Социальная адаптация медицинских сестер в процессе получения высшего сестринского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.

Содержание работы

1. Глава 1.
1.1.Что такое социальная адаптация. Задачи. Стадии. Уровни.
1.2. Понятие “высшее сестринское образование”.
1.3. ВСО в Ульяновске.
2. Глава 2.
2.1.Постановка цели и проведение исследования.
2.2.результаты исследования. Выводы.
3. Глава 3.
Актуальность и практическая значимость работы.
4. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Медицинская сестра.docx

— 116.33 Кб (Скачать файл)

Идея подготовки специалистов в области менеджмента в здравоохранении  получает все большее признание  среди медицинской общественности.

Многоуровневая система  дои последипломного образования  специалистов среднего звена, которая  предполагает базовый (основной), повышенный (углубленный) уровни подготовки и высшее сестринское образование, является результатом перестройки образовательного процесса, продиктована современным  состоянием и перспективами развития здравоохранения и основана на опыте  отечественных и зарубежных учебных  заведений. Она даст возможность  практикующим медицинским сестрам  сделать профессиональную карьеру, получив более высокое образование, что, несомненно, станет одним из факторов улучшения работы лечебнопрофилактических учреждений в условиях реформы здравоохранения и повышения престижа данной профессии.

Введение высшего сестринского образования (ВСО) и открытие соответствующих  факультетов в медицинских вузах  рассматривается в качестве одного из направлений решения проблемы развития и совершенствования сестринского дела.

Потребности в развитии сестринского дела в России определяют следующие  факторы:

  • резкое ухудшение состояния здоровья населения;
  • хронизация патологии;
  • увеличение стоимости медицинских услуг на фоне нарастающего дефицита финансовых и материальных ресурсов и др.

 
За рубежом в непрерывное медицинское  образование вовлечено 96% специалистов, работающих в национальной службе здравоохранения. В ведущих европейских странах  существует положение, в соответствии с которым каждый специалист ежегодно должен совершенствовать свои знания и умения в объеме не менее 50 учебных  часов на слушание лекций, семинаров, участие в конкурсах, написание  статей. Для улучшения профессиональной подготовки сестринских кадров в  России необходимо дополнять подобным самообразованием давно отлаженную систему переаттестации и сертификации.

В настоящее время окончательно сформирована многоуровневая система подготовки медицинских сестер. В системе  здравоохранения постепенно увеличивается  количество специалистов, имеющих высшее сестринское образование. Существует мнение, что потребности системы  здравоохранения в выпускниках  факультетов ВСО ограничены количеством  должностей главных медицинских  сестер (фельдшеров, акушерок) и заместителей главного врача по работе со средним  медицинским персоналом. Немногие видят  иные способы применения в практическом здравоохранении специалистов с  квалификацией “менеджер сестринского дела”.

Педагогический  менеджмент является одним из направлений  работы для выпускников факультетов  высшего сестринского образования. Некоторые специалисты принимают  активное участие в подготовке среднего медицинского персонала, занимаясь  преподавательской деятельностью  в медицинских колледжах, училищах, кафедрах медицинских вузов. В то же время менеджеры сестринского дела должны активно заниматься санитарно-просветительской и образовательной деятельностью лечебно-профилактических учреждений, осуществляя управление работой “школ пациентов” различного профиля.

Данные  исследований Европейского бюро ВОЗ  свидетельствуют, что пациенты хотят  иметь достоверную информацию, и  многие считают себя недостаточно информированными. Практически во всех странах пациенты наряду с другими проблемами жалуются на неудовлетворенную потребность  в информации и просвещении. Однако изменение организации, практики и  привычных стереотипов поведения  является сложной задачей, поэтому  обучение в “школе пациентов” должно быть направлено не только на получение  обучающимися определенных знаний, но и на выработку необходимых при том или ином заболевании умений и навыков для повышения качества жизни лиц с изменившимися возможностями.

С учетом изменений в законодательстве России, касающихся охраны здоровья и  медико-социального обеспечения  населения в рамках Приоритетного  национального проекта “Здоровье”, и Указа Президента Российской Федерации  от 09.03.2004 № 314 (ред. от 12.05.2008) “О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти” переработан  учебный план и внесены соответствующие  изменения и дополнения в рабочую  программу для студентов ВСО.

В связи с происходящими  в здравоохранении переменами особое внимание как в лекционном курсе, так и на практических занятиях уделяют освещению роли и места медработников среднего звена в условиях бюджетно-страховой системы финансирования здравоохранения, зарождения экономических отношений между субъектами системы охраны здоровья населения. В процессе обучения особое значение придают внедрению современных методов управления здравоохранением на основе теории и практики маркетинга и менеджмента, реализации экономических методов управления лечебнодиагностическими, профилактическими и реабилитационными процессами.

Продолжающийся процесс  реформирования правового и организационного обеспечения деятельности органов  управления и учреждений здравоохранения  определяет необходимость постоянного  обновления учебно-методического материала.

В качестве методических пособий  дополнительно используют ежегодные  медико-статистические материалы, нормативные  документы, касающиеся здоровья населения  и здравоохранения Российской Федерации  и субъектов РФ, входящих в ЮФО.

С учетом совмещения учебы  с профессиональной деятельностью  в лечебно-профилактических учреждениях  для студентов ВСО разработали  тематику студенческих учебно-научно-исследовательских  работ по актуальным проблемам здоровья, медико-социального обеспечения  населения и здравоохранения.

Значительно повысилась роль медицинских работников среднего звена  в решении современных проблем  здоровья населения и здравоохранения.

 

 

 

 

1.3.ВСО в Ульяновске.

Специальность открыта в 2002 году (приказ Министерства образования РФ № 1642 от 30.04.2002г. «О лицензировании УлГУ на право образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования», Свидетельство о государственной аккредитации, регистрационный № 1936, выдано 24 июня 2005г.).

Основные направления  деятельности:

Высшее сестринское образование  стало основой для подготовки управленческих, педагогических, клинических  специалистов и исследователей в  области сестринского дела для работы на должностях:

1. Руководители учреждений:

  • директор (заведующий, начальник) больниц, хосписа
  • заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника) по работе с сестринским персоналом
  • главная медицинская сестра (фельдшер, акушерка).

2. Руководители структурных  подразделений: 

  • заведующий (начальник) отделения сестринского ухода, медико-социальной помощи
  • заведующий организационно-методическим отделом (кабинетом)
  • заведующий отделом (кабинетом) медицинской статистики
  • руководители и специалисты центров профилактики, специализированных школ здоровья, действующих на функциональной основе.

3. Специалисты и руководители (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), медико-социальных  учреждений.

  • преподаватели медицинских колледжей

Выпускники имея высшее медицинское образование, могут продолжать его в интернатуре, аспирантуре. После защиты диссертаций получают ученые степени кандидата и доктора медицинских наук

Клиническими базами кафедры  являются органы управления и ведущие  лечебно-профилактические учреждения города и области.

В рамках студенческих работ студенты самостоятельно проводят социологические  исследования (анкетирование) по актуальным проблемам формирования установок населения на здоровый образ жизни, подготовке в области профилактики социально значимых болезней.

После окончания обучения получают диплом о высшем медицинском  образовании.

В соответствии с приказом Минздрава РФ № 286 от 16.08.2002 года специалисты, имеющие высшее сестринское образование, могут занимать должности: заместителей главных врачей по работе с сестринским персоналом, главных медицинских сестер, главных фельдшеров, главных акушерок ЛПУ; директоров центров профилактики, центров реабилитации и здоровья; директоров хосписов, домов ребенка и домов престарелых, заведующих отделениями сестринского ухода, медико-социальной помощи дневных стационаров, отделений хирургии одного дня; менеджеров (специалистов) отделений и амбулаторий врача общей практики; преподавателей медицинских училищ, колледжей и вузов.

Современная система подготовки менеджеров-организаторов здравоохранения  на последипломном этапе имеет достаточно четкую уровневую структуру. Основу подготовки медсестер с высшим образованием составляют гуманитарные, социально-экономические и специальные дисциплины. В программу обучения включены также психолого-педагогические и административно-управленческие дисциплины.

 

 

Глава 2.

2.1.Разработка, постановка цели и проведение исследования.

 

Целью данной работы являлось изучение социальной адаптации медицинских  сестер в процессе получения ВСО.

 

Для реализации цели  мною были поставлены следующие задачи:

  • определение уровня организационных способностей
  • определение уровня стрессоустойчивости
  • определить факторы внешней и внутренней среды, влияющие на деятельность медицинских организаций и в частности на сестринскую службу
  • провести анализ востребованности специалистов с ВСО.

 

Для определения уровня стрессоустойчивости и организационнх способностей объектом исследования стала группа студентов ИМЭиФК факультета ПДиВСО.

В исследовании приняли участие 25 человек. Группе были предложены два вида тестов:

  • экспресс-диагностика организаторских способностей

Тест представлен 20 вопросами, по средствам  котрых можно разобраться в структуре организаторских способностей и выявить уровень владения ими.

 

  • методика определения стрессоустойчивости и организаторских способностей Холмса и Раге.

 

2.2.Результаты исследования и выводы: 

Результаты первого теста свидетельствуют, что 74% респондентов обладают повышенным уровнем организаторских способностей, а 24% умеют средние показатели. Практически у всех студентов отмечается  практический опыт, который позволяет им быть активными участниками учебного процесса, понимать значимость приобретаемых знаний для профессиональной деятельности.

Большинство имеют зависимость  от заведующих отделением, главного врача  и главной медсестры. Некоторые  испытывают трудности из-за незнания технологий проведения коллективных, групповых и индивидуальных мероприятий.

 

Во втором тесте 52% опрошенных имеют среднюю степень стессоустойчивости, 24% высокую и также 24% низкую степени стрессоустойчивости.

Достаточно большая степень  сопротивляемости стрессу.

Выявляется достаточно высокая степень стрессоустойчивости. 
Характерна минимальная степень стрессовой нагрузки. 
Любая деятельность личности, независимо от ее направленности и характера тем эффективнее, чем выше уровень стрессоустойчивости. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет сильный стрессогенный характер. 
Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к продлению жизни.

Высокая степень сопротивляемости стрессу

Характерна низкая степень стрессовой нагрузки. 
Выявляется высокая степень стрессоустойчивости. 
Энергию и ресурсы Вы не тратите на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Поэтому любая деятельность, независимо от ее направленности и характера становится эффективнее. 
Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет стрессогенный характер. 
Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к продлению жизни.

Пороговая (средняя) степень  сопротивляемости стресса

Характерна средняя степень стрессовой нагрузки. 
Выявляется среднюяя степень стрессоустойчивости. 
Стрессоустойчивость снижается с увеличением стрессовых ситуаций в жизни. Это приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. 
Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая в малой степени носит стрессогенный характер. 
Религиозный человек, как правило, более стрессоустойчив, благодаря своей внутренней способности к духовному самоограничению и смирению.

Низкая степень сопротивляемости стресса

Характерна высокая степень стрессовой нагрузки. 
Выявляется низкая степень стрессоустойчивости (ранимость). 
Это приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. 
Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, в которой до минимума снижен стрессогенный характер. 
Большое количество баллов (больше 300) – это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс.

Информация о работе Социальная адаптация медицинских сестер в процессе получения высшего сестринского образования