Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 13:39, курсовая работа
Цель данной работы показать как изменилась система здравоохранения России, отразить структуру системы здравоохранения СССР и Российской Федерации.
Задачи:
описать структуру советской системы здравоохранения, дать ей оценку;
описать результаты реформирования системы советского здравоохранения;
описать структуру системы здравоохранения современной России.
Введение
Система здравоохранения СССР
Концепция советского здравоохранения
Санитарно-эпидемиологическая служба
Амбулаторно-поликлиническая и больничная помощь
Санаторно-курортное лечение
Лечебно-профилактическая помощь женщинам и детям
Оценка советского здравоохранения
Система здравоохранения России
Структура здравоохранения Российской Федерации
Федеральный и территориальные фонды ОМС
Страховые компании
Перспектива развития системы здравоохранения.
Заключение
Список источников и литературы
Важной задачей сан. -кур. учреждений становится воспитание населения, рассматриваемое как элемент повышения общей культуры, формирование у людей потребности быть здоровыми и вести здоровый образ жизни. В сан. -кур. учреждениях проводится обучение простейшим навыкам самоконтроля за состоянием своего здоровья, борьбе с факторами риска многих заболеваний - гиподинамией, ожирением; большое внимание уделяется обучению навыкам психогигиены, рационального питания, расширению и активизации двигательного режима, а также разъяснению вреда, приносимого употреблением алкоголя, курением.
Значительная часть расходов
на санаторно-курортное лечение
и отдых покрывается из общественных
фондов потребления. Большинство трудящихся
и членов их семей получают путевки
бесплатно или на льготных условиях.
Хотя в СССР все работающие имеют
ежегодный оплачиваемый отпуск, 20% путевок
в санатории и 10% в дома отдыха
профсоюзы предоставляют
Путевки в детские санатории и в санатории для больных туберкулезом выдаются только бесплатно, за счет средств государственного бюджета. Инвалиды Великой Отечественной войны также получают бесплатные путевки в санатории после прохождения курса лечения в военном госпитале.
Санаторно-курортный отбор осуществляют лечащий врач и заведующий отделением (либо главный врач) лечебно-профилактического учреждения (больницы, поликлиники, амбулатории, медсанчасти, диспансера, женской консультации). При наличии показаний для сан. -кур. лечения больному выдают справку, которая служит медицинским основанием для получения путевки (курсовки) в профсоюзном комитете. В этой справке указывается диагноз заболевания, содержится рекомендация для лечения на курорте либо в местном санатории, отмечаются вид лечения (санаторно-курортное, амбулаторно-курортное), профиль санатория (для лечения болезней органов кровообращения, пищеварения и др.) и желательный сезон года. О выдаче мед. справки и ее содержании врач делает соответствующую запись в истории болезни (амбулаторной карте). Справка действительна в течение 2 мес. со дня выдачи.
Лечебно-профилактическая помощь женщинам и детям
28 декабря 1917 г. (10 января
1918 г.) в составе Наркомата
Советское законодательство
содержало ряд специальных
Всем женщинам была обеспечена возможность находиться в течение беременности под наблюдением медицинских работников, а роды проводить в стационаре. Были развиты специальные виды медицинской помощи (профилактика и лечение недонашивания, нарушений овариального цикла и др.), гинекология детского возраста, онкогинекология. В сельской местности введена новая форма поликлинической помощи -- выездные женские консультации. Большое значение имели профилактические осмотры женщин на промышленных предприятиях.
Уже в первые дни существования Советской власти был издан ряд декретов, направленных на охрану здоровья детей и подростков: "О восьмичасовом рабочем дне" [29 октября 1917 г. (11 ноября 1918 г.)], в котором воспрещалось использовать труд детей, не достигших 14 лет, а для подростков до 18 лет устанавливалась продолжительность рабочего дня не более 6 часов; декрет от 16 октября 1918 г., согласно которому все учащиеся школ должны находиться под постоянным (диспансерным) наблюдением врача; "Об усилении детского питания" (14 сентября 1918); "О бесплатном детском питании" (17 мая 1919), на основании которого всем детям до 14 лет, независимо от классового положения родителей, выдавалось бесплатное питание, и др.
Сетью детских поликлиник
обеспечивалось непрерывное врачебное
наблюдение за каждым ребёнком до 14 лет
включительно, проведение профилактических
мероприятий по воспитанию здоровых
детей. Помимо педиатрии, быстро развились
специальные медицинские
Система мероприятий по охране здоровья детей и подростков осуществлялась поэтапно: детскими поликлиниками, врачами школ и подростковых кабинетов, диспансерами, санаториями (общего типа и специализированными), пионерскими лагерями (круглогодичными и сезонными). Физическое воспитание детей и подростков проводилось в общеобразовательных школах, юношеских спортивных школах, на стадионах, в спортивных пионерских лагерях. Широко был развит детский и юношеский туризм.
Оценка советского здравоохранения
После 1918 г., когда в силу вступили принципы организации здравоохранения Н. Семашко, Россия начала борьбу с инфекциями. Были введены жесткие санитарные и противоэпидемические меры, направленные, в частности, против туберкулеза, брюшного и сыпного тифа, малярии и холеры.
Среди прочего, проводили
широкомасштабные бытовые профилактические
мероприятия и регулярные медицинские
осмотры, улучшили санитарно-гигиенические
условия в городах и
Успешная борьба с инфекционными
заболеваниями продолжалась все
годы советской власти, и смертность
от инфекционных заболеваний постоянно
сокращалась: в 1960 г. она составляла
87:100 000, в 1980 г. -- 21:100 000 и в 1991 г. -- 12:100
000 (то есть сократилась на 86%). Столь
выраженного улучшения
Средняя продолжительность
жизни в РСФСР (и в СССР) до 1960-х
гг. росла, затем стабилизировалась
и вновь стала отставать от
западных стран, где ее рост не прекращался.
В 1990--1991 гг. средняя продолжительность
жизни мужчин была почти такой
же, как и в 1960-х гг. (в 1959 г. -- 63,0,
в 1965 г. -- 64,3 и в 1990 г. -- 63,8 года), женщин
-- немного выше (в 1959 г. -- 71,5, в 1965 г. --
73,4 и в 1990 г. -- 74,3 года). Колебания
смертности после 1965 г. свидетельствуют
об особенно неблагоприятном состоянии
здоровья мужчин. Так, в начале 1980-х
гг. средняя продолжительность
В 1971 г. детская смертность
составляла 22,9 на 1000 новорожденных, то
есть по сравнению с уровнем
Различия в динамике показателей
здоровья населения в России и
на Западе после 1960-х гг. связаны
с неспособностью советского здравоохранения
должным образом реагировать
на изменение эпидемиологической обстановки.
Методы, которые были направлены на
борьбу с инфекциями и принесли первые
успехи, позже стали несостоятельны,
поскольку все большее значение
приобретали неинфекционные заболевания.
Советская медицина строилась в
основном на профилактике -- массовых обследованиях
и регулярных медицинских осмотрах.
Эти меры, равно как и появление
антибиотиков, нанесли мощный удар
по инфекционным заболеваниям после
Второй мировой войны. Однако профилактика
советского образца не подразумевала
оздоровления образа жизни, которое
в условиях новой эпидемической
ситуации (распространения
Фармацевтическая
В 1980-х гг. средняя продолжительность жизни мужчин в СССР была меньше, чем в западных странах, примерно на 10 лет, женщин -- на шесть.
Основной причиной этих различий
служила разница в смертности
трудоспособного населения. В середине
1980-х гг. власти попытались изменить
ситуацию. Они признали, что большинство
устранимых причин чрезмерно высокой
смертности взрослых (травмы, отравления,
самоубийства, убийства, внезапная
смерть, артериальная гипертония и
многие другие) связаны со злоупотреблением
алкоголем и с опасным
Государство (единственный поставщик спиртных напитков в СССР) сократило выпуск и продажу спиртных напитков более чем на две трети, ужесточило борьбу с бытовым производством крепких спиртных напитков. Была расширена и сеть медицинских учреждений, где принудительно лечили от алкоголизма.
Влияние антиалкогольной кампании на смертность превзошло все ожидания. За 1984--1987 гг. средняя продолжительность жизни мужчин выросла с 61,7 до 64,9 года, женщин -- с 73 до 74,4 года. Столь резкий скачок всего за три года ни разу не был отмечен ни в одной развитой стране мира за весь послевоенный период. Удержаться на достигнутом уровне России, к сожалению, не удалось: после снятия ограничений на производство и продажу спиртных напитков в 1987 г. смертность, начиная с 1988 г., вновь стала расти. Антиалкогольная кампания носила, прежде всего, запретительный характер, изменением образа жизни и отучением от пьянства она не занималась.
Таким образом, в последние годы советской власти смертность населения была существенно выше, а средняя продолжительность жизни -- ниже, чем на Западе, а здоровье населения, которое ухудшалось последние 20--30 лет, оказалось в критическом состоянии.
Система здравоохранения России.
В России имеется три уровня власти: федеральная (центральная) власть, региональная власть (власть субъектов Российской Федерации: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 10 автономных округов, автономной области, городов федерального значения -- Москвы и Санкт-Петербурга) и местная власть (органы местного самоуправления районов, городов, сел, деревень). Крупные города поделены на районы, а небольшие города сами считаются районами. Республики, края, области, автономные округа, Москва и Санкт-Петербург являются субъектами Российской Федерации. До 1991 г. в России существовало 73 субъекта Российской Федерации, позже их стало 89 -- прибавилось 5 республик, 10 автономных округов и одна автономная область.
После распада СССР одновременно с децентрализацией власти в стране происходила и децентрализация системы здравоохранения. Система здравоохранения обладает той же структурой, что и власть: имеются федеральное (центральное), региональное (субъектов Российской Федерации) и местное здравоохранение.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, к ведению федеральной власти относятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина и координация вопросов здравоохранения (совместно с властями субъектов Российской Федерации). По закону "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", принятому в 1993 г., к ведению федеральной власти относятся: