Социальная адаптация медицинских сестер в процессе получения высшего сестринского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.

Содержание работы

1. Глава 1.
1.1.Что такое социальная адаптация. Задачи. Стадии. Уровни.
1.2. Понятие “высшее сестринское образование”.
1.3. ВСО в Ульяновске.
2. Глава 2.
2.1.Постановка цели и проведение исследования.
2.2.результаты исследования. Выводы.
3. Глава 3.
Актуальность и практическая значимость работы.
4. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Медицинская сестра.docx

— 116.33 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Ульяновский государственный  университет

Институт медицины, экологии и физической культуры

Кафедра медицинской психологии, психоневрологии и психиатрии

 

 

 

Курсовая работа

Тема: «Социальная  адаптация медицинских сестер в  процессе получения высшего сестринского образования».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011

Содержание:

  1. Глава 1.

1.1.Что такое социальная  адаптация. Задачи. Стадии.   Уровни.

1.2. Понятие “высшее сестринское образование”.

1.3. ВСО в Ульяновске.

  1. Глава 2.

2.1.Постановка цели и  проведение исследования.

2.2.результаты исследования. Выводы.

  1. Глава 3.

Актуальность и практическая значимость работы.

  1. Список использованной литературы.
  2. Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

1.1.Социальная адаптация. Задачи. Стадии. Уровни.

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования. 
Адаптация как вид взаимодействия личности (либо группы) с общественной средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников, во многом зависит от определяемого индивидом первоначального, самоидентифицированного положения в системе общественной иерархии. Процесс самоидентификации личности осуществляется в соответствии с ее самоопределением, с сопоставлением себя и изменившейся социальной среды. 
Под адаптацией понимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда — воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию. Путем анализа и коррекции социальной политики на основе этого понимания, субъекты управления могут переломить неблагоприятные тенденции, нарастающие в российском социуме, приостановить деструктивные социальные процессы. 
Адаптация - это целостный, непрерывный, динамический, относительно устойчивый социальный процесс установления соответствия между уровнем актуальных потребностей и уровнем их удовлетворения, обеспечивающий развитие личности. Целостность процесса адаптации обеспечивается целостностью личности, что исключает ограничение личности каким-либо одним планом. Непрерывность адаптации, определяемая безграничностью развития личности, указывает на невозможность полной и предельной адаптации. Динамика адаптации, представляющая собой актуализацию - удовлетворение - возвышение потребностей, подчеркивает, что в процессе адаптации происходят изменения. Однако показатель адаптации не изменяется в короткие сроки (в течение дня или месяца), он обнаруживает преобразования в диапазоне от нескольких месяцев до нескольких лет, то есть отмечается относительная устойчивость адаптации, которая объясняется пластичностью личности. Личность использует различные способы реализации конкретной потребности (неудачная попытка удовлетворения потребности заменяется новыми попытками). И лишь в случае хронической неудовлетворенности констатируется снижение уровня адаптации.

Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию. 
Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности. 
Социальная адаптация — процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.

Социальная адаптация - это социальный процесс, характеризующий одну из сторон универсальной связи и взаимодействия личности и социальной среды. В ходе социальной адаптации актуализированные потребности личности удовлетворяются в рамках институциональной среды. Сущность социальной адаптации заключается в развитии личности. При этом источник адаптации находится не только в социальной среде, но и в самой личности, в ее стремлении к развитию.

Социальная  адаптация как социальный процесс  тесно связана со способом организации  общества. Характер адаптационного процесса во многом определяется социальной динамикой. Адаптация личности в стабильные периоды развития общества протекает иначе, чем в кризисные. Социальный кризис, характеризующийся расшатыванием прежней системы ценностей, состоянием аномии, а также сменой фундаментальных механизмов социального регулирования, отражается на моделях адаптивного поведения личности. В условиях общественного кризиса вероятность повышения уровня социальной адаптации за счет использования социально неодобряемых способов реализации потребностей увеличивается.

Социальная  адаптация - это объективно существующая реальность, состоящая из процессов  разного уровня: адаптации личности и адаптации социальной группы. Адаптация  отдельной личности является первичным  элементом адаптации социальной группы. Однако единичная адаптация  и адаптация высших систематических  уровней не всегда совпадают. В индивидуальной адаптации на передний план выступают  конкретные цели личности и их реализация. При этом цели личности могут соответствовать, противоречить или быть индифферентными  групповым целям. Их совпадение возможно лишь в случае повышения общего уровня организации, культуры.

Структура социальной адаптации представлена тремя компонентами: субъектами, факторами и объектами. Реальным истинным субъектом адаптации является индивид, выделение других субъектов адаптации (совокупность индивидов, организаций и социальных институтов) условно, поскольку они не определяются обязательным и общим набором потребностей для всех индивидов, составляющих (представляющих) их. Факторы адаптации - это условия, определяющие значение показателя адаптации. Они отражают всю структуру потребностей. Иначе говоря, факторы адаптации важны не сами по себе, а лишь в контексте актуализированных потребностей личности, то есть их значимость определяется актуализацией соответствующей потребности. Объект адаптации - это фрагмент реальности, имеющий непосредственное отношение к реализации потребности субъекта адаптации. Таковыми являются виды деятельности, ее условия и результат, а также индивид и совокупность индивидов.

Многообразие  подходов к исследованию социальной адаптации может быть сведено  к оппозиции индивидуально- и социоцентризма. В центре внимания индивидуальноцентризма находятся потребности и интересы личности. В рамках данного подхода адаптация - это удовлетворение актуальных потребностей личности вне зависимости от способа реализации. Для социоцентризма исходным является социальная норма. Соответственно социальная адаптация - это следование социальным нормам и ценностям. Наличие существующей оппозиции позволяет получить разностороннюю, исчерпывающую информацию об адаптации.

Выбор того или иного методологического  подхода исследования социальной адаптации  связан с определением критерия и  показателей адаптации. Критерий адаптации, позволяющий судить о наличии  или отсутствии адаптации, должен отражать сущность адаптации. Кроме того, он должен быть единым. Это позволит избежать двусмысленности в определении  адаптации. Таковым, по нашему мнению, является развитие личности. Показатели адаптации (их конечная совокупность) должны полностью соответствовать  содержанию, квинтэссенции социальной адаптации. Они также должны быть четкими, ясными и удобными для проведения эмпирического исследования. Поставленная задача решается выделением подобных показателей - показателей удовлетворенности  актуальных потребностей. При этом важным представляется анализ как наличной, так и перспективной удовлетворенности. Учет перспективной возможности  удовлетворения потребности позволит измерить тенденцию адаптации, а  не только ее моментальный срез (состояние).

Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни  социальных субъектов. Можно выделить четыре основополагающих аспекта рассмотрения адаптации:

Поскольку социальная адаптация  представляет собой не одномоментное  изменение системы, а протекающий  во времени процесс, то возникает  вопрос о его стадиях. Здесь можно  говорить о четырех качественных стадиях социальной адаптации:

  • первая (начальная) стадия, когда адаптирующийся индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается;
  • вторая стадия (терпимость), когда как социальная среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга;
  • третья стадия — приспособления, «аккомодации» - связана со взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности;
  • четвертая стадия — полной адаптации, «ассимиляции», когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые.

Процесс социальной адаптации  носит конкретно-исторический характер, который по разному влияет на личность или подталкивает ее к определенному  выбору механизмов действия в заданном контексте времени. 
Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

  • общество (макросреда) — адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;
  • социальная группа (микросреда) — адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);
  • сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.

Социальная адаптация  на уровне отдельных личностей включает: 1) реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем  определенного приспособления к  ней через общение, поведение, деятельность; 2) усвоение норм, моральных ценностей  ближайшего позитивного социального  окружения путем их рационального  осознания или путем интериоризации; 3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.

 

1.2. Понятие «высшее  сестринское образование».

Медицинская сестра – медицинский работник со средним профильным образованием (оканчивает медицинский колледж, медицинское училище). Основное направление деятельности медицинской сестры – помощь врачу, выполнение врачебных назначений, осуществление процедур ухода за больным. Обязанности медицинской сестры определяются профилем ЛПУ и отделения, где она работает, занимаемой должностью и квалификацией.  
 
Медицинские сестры могут работать в следующих должностях:

  • главная медицинская сестра (принимается на должность после получения высшего сестринского образования, выполняет организационные и контролирующие подчиненных мероприятия),
  • старшая медицинская сестра (организует работу медицинских сестер отделения и младшего медицинского персонала),
  • палатная медицинская сестра (выполняет назначения врача и следит за состоянием пациентов в закрепленных за нею палатах стационара),
  • процедурная медицинская сестра (выполняет забор анализов в процедурном кабинете, назначенные врачом манипуляции),
  • операционная медицинская сестра (подготовка операционной, помощь хирургу во время операции),
  • участковая медицинская сестра (осуществляет помощь врачу во время приема и обслуживания пациентов на закрепленном амбулаторном участке).  
    Общими обязанностями медицинской сестры являются: выполнение врачебных назначений, измерение АД и температуры тела пациента, забор материала для исследования, оказание первой доврачебной помощи, контроль за санитарным состоянием закрепленных помещений ЛПУ, ведение определенной медицинской документации.

Менеджер сестринского дела – это управляющий, руководитель, главной функцией которого является работа с сестринским и младшим  медицинским персоналом. Менеджер, желающий быть самостоятельным в  принятии решений, обязан иметь идеологию, связанную с мировоззренческой  культурой и гражданской позицией.

Понятие “высшее сестринское  образование” означает выпуск медсестер  с вузовским дипломом. Решение  вопросов целевого обучения (т. е. адресное направление медицинских сестер на обучение в медицинскую академию на факультет высшего сестринского образования) определит приоритетность такого высокого уровня подготовки.

Первые реальные изменения  в системе сестринского образования  с выделением трех основных уровней  подготовки начались в России в 90-х  гг. в ответ на социальный заказ  учреждений здравоохранения – формирование квалифицированных сестринских  кадров, обладающих профессиональной компетенцией в области психолого-педагогической и управленческой деятельности. Для  выживания медицины необходимо было внедрять экономические рычаги управления, вводить платные услуги, вести  правильную маркетинговую политику в отношении лекарственных препаратов, медицинской техники, медицинских  технологий и научных идей. Для  решения поставленных задач потребовались  специалисты. Таким образом, заинтересованность потребителей в новом “товаре” была очевидна, и образовательные  учреждения приступили к его разработке в соответствии с заданными качествами.  
 
Созданные на базе медицинских вузов факультеты высшего сестринского образования начали подготовку соответствующих специалистов .

Информация о работе Социальная адаптация медицинских сестер в процессе получения высшего сестринского образования