Системы здравоохранения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы показать как изменилась система здравоохранения России, отразить структуру системы здравоохранения СССР и Российской Федерации.
Задачи:
описать структуру советской системы здравоохранения, дать ей оценку;
описать результаты реформирования системы советского здравоохранения;
описать структуру системы здравоохранения современной России.

Содержание работы

Введение
Система здравоохранения СССР
Концепция советского здравоохранения
Санитарно-эпидемиологическая служба
Амбулаторно-поликлиническая и больничная помощь
Санаторно-курортное лечение
Лечебно-профилактическая помощь женщинам и детям
Оценка советского здравоохранения
Система здравоохранения России
Структура здравоохранения Российской Федерации
Федеральный и территориальные фонды ОМС
Страховые компании
Перспектива развития системы здравоохранения.
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Сист.здр..docx

— 76.01 Кб (Скачать файл)

Таблица. Показатели проекта  бюджета ФФОМС на 2008-2010 годы (млрд. рублей)

Показатели

2008

2009

2010

Доходы, в том числе 

123,2

120,0

104,5

ЕСН

76,7

87,6

99,0

в % от бюджета ФФОМС

62,3%

73,0%

94,7%

Средства федерального бюджета 

45,5

31,4

4,4

Расходы, в том числе

123,2

120,0

104,5

Денежные выплаты медицинским  работникам по национальному проекту  «Здравоохранение» 

22,8

23,0

-

Дополнительная диспансеризация  работающего населения

4,0

4,0

-

Дотации территориальным ФОМС

45,2

74,7 

86,6 

Трансферты в ФСС на «родовые сертификаты»

16,6

17,0

17,0


Источники: Минфин, ФФОМС. .[ Copyright © 1999-2010 «Агентство Политических Новостей»]

Надо обратить внимание на уменьшение субвенций из федерального бюджета. Они сократятся с 45,5 млрд. рублей в 2008 году до 4,4 млрд. рублей в 2010-м.

В таблицу не вошли 15 млрд. рублей, выделенных из федерального бюджета  на 2008 год для решения проблема льготного или дополнительного  лекарственного обеспечения. Министерство и ФФОМС просили 35 миллиардов — дали меньше половины.

Страховые компании

Следующий ключевой элемент, установленный законом о медицинском  страховании, -- независимые организации, осуществляющие оплату медицинских  услуг от лица застрахованных. Существует два вида таких организаций: самостоятельные  страховые компании и филиалы  территориальных фондов ОМС, которые  берут на себя роль страховых компаний в их отсутствие в данном районе. Страховые компании (и филиалы  территориальных фондов ОМС) заключают  договоры с территориальными фондами  ОМС, получают по ним средства на каждого  застрахованного и выбирают медицинские  учреждения, с которыми заключают  договор на предоставление медицинских  услуг. Выбирать медицинские учреждения страховые компании должны тщательно, чтобы способствовать конкуренции  между ними, поощрять их к снижению затрат и повышению качества медицинских  услуг. Страховые компании следят за объемом и качеством медицинских  услуг и в соответствии с ними выдают медицинскому учреждению средства. Они должны способствовать укреплению роли первичного медицинского обслуживания и профилактики. Кроме того, страховые  компании имеют право осуществлять добровольное медицинское страхование.

Страховые компании, соответственно отведенной им в законе роли, могут  организовывать свою деятельность самым  разным образом -- создавать либо медико-страховые  объединения, либо медицинские объединения, предоставляющие платные медицинские  услуги определенной группе населения  по заранее согласованным тарифам, либо учреждения общей практики на подушевом финансировании. Закон о медицинском страховании прямо эти формы деятельности не упоминает, но говорит о дальнейшем развитии страховых компаний; следовательно, появление разного рода медицинских страховых объединений зависит лишь от желания страховых компаний.

К концу 1990-х гг. в систему  ОМС входили: Федеральный фонд ОМС, 89 территориальных фондов ОМС и 1170 их филиалов, 415 страховых компаний. На сегодняшний день действует 300 страховых  компаний, и число их продолжает сокращаться -- одни терпят банкротство, другие сливаются. Появление столь  большого количества самостоятельных  страховых компаний в системе  здравоохранения во многом связано  с тем, что медицинское страхование  привлекло многие из уже имеющихся  частных страховых компаний (создавать  частные страховые компании разрешено  с конца 1980-х гг.).

Осуществление закона о медицинском  страховании столкнулось с множеством препятствий, которые подробно обсуждаются  в разделе "Финансирование здравоохранения  и затраты на него". В действительности, закон выполняется лишь частично, а новые схемы финансирования каждый субъект Российской Федерации  принял по-своему. Следует отметить, что примерно в четверти регионов отсутствуют медицинские страховые  компании, в 16% регионов услуги медицинских  учреждений по ОМС оплачивают территориальные  фонды ОМС, а в 9% -- филиалы территориального фонда ОМС. В остальных, то есть приблизительно в половине субъектов Российской Федерации, страховые компании выступают только в предусмотренном законом качестве посредников-покупателей медицинских услуг. В широком смысле, финансирование здравоохранения стало двойным, что создает большие сложности для медицинских учреждений. За очень редкими исключениями, внедрить в медицинское обслуживание конкуренцию и рыночные отношения не удалось. Достижения в улучшении финансирования и повышении экономической эффективности медицинского обслуживания тоже оказались далеки от ожидаемых.

Сегодня много говорят  о будущем страховых компаний. Все чаще их считают бесполезными и бюрократическими организациями, которые скорее мешают эффективности  новых способов финансирования, и  некоторые субъекты Российской Федерации  вовсе избавились от них.

Перспектива развития системы здравоохранения

По данным ВОЗ, на начало ХХI века в мире ежегодные расходы  на здравоохранение составляли около 1700 млрд долларов США.

 Поскольку здравоохранение  входит в общественный сектор  экономики, то эти расходы не  могут естественным путем регулироваться  рыночными механизмами, а в  большей степени координируются  государством.

Инвестиции в здравоохранение  имеют две экономические функции:

    • обеспечивают достижение одной из главных целей любой нации - «максимально достижимый» уровень здоровья;
    • направлены в трудовой ресурс, то есть повышают эффективность экономики.

Следует отметить, что Россия относится к небольшому числу  стран, которые тратят на здравоохранение  значительно меньше возможного. Кроме  того, негативную нагрузку выполняет  известный дисбаланс расходов на отдельные виды медицинской помощи, которые в структуре финансирования делятся следующим образом:

1. скорая медицинская  помощь - 9%,

2. амбулаторно-поликлиническая  помощь - 27%,

3. стационарная помощь - 64%.

Согласно принятой Государственной  думой РФ концепции развития здравоохранения  и медицинской науки здоровье является важнейшей ценностью как  для отдельного человека, так и  для общества в целом.

Государственная политика в  области здравоохранения включает последовательную реализацию управленческих решений, направленных на укрепление здоровья населения. Среди ведущих направлений  выделим следующие: охрана окружающей среды, профессиональное здоровье, контроль инфекционных заболеваний, профилактика травматизма, поддержание психического здоровья населения, обеспечение социальной справедливости в распределении  медицинских услуг.

Стратегической целью  развития здравоохранения является улучшение основных показателей  общественного здоровья:

    • снижение показателя общей смертности, показателей материнской и детской смертности,
    • снижение уровня заболеваемости социально значимыми болезнями,
    • снижение уровня инвалидности от основных заболеваний,
    • повышение показателя средней продолжительности предстоящей жизни.

Существующая в стране ситуация со здоровьем послужила  основанием к разработке ряда федеральных  программ, основанных на программно-целевом  регламенте определения тех или  иных приоритетных задач: «Сахарный  диабет», «Борьба со СПИДом», «Дети России», «Здоровье», «Вакцинопрофилактика» и др.

Еще одно важное направление - создание в ЛПУ непрерывной и  эффективной системы контроля и  анализа соблюдения технологических  процессов в лечении больных. Существует несомненная связь между  высоким уровнем процесса обслуживания и хорошим исходом лечения.

В настоящее время в  отрасли действует План по развитию здравоохранения РФ, в задачу которого входит создание в стране системы  здравоохранения, способной реально  укреплять здоровье населения и  эффективно восстанавливать его  в случае утраты.

Соответствующую работу предполагается проводить с учетом выполнения трех основных принципов развития отрасли:

    1. единство системы здравоохранения независимо от территориальных и ведомственных разграничений;
    2. единство лечебно-профилактической и экономической эффективности;
    3. единство врача и пациента в достижении высоких результатов профилактической и лечебной деятельности.

 

 

 

Заключение

Реформы здравоохранения  в России начались в годы коренных политических преобразований и были вызваны насущной необходимостью. Сегодня российское здравоохранение все еще переживает время перемен, но ряд общих выводов о его состоянии сделать можно.

В районах, которые больше всего пострадали от экономического кризиса первой половины 1990-х гг., система здравоохранения серьезно ослабла. Возникла угроза всеобщей доступности  медицинского обслуживания.

 При разработке реформ  задача обеспечить население  всей страны основным набором  медицинских услуг считалась  одной из основных. Изначально  предполагалось, что реформы позволят  сэкономить достаточно средств,  чтобы обеспечить минимальные  потребности населения. На деле  этого не произошло. В свою  очередь, и страховое финансирование  не повлекло обоснованного распределения  средств, и все попытки рационализировать  медицинское обслуживание предпринимаются  без тщательной подготовки. Равенству  медицинского обслуживания серьезно  угрожают все более заметные  различия в экономическом положении  и развитии субъектов Российской  Федерации, ведь они отражаются  и на их возможности обеспечивать  свое здравоохранение. Кроме того, значение частных средств (официальная  и теневая оплата медицинских  услуг) в финансировании здравоохранения  возрастает, и в такой ситуации  отсутствие официально установленной  частичной платы за медицинскую  помощь, безусловно, нарушает равенство  медицинского обслуживания.

В первой половине 1990-х гг. здоровье населения значительно  ухудшилось. В первую очередь, это  было обусловлено застарелыми недостатками советского здравоохранения, которое  не было подготовлено к изменению  эпидемиологической обстановки и не уделило должного внимания неинфекционным заболеваниям, значение которых значительно возросло. После распада СССР на фоне крушения экономики показатели здоровья населения ухудшились еще больше. Безусловно, политические и экономические потрясения отразились на системе медицинского обслуживания, но гораздо важнее их прямое влияние на здоровье человека, которому серьезно повредили и неуверенность в завтрашнем дне, и ухудшение материального положения, и переживания, заглушаемые пьянством. Реформы, делая систему медицинского обслуживания более рациональной, должны были освободить средства, которые позволили бы эффективнее отвечать потребностям населения. Тем не менее показатели здоровья все так же удручают, а реформы, которые должны были вызвать переориентацию здравоохранения на первичное медицинское обслуживание и профилактику, чтобы быстрее добиться видимых улучшений в здоровье населения, в этих вопросах не преуспели.

Возможно, там, где интересами медицинских учреждений управлять  действительно удается, экономическая  эффективность медицинской помощи возросла. Однако делать общие выводы об изменениях в этой области чрезвычайно  сложно, поскольку многие из современных  проявлений порождены попытками  выйти из критической ситуации. Как  бы то ни было, улучшить экономическую  эффективность до ожидаемого уровня, не удалось.

 В значительной мере  это обусловлено неполным исполнением  закона о медицинском страховании  и тем, что страховые компании  выполняют лишь часть возложенных  на них функций.

Возможности выбора у потребителей не изменились, хотя реформы и намеревались их расширить. По сути, выбор сегодня  есть только у больных, способных  платить за медицинское обслуживание. Судя по всему, и качество медицинского обслуживания улучшилось лишь в платных -- частных медицинских учреждениях.

Относить все перечисленные  недостатки только на счет неудач реформ было бы неверно, хотя вполне очевидно, что во многих отношениях они были чрезмерно самонадеянными. Собственно, проводить любые преобразования и пытаться что-либо планировать  в столь тяжелых экономических  условиях было крайне трудно. Однако решать вопросы здравоохранения требовалось  так срочно, что ждать, пока ситуация стабилизируется, было невозможно.

В преобразованиях в здравоохранении  слишком большое значение отвели введению нового метода финансирования. Вероятно, это объясняется тем, что  основной причиной недостатков в  здравоохранении считали недостаток средств. В итоге вопросам улучшения  здоровья, качества медицинского обслуживания, эффективности и целесообразности использования средств уделили  крайне мало внимания, а ведь каждый из этих вопросов чрезвычайно важен  сам по себе и каждый требует особого  подхода. Это не означает, что этими  вопросами вовсе не занимались.

Информация о работе Системы здравоохранения в России