Развитие высшего женского медицинского образования в России; первые русские женщины-врачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 08:53, реферат

Описание работы

В настоящее двери всех вузов нашей страны открыты для мужчин и для женщин. Мы вместе и на равных условиях учимся и работаем. Но ведь так было не всегда. Около двухсот лет тому назад об этом не могло быть и речи, поскольку женщин в России не допускали к обучению в высших учебных заведениях. Они не имели многих прав, которые имели мужчины. Медицина XVIII века была практически полностью мужским занятием.

Содержание работы

Введение
1. Объективные предпосылки вовлечения женщины во врачебную деятельность
2. Мировой опыт развития женского медицинского образования
3. Российская практика подготовки кадров женщин-врачей
3.1. Становление высшего женского медицинского образования в России
3.2. Первые русские женщины-врачи
4. Медицинские учебные заведения Санкт-Петербурга в XX веке
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 44.61 Кб (Скачать файл)

В XX веке женщины стали  не только врачами, учеными в лабораториях, но и лауреатами Нобелевской премии, хотя существует мнение, что в медицине «основу науки и практики построили  мужчины» [4, с.146].

Прослеживается интересная закономерность. Первой женщиной в  мире, получившей в 1849 году степень  доктора медицины, была Елизавета  Блэкуэлл. За следующие 150 лет женщины  добились огромных успехов в большинстве  развитых стран и их стало поровну  в медицине и в медицинских  учебных заведениях.

Однако многие женщины  достигали равных возможностей только тогда, когда начинали вести себя, как мужчины. Многие первые профессора-женщины  не имели семьи, рабочий день их был  длиннее, чем у коллег мужчин. В XVIII и даже XIX веках некоторые женщины  получали степень доктора обманом, коротко подстригая свои волосы и  одеваясь как мужчины.

Даже сегодня, многие полагают, что медицина – это мужская  профессия. При этом значительная часть  профессиональных медицинских работников в мире – это женщины. Так, женщины  составляют [4, c.147]:

- в США – 44% студентов-медиков  и 23% врачей (при этом существует  тенденция увеличения женщин-врачей  в системе американского здравоохранения);

- в Финляндии – 49% всех  врачей женщины;

- в Швеции – 38%;

- в Дании – 35%;

- в Норвегии – 28%;

- в России – 69%.

В настоящее время 19% всех дантистов в США женщины, они  составляют 31% профессионально активных стоматологов. Но при этом в США, Канаде и Европейских странах  больше половины фармацевтов – женщины [4, с.149]. Наибольшая область применения женского труда в системе здравоохранения  США – сестринское дело, в котором  занято более 2 миллионов медсестер.

Как правило, мужчины-врачи  продолжают специализироваться на более  важных и хорошо оплачиваемых отраслях областях медицины, таких как нейрохирургия, сердечно-сосудистые заболевания, пластическая хирургия, изучении влияния профессиональных спортивных занятия на организм и  обследовании космонавтов.

Специализация врачей женского пола – это семейная медицина, педиатрия, акушерство и гинекология, дерматология, эндокринология, офтальмология, то есть необходимые, но рутинные виды занятий.

Считается, что женщины  более склонны к профилактическому  лечению и раннему выявлению  заболеваний. По мнению Ковалевой М.Д., «…пациентки, которые наблюдаются  у врача-женщины проходят более  качественный превентивный курс лечения  по сравнению с женщинами, наблюдающимися у врачей-мужчин» [4, с. 155]. Стиль общения  женщин-врачей и больных в значительной степени направлен на решение  психологических проблем пациентов. Женщины-врачи больше уделяют внимания разговорам с пациентами на темы психосоциальных  проблем, их взглядов на ход лечения, они дают возможность пациентами больше спрашивать и даже оспаривать решения, принятые врачами.

Таким образом, можно сделать  вывод, что в целом в мировой  практике в ближайшее время женщины  станут большинством среди медиков, получивших высшее образование. Несмотря на то, что в структуре системы  здравоохранения почти всех стран  мира большинство врачей, которые  находятся на ключевых постах (ректора  медицинских университетов, главные  врачи больниц и ведущих научно-исследовательских  центров) продолжают занимать мужчины, бо́льшая часть женщин-врачей занята во всех областях оказания непосредственной медицинской помощи больным. 

 

3. Российская практика подготовки  кадров женщин-врачей

3.1. Становление высшего женского  медицинского образования в России

Развитие медицины и медицинского образования в России в целом  происходило в соответствии с  общемировыми тенденциями, но имело  и свои специфические национальные черты. Прежде всего, в России никогда  не было гонений на врачевание, сжигание «ведьм и колдуний» и тому подобных явлений. У всех народов нашей  многонациональной страны люди, умеющие  излечивать, будь то лекари-травники, бабушки-повитухи, шаманы или профессиональные доктора, всегда пользовались уважением и  почетом.

Однако высшее профессиональное медицинское образование до XVIII века все-таки считалось сугубо мужским  делом.

Начало медицинскому образованию  женщин в России, правда узкоспециализированному, было положено 253 года назад инструкцией  медицинской канцелярии 1757 года, которой  предписывалось в целях подготовки опытных акушерок докторам и акушерам читать «целый коллегиум о бабичьем деле» [6, с.11].

Более основательная медицинская  подготовка давалась в Виленском  университете, с конца XVIII столетия, именно с того времени, когда Виленская  губерния вошла в состав России, а университет вышел из владения иезуитов. Но контингент подготовляемых там лиц был слишком незначителен и далеко не удовлетворял потребностей во врачебных кадрах, особенно в  селах и уездных городах.

В XIX веке в России отмечается стремление большого числа молодежи к получению основательного медицинского образования, и появляются ходатайства  женщин о приеме их наравне с мужчинами  на медицинские факультеты университетов. На них было обращено серьёзное внимание со стороны правительства, периодической  печати и общества. Так, по инициативе Медицинской хирургической академии военный министр Д.А. Милютин нашел  необходимым испросить Высочайшее соизволение на учреждение при медицинской  академии особых курсов для приготовления  учёных акушерок.

В основание устройства курсов был положен план, выработанный медицинским  Советом в 1870 году, согласно которому был определен четырехгодичный  срок обучения, преподавание возложено  на преподавателей медицинской академии. К приему допускали по вступительному экзамену и лишь со среднеобразовательной  подготовкой или дипломом на звание домашней учительницы. Во многом идея смогла осуществиться благодаря  щедрому дару дочери полковника Лидии  Родственной, которая пожертвовала на это 50000 рублей.

Учреждение курсов состоялось 6 мая 1872 года. Было утверждено «Временное положение» о курсах и расписание предметов преподавания. На этих условиях курсы работали четыре года и доказали, что их слушательницы могут с  полным успехом усваивать научные  основы медицинских знаний и их практическое применение к врачебному делу. Правда четырехлетний срок обучения оказался недостаточным, поэтому была принята  поправка о пятом годе обучения. Курсы просуществовали с 1872 года до 1882 год. Этот опыт показал, что стремление женщин к высшему медицинскому образованию  не было преходящим стремлением и  побуждением отдельных личностей, а явилось серьёзной общественной потребностью, имеющей право на удовлетворение.

Требования к поступающим  на курсы были весьма серьёзные: русский  язык (письменное сочинение на заданную тему), латинский язык (устный перевод  латинского писателя и грамматический разбор прочитанного), один из новейших иностранных языков (немецкий или французский), арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия – по размерам курса мужчин классических курсов, физика и история с географией.

Несмотря на трудности  приемных требований, желающих и способных  поступить на курсы женщин, всегда было больше, чем курсы могли вместить. Поступали на курсы лица самого разнообразного общественного и сословного положения.

Первые шаги на поприще  практической деятельности слушательниц пришлись на тяжелый период войны  с Турцией 1877-1878 гг. Двадцать пять человек (из 93-х), не успевших ещё пройти окончательно испытания, были командированы в  действующую армию, где во всем блеске проявились свойственные женщинам качества: сострадательность, самоотверженность, материнская любовь к раненым. В 1878 году полевым военно-медицинским  инспектором был предъявлен доклад начальнику штаба действующей армии  одобрительного характера действия женщин.

Вместе с учреждением  и развитием женских врачебных  курсов в Санкт-Петербурге, наплыв русских  женщин в заграничные университеты значительно уменьшился.

При таких условиях казалось бы, что Санкт-Петербургские врачебные  курсы должны были только всё более  и более расширяться, расти и  совершенствоваться, но на деле же случилось  другое: курсы так же неожиданно были закрыты, как и открылись, по инициативе все того же военного ведомства. Всё зависело, очевидно, от личной, индивидуальной точки зрения. Тогдашний военный  министр Ванновский признал ненадобным по характеру деятельности военного ведомства, дальнейшее содержание при  нем женских врачебных курсов, о чем уведомил министерство внутренних дел в 1881 году.

Слухи о закрытии курсов проникли в общество ещё ранее обнародования  по этому предмету Высочайшего повеления  и заставили общество реагировать  доступным способом: на имя императора стали приходить ходатайства  о дальнейшем устроении и существовании  курсов.

В 1883 году император повелевает, о том, чтобы вопрос о высшем женском  образовании обсудить на особом совещании  под председательством министра внутренних дел. По решению этого  совещания была составлен проект положения об особом институте для  подготовки ученых акушерок и о выработке  целесообразных для иных учебных  заведений планов и программ.

Был собран обширный материал по вопросу о женском медицинском  образовании и положении этого  вопроса в Западной Европе и Америке. Выработанный комитетом проект организации  женского медицинского института был  разослан на заключение деканатов медицинских  факультетов.

Мысль о необходимости  устройства женского медицинского института  в самых широких кругах встретила  горячих сторонников. Но предложения  медицинского совета по вопросу об устройстве медицинского института  после долгих споров министра народного  просвещения И.Д. Делянова и министра внутренних дел графа Д.Толстого не были утверждены министерством внутренних дел. По мнению графа Д.Толстого, число  врачей-мужчин в Империи в последние  годы и так превышало существующий на них спрос. Только при его преемнике  вопрос этот получил новое направление.

В то же время практика показывала, что женщины-врачи для сельского  населения являлись более необходимым  врачебным персоналом. Мужчины-врачи, как правило, стремились в городские  центры, вследствие чего удаленные населенные пункты подолгу оставались без всякой медицинской помощи.

Нехватка врачебных кадров в сельской местности заставила  вернуться к вопросу об открытии женского медицинского института. Теперь уже этот вопрос не встретил былого противодействия. Местом основания  института был выбран город Санкт-Петербург. Открытие института состоялось 15 октября 1897 года.

Русская женщина добилась того, что не имели женщины западно-европейские, так как Санкт-Петербургский женский  медицинской институт являлся единственный учреждением подобного рода во всей Европе.

В 1905 году институт подвергся  общей участи высших учебных заведений  в России: вследствие студенческих волнений он был закрыт, и выпуска  врачей в этом году не было.

После открытия женского медицинского института в Петербурге в 1897 году либеральная интеллигенция пыталась сбирать деньги на открытие аналогичных  учебных заведений в других городах  России, но требовались огромные средства, которые не могли быть собраны  только за счет благотворительности. Государственные  бюрократические структуры, в принципе, не возражали против открытия медицинских  институтов, но оставляли главным  условием их финансовую самодостаточность.

Впервые женщины стали  допускаться в русские университеты в качестве вольнослушательниц в  конце 50-х годов и начале 60-х  годов девятнадцатого столетия [3]. В 1859 году они встречаются в СПбГУ  и медико-хирургической академии, а несколько позже в Харьковском, Киевском и Новороссийском. Эти посещения  чаще всего носили случайный и  бессистемный характер. Стремление женщин к университетскому образованию  было встречено на первых порах весьма недоверчиво не только большей частью общества, но даже некоторыми университетами. Официально вопрос о допущении женщин к слушанию университетского курса  и о предоставлении им права подвергаться испытаниям на ученые степени был  возбужден министерством народного  просвещения в 1861 году.

Окончательно вопрос о  приёме женщин в университеты обсуждался в министерств народного просвещения  в заседании 15 декабря 1861 года и решён  был отрицательно. В 1862 году, вследствие волнений среди студенчества, Санкт-Петербургский  университет был временно закрыт. Некоторые из профессоров организовали чтение лекция в помещении городской  думы, где женщины могли посещать их беспрепятственно. Но это продолжалось недолго. В 1863 году было запрещено женщинам посещать лекции в медико-хирургической  академии. С этого времени и  до 1890 года женщины допускались в  университеты только виде исключения. Переоценка советами университетов  Указа императора 1905 года, даровавшего  университетам автономию в сфере  ученой и учебной деятельности, послужила  причиной к приему женщин в университеты в 1905, 1906, 1907 годах.

28 октября 1908 года в  указе императора было сказано  о допущении женщин к слушанию  лекции и разрешению окончания  слушания курса на одинаковых  с посторонними слушателями условиях.

Появление этого указа  было встречено большой радостью не только непосредственно заинтересованными  лицами, но вообще образованным русским  обществом. Но это было лишь частичное  разрешение вопроса, поскольку к  полукурсовым или к окончательным  экзаменам женщины не допускались. Во всяком случаи не такого разрешения ждала русская женщина.

Серьёзные изменения произошли  только в 1906 году, когда начался процесс  формирования системы общественного  и частного высшего медицинского образования в России. По большей  части, её формирование было связано  с открытием медицинских отделений  при различных женских курсах. Впоследствии, многим вновь открытым высшим медицинским учебным заведениям был дан статус, равный медицинскому факультету университета (медицинский  институт был ниже статусом).

В 1906 году было открыто медицинское  отделение при Высших женских  курсах в Москве. В этом же году открывается  медицинское отделение при высших женских курсах в Одессе, в 1907 году медицинское отделение - при высших курсах в Киеве. Этапным событием стало открытие в 1908 году Психоневрологического  института в Санкт-Петербурге. В 1910 году быт открыт Харьковский женский  медицинский институт, в 1910 высшие женские  медицинские курсы в Одессе и  женский медицинский институт Статкевича и Изачика в Москве.

Информация о работе Развитие высшего женского медицинского образования в России; первые русские женщины-врачи