездие, все более и более увеличивалось. И вскоре появилось множество  врачей-мужчин, которые странствовали  повсюду. Врачи путешествовали не только в своем отечестве, но и в дальних  чужих странах, надеясь на заработки  для своего пропитания.

Женщины по своему положению  не могли пускаться в странствования, и это послужило одной из основных причин ограничения деятельности женщин на врачебном поприще.

Позднее женщины были порабощены мужчинами, обречены на замкнутую жизнь  и тогда всеобщее участие женщин в деле врачевания сделалось невозможным. Женщина, даже если она официально не была рабыней, была совершенно исключена  из общения в обществе, так как  не должна была выходить из дома без  провожатого, с незакрытым лицом, не должна была показываться на площадях и в публичных местах. Дома женщина  должна была находиться в особенном  помещении, в которое никто из мужчин не мог войти без разрешения мужа или отца. Следовательно, ни о  какой врачебной деятельности, ни о каком умственном занятии нельзя было и говорить. За женщинами оставалась только одна отрасль медицины –  акушерство, что во многом объясняется  теми же строгими законами о замкнутости  женщин, затруднявшими доступ к ним  врачей-мужчин.

Позднее, когда народонаселение  стало дифференцироваться по родам  занятий и способам поиска средств  себе на пропитание, врачи выделились из общей массы в особые кружки, возникли врачебные роды и гильдии, которые состояли из ремесленников-врачей [5]. Божественное искусство стало  обыкновенным человеческим ремеслом.

Врачи стояли на одной общественной ступени с другими ремесленниками, только причислялись к ремесленникам  более почетного уровня. Ремесленный  способ исполнения и распространения  искусства требовал ремесленного способа  обучения. Будущий врач должен был, как и всякий другой ремесленник, поступать на обучение очень рано, еще в детстве. Это было совершено  невозможно для женщин, поэтому в  этот период женщины еще больше были оттеснены из медицинской практики.

Позднее, с развитием гуманных элементов в основании государства, участь женщин была смягчена и им была предоставлена бо́льшая свобода  в движении среди общества и бо́́льшее  значение в семье. И тогда женщины  опять усердно взялись за медицину. Так, во времена Перикла (V век до н.э.) опять появляются женские знаменитости в медицине, число которых увеличивается  вместе с определенным прогрессом в  освобождении женщин и восстановлении старого к ним уважения.

Участие женщин в медицине возрастает, особенно под влиянием распространившегося учения Христа, когда женщины могли заниматься благотворительными делами в лечебных учреждениях.

В течение относительно длительного  периода женщины-врачи достигали  весьма высокого положения в обществе и занимали даже высокие медицинские  должности. Они принимали активное участие в развитии медицины до конца XIII века.

Однако в начале XIV столетия начинается отрицательный поворот  в положении женщин вообще, а вместе с этим и упадок их врачебной деятельности. Появляются даже специальные запрещения женщинам заниматься медицинской практикой, принимаются меры к устранению их от изучения медицины. Предпринимаются  попытки даже устранить женщин от акушерства. Женщины, занимающиеся врачебной  практикой, преследуются.

В качестве препятствий допуска  женщин к врачебной деятельности выдвигались следующие причины:

  • биологические и психологические (эмоциональность и более низкая физическая сила женщин);
  • юридические (из-за юридической зависимости женщины от ее отца или мужа права женщин при заключении трудового договора были ограничены);
  • социокультурные (круглосуточные обязанности врача противоречат материнским и семейным обязанностям женщин).

Несмотря на такие неблагоприятные  условия в XVI-XVIII вв., многие женщины  посвящают себя медицине, а некоторые  из них приобретают славу своей  ученостью.

Ведь женщины веками ухаживали  за больными, были сестрами (или партнерами) врачей. При рождении ребенка женщины  были повитухами и акушерками, они  лечили в монастырях, особенно талантливые  из них развивали медицинскую  теорию. На сельских фермах, которые  преобладали в западном мире, почти  все женщины занимались домашней медициной. Признанные женщины-лекари были и в городах. Иногда их привлекали к участию в общественных оздоровительных  организациях или лечебных нововведениях (например, в мероприятиях по иммунизации  против оспы).

После французской революции  происходит коренное изменение в  положении женщин, появляется новая  система воспитания женщин в цивилизованных странах. С этого времени женщины, при общем стремлении к высшему  образованию, спешат с особым рвением  к своему старому призванию –  ко врачебному искусству.

Участие женщин в развитии медицины с тех пор очень велико, так как именно женщинам свойственны  чувства кротости и милосердия, что  само по себе содействует гуманности и благородству на врачебном поприще.

Развитие врачевания, новые  научные открытия все более и  более требовали расширения познаний и профессиональной подготовки в  области медицины. Постепенно начала формироваться система подготовки врачей – система медицинского образования, в которую стало объективно необходимым  вовлечение женщины.

2. Мировой опыт развития женского  медицинского образования

Несмотря на то, что наряду с формированием традиции обучения врачей-мужчин раздавались протесты против женщин в медицине, во многих странах в XIX веке начали формироваться  учреждения профессионального медицинского образования, в которые был открыт доступ женщинам.

Так, в США в Филадельфии  в 1850 г. был основан Женский медицинский  колледж, а вслед за ним последовало  открытие других школ и медицинских  ассоциаций. Мичиганский университет  допускал женщин на равных основаниях с мужчинами с 1870 года.

Кульминацией этого движения во второй половине XIX века в 1893 г. стало  открытие Медицинской школы Джона  Хопкинса с совместным обучением  мужчин и женщин. В течение этого  же десятилетия врачи-женщины приступили к легальной практике в Бельгии  и России [4, с.144].

В Германии женщины допущены в университеты только с 1896 гола, сначала  в качестве вольнослушательниц, имеющих  право, при соблюдении известных  условий, подвергаться испытаниям на ученые степени, а затем и в качестве студенток.

Во Франции университетские  аудитории всегда были открыты для  женщин, так как французский закон  никогда не запрещал женщинам слушать  лекции. Но этим правом французские  женщины не могли воспользоваться  долгое время вследствие отсутствия надлежащей среднеобразовательной  подготовки. Только закон 1880 года, радикально изменивший систему среднего женского образования во Франции, дал женщинам фактическую возможность осуществления  права на поступления в университеты.

В Италии женщины допускались  в университеты ещё в XV веке, но желающих было так мало, что с течением времени право это было забыто и формально восстановлено только в 1876 году. В Испании женщины смогли поступать в университеты только с 1910 года.

В XIX веке женщины были пионерами  в медицине и стали обучаться  анатомическому препарированию.

За последние десятилетия XX века произошли такие изменения  в традиционном распределении ролей  между мужчинами и женщинами  в медицине, которые смогли создать  новый имидж женщин в медицине.

Информация о работе Развитие высшего женского медицинского образования в России; первые русские женщины-врачи