Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 13:39, курсовая работа
Цель данной работы показать как изменилась система здравоохранения России, отразить структуру системы здравоохранения СССР и Российской Федерации.
Задачи:
описать структуру советской системы здравоохранения, дать ей оценку;
описать результаты реформирования системы советского здравоохранения;
описать структуру системы здравоохранения современной России.
Введение
Система здравоохранения СССР
Концепция советского здравоохранения
Санитарно-эпидемиологическая служба
Амбулаторно-поликлиническая и больничная помощь
Санаторно-курортное лечение
Лечебно-профилактическая помощь женщинам и детям
Оценка советского здравоохранения
Система здравоохранения России
Структура здравоохранения Российской Федерации
Федеральный и территориальные фонды ОМС
Страховые компании
Перспектива развития системы здравоохранения.
Заключение
Список источников и литературы
Наконец, в обязанности органов местной власти входят:
Закон достаточно смутно разграничивает задачи федеральной и региональной, региональной и местной властей.
В ноябре 1991 г. Министерство здравоохранения СССР было упразднено, на смену ему пришло Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. По сути, оно просто объединило два прежних министерства -- Министерства здравоохранения СССР и РСФСР. В том же году Академия медицинских наук СССР, которая отвечала за исследования в медицине, была преобразована в самостоятельную организацию -- Российскую академию медицинских наук. Кроме того, в 1991 г. была усовершенствована санитарно-эпидемиологическая служба и создан административно и финансово независимый от Министерства здравоохранения Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора. Его обязанности включали управление противочумными станциями, районными центрами санитарно-эпидемиологического надзора и рядом эпидемиологических учреждений. Самостоятельность комитета была единственным серьезным нововведением. Он должен был независимо следить за деятельностью медицинских учреждений и особый упор делать на выявленные им изменения в показателях здоровья населения.
В то же время данная реформа
санитарно-эпидемиологического
В августе 1996 г. Государственный
комитет санитарно-
Общие затраты на здравоохранение в США, ЕС, странах Восточной Европы и Балтии и государственные затраты РФ в процентах ВВП.
В 2003 г. государственные расходы
на здравоохранение составили 2,9% ВВП.
Государственное финансирование здравоохранения
в 2003 г. в сопоставимых ценах снизилось
до 80% уровня 1991 г.
Доля общих затрат на здравоохранение
составила 4,2% ВВП, что в 3,3 раза меньше
этой доли в США (14% ВВП), в 2,1 раза меньше,
чем в странах ЕС (около 9% ВВП) и в 1,4 раза
меньше, чем в странах Восточной Европы
и Балтии. При этом не надо забывать, что
в 2003 г. объем ВВП в России составил 475 млрд
$, что в 23 раза меньше, чем в США (10 880 млрд
$) и в ЕС (10 970 млрд $).
Структура здравоохранения Российской Федерации
Федеральный уровень
Министерство здравоохранения
-- высший орган управления здравоохранением.
Его возглавляет министр, назначаемый
премьер-министром после
Медицинское обслуживание на федеральном уровне представлено высокоспециализированными медицинскими учреждениями. Министерство здравоохранения отвечает также за проведение федеральных целевых программ, посвященных:
Санитарно-эпидемиологическая
служба находится в подчинении самостоятельного
департамента в составе Министерства
здравоохранения. В отличие от здравоохранения,
руководство которым было децентрализовано,
система санитарно-
Бюджет Министерству здравоохранения
устанавливает Министерство финансов.
Из своего бюджета Министерство здравоохранения
финансирует научно-
Региональный уровень
Руководящие органы этого
уровня управляют здравоохранением
в субъектах Российской Федерации.
До введения обязательного медицинского
страхования (ОМС) в 1993 г. власти субъектов
Российской Федерации полностью
распоряжались финансированием
своего здравоохранения. Позже оно
отчасти отошло в ведение учрежденных
территориальных фондов ОМС. Однако
медицинское страхование
Медицинское обслуживание на
региональном уровне обычно осуществляют
больница общего профиля примерно на
1000 коек и детская больница на 400
коек, при которых имеется
Местный уровень
Местные власти многих крупных
городов активно участвуют в
реформах здравоохранения, а вот
власти сельских районов чаще исполняют
обязанности, больше похожие на обязанности
руководства центральной
В городах, как правило, имеется
городская многопрофильная
Медицинские учреждения сельских районов обычно представлены центральной больницей примерно на 250 коек, которая часто действует и в качестве поликлиники. В некоторых районах больницы меньше -- включают около 100 коек. Имеются также поликлиники, амбулатории и фельдшерские медицинские пункты.
Федеральный и территориальные фонды ОМС
Принятый в рамках реформы здравоохранения закон 1991 г., измененный в 1993 г., ввел в стране обязательное медицинское страхование (ОМС); оно должно было улучшить крайне скудное финансирование здравоохранения и отвечало стремлению общества как можно скорее перейти к рыночной экономике. Взнос работодателя на ОМС, составляющий 3,6% начисленной оплаты труда, распределяется следующим образом: 3,4% -- в территориальный фонд ОМС, 0,2% -- в Федеральный фонд ОМС. Средства, направляемые в Федеральный фонд ОМС, используют для выравнивания средств территориальных фондов. Федеральный и территориальные фонды ОМС являются государственными некоммерческими организациями. Федеральный фонд ОМС является юридически независимой организацией и не подчиняется Министерству здравоохранения, но оно следит за его деятельностью через своих представителей в правлении. Федеральный фонд ОМС следит за деятельностью 89 территориальных фондов ОМС, положение которых в системе ОМС соответствует положению региональных органов управления здравоохранением.
Федеральный фонд ОМС, прежде всего, обязан управлять всей системой ОМС и следить за равенством финансовых условий, в которых осуществляется ОМС в регионах.
Территориальные фонды ОМС
отвечают за сбор страховых взносов
и обеспечение населения
Чтобы движущие силы рынка способствовали повышению экономической эффективности, качества и равенства медицинского обслуживания, производителей и покупателей медицинских услуг следовало разделить, что и сделала система медицинского страхования.
Постановление Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 года «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» определило государственные структуры, ответственные за финансирование здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования. В Постановлении содержались положения о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и Территориальных фондах обязательного медицинского страхования (ТФОМС), о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный (0,2%) и территориальные (3,4%) фонды, разрешение ТФОМС временно в 1993 году осуществлять обязательное медицинское страхование граждан, если на данной территории еще нет страховых медицинских организаций.
27 мая 1993 года Распоряжением
Правительства Российской
Несмотря на то, что Постановление ВС РФ от 24 февраля 1993 года вводило временный порядок уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование, в различных вариациях он существует и поныне. На сегодняшний день в России так и не появилось единого организационного и финансового механизма проведения медицинского страхования. Почти 13 лет в различных субъектах Федерации функционируют четыре различных схемы ОМС.
Первая схема сочетает и бюджетные, и страховые принципы. В данной схеме взаимодействуют все законодательно предусмотренные участники системы обязательного медицинского страхования: ТФОМС, филиалы ТФОМС, филиалы с правами страховщиков, СМО и филиалы СМО.
Вторая схема основана на страховом принципе. В этой схеме функционируют: ТФОМС, филиалы ТФОМС, что очень важно, без прав страховщика, а также СМО и филиалы СМО.
Третья схема, так же, как вторая схема, основывается на страховом принципе деятельности по обязательному медицинскому страхованию. В ней используются ТФОМС, СМО и филиалы СМО.
Четвертая схема, которую можно охарактеризовать как бюджетную, действует без участия СМО. В ней действуют только ТФОМС и его филиалы.
Каждая схема распространена в
приблизительно одинаковом количестве
регионов, в каждом случае чуть больше
двадцати. И хотя в Постановлении
ВС РФ было сказано, что порядок, при
котором страховщиками по обязательному
медицинскому страхованию могут
выступать государственные