Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:39, курсовая работа
Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.
1. Глава 1.
1.1.Что такое социальная адаптация. Задачи. Стадии. Уровни.
1.2. Понятие “высшее сестринское образование”.
1.3. ВСО в Ульяновске.
2. Глава 2.
2.1.Постановка цели и проведение исследования.
2.2.результаты исследования. Выводы.
3. Глава 3.
Актуальность и практическая значимость работы.
4. Список использованной литературы.
Факторы внешней
и внутренней среды, влияющие на деятельность
медицинских организаций
Необходимо отметить, что организационная
структура управления, традиционно существующая
в лечебно-профилактических учреждениях
и сложившаяся во времена административно-командного
стиля управления, не успевает за динамикой
изменений внешней и внутренней среды
организации. Известно, что одной из функций
менеджмента является отслеживание изменений
среды, их анализ с учетом сильных и слабых
сторон организации и коррекция действий.
С позиций системного подхода можно выделить
характерные для нынешней ситуации изменения
факторов внешней и внутренней среды,
влияющие на деятельность медицинских
организаций и в частности на сестринскую
службу как подсистему лечебно-профилактического
учреждения.
1. Факторы внешней среды:
2. Факторы внутренней
среды:
Анализ востребованности
специалистов с ВСО.
При подготовке к докладу на Всероссийском
съезде средних медицинских работников,
который состоялся в декабре 2008 г. в Санкт-Петербурге,
было проведено выборочное исследование
востребованности специалистов с ВСО
в здравоохранении нескольких регионов
РФ (табл. 1).
Таблица 1 Использование специалистов
с ВСО в здравоохранении
Примечание. В
скобках приведены крайние значения, полученные
при опросе.
Появление специалистов с высшим сестринским
образованием, имеющих новый уровень подготовки,
поставило перед организаторами здравоохранения
и практической медициной ряд проблем.
При нерешенной проблеме дефицита средних
медицинских работников это потребовало
изменения структуры сестринской службы,
к чему практическое здравоохранение
первоначально не было готово. Таким образом,
реформа сестринского образования обогнала
реформу здравоохранения.
Глава 3.
Актуальность и практическая значимость работы.
Социально-экономическое
развитие общества находится в тесной
взаимосвязи со степенью прогресса
образования. Профессиональное образование,
являясь сферой духовного производства,
также производит свой “товар”
– специалиста, потребительская
стоимость которого определяется на
рынке труда, а стоимость его
подготовки присоединяется к стоимости
производимого им продукта. Во всем
цивилизованном мире признано, что
образование является наиболее прибыльной
сферой размещения капитала, в том
числе с учетом затрат самих учащихся
на обучение в частных учебных
заведениях.
Главная роль в создании высокоэффективной
сестринской службы в системе здравоохранения
России отводится организатору сестринского
процесса – менеджеру. Специалист, получающий
такую квалификацию в здравоохранении,
должен свободно ориентироваться в проблемах
управления, планирования, качества медицинской
помощи и эффективности деятельности
медицинского учреждения, а также в вопросах
этических норм среднего медицинского
персонала и сложной системы коллективной
работы в современных условиях деятельности
ЛПУ.
Результаты
деятельности лечебно-профилактических
учреждений и их накопленный опыт
работы с персоналом показывают, что
формирование коллектива и обеспечение
высокого качества кадрового потенциала
являются решающими факторами
Политические,
социально-экономические, демографические
и экологические изменения, происходящие
в последние годы в России, ухудшили
положение в организации
Обеспечение высокого профессионального уровня подготовки специалистов сестринского дела, формирование гражданских нравственных качеств личности в условиях единого образовательного пространства и динамично меняющихся потребностей рынка труда.
Последипломное обучение
специалистов занимает важное место
в совершенствовании
По мнению ряда авторов, востребованность специалистов с высшим сестринским образованием в практическом здравоохранении незначительна. Низкая заинтересованность руководителей ЛПУ в организаторах сестринского дела, многолетнее отсутствие должной правовой базы обеспечения их профессиональной деятельности лишает выпускников данного факультета возможности реализовать свой потенциал.
По статистическим данным,
в начале 2005 г. в Южном федеральном
округе только 4,0% главных и 0,4% старших
медсестер имеют высшее медицинское
образование. В структуре только
одного ЛПУ округа есть должность
заместителя главного врача по работе
со средним медицинским
В 2004 г. в штатном расписании
медицинских учреждений Томской
области отсутствовала
Медицинские сестры с высшим образованием, по уровню подготовки отвечающие современным требованиям, предъявляемым к менеджерам в отрасли здравоохранения, оказывают непосредственное влияние на формирование сознания людей, которыми они руководят, взаимодействуя в профессиональной деятельности.
Неоспоримым является факт востребованности высшего сестринского образования среди абитуриентов Ульяновского государственного медицинского университета.
В условиях реформирования
сестринского образования проблема
трудоустройства и
На современном этапе
развития общества профессия медицинской
сестры является не просто одной из
самых массовых, но и одной из
наиболее социально значимых (Шамшурина
Н.Г., 2000). Однако развитие системы здравоохранения
сопровождается рядом негативных тенденций.
В частности, весьма неблагоприятным фактором
является нарастающий дисбаланс в соотношении
работающих врачей и медицинских сестер,
равняющемся в среднем 1:2,22 (в 2002 г. – 1:2,45)
(Двойников С.И., 2009), тогда как в европейских
странах оно составляет 1:6, и нарушение
этого соотношения считается неблагоприятным
признаком. Если же исключить из расчета
тех медицинских сестер, кто не связан
непосредственно с уходом за больными,
то эта цифра становится еще более удручающей.
Проведенный Н.А. Алексеевым (2001) хронометраж
рабочего времени участковых медсестер
показал, что 40–50% времени они затрачивают
на работу, которая не связана с оказанием
помощи пациентам и даже не требует медицинского
образования.
Ситуация усугубляется постоянным оттоком
квалифицированных медицинских сестер
из государственных лечебных учреждений
в коммерческие, а также уходом из профессии
в связи с низкой оплатой труда. Роль сестринского
персонала как весьма существенного кадрового
резерва в оказании медицинской помощи
до последнего времени недооценивалась.
Например, в большинстве отраслевых программ
оказания помощи при различных заболеваниях
подробно прописывались только лечебно-диагностические
разделы. Вопросы же реабилитации, ухода,
оказания медсестринской помощи оставались
“за скобками” как второстепенные. Вместе
с тем внедрение новых медицинских технологий
и методов лечения, введение бюджетно-страховой
медицины, необходимость перехода к научно
обоснованной сестринской помощи требует
все большего числа высокообразованных
специалистов, ориентирующихся в современной
стратегии сестринского дела (Косыгина
М.Д., 1999).
Назрела необходимость изменения юридического
и профессионального статуса медицинской
сестры. Сформировавшаяся в нашей стране
система взаимодействия врача и медсестры
не соответствует потребностям современного
высокотехнологичного здравоохранения,
требующего углубления сестринской подготовки,
расширения уровня ее профессиональной
компетенции и самостоятельности.
Тем не менее появление в России специалистов
с ВСО качественно меняет ситуацию, особенно
в перспективе. Подготовка менеджеров
сестринского дела осуществляется в соответствии
с Государственным стандартом и предусматривает
помимо изучения общегуманитарных, естественнонаучных,
медико-биологических и общепрофессиональных
дисциплин еще и подготовку по экономике,
маркетингу, менеджменту, педагогике,
психологии управления и правовым вопросам
медицинской деятельности. Порой выпускники
факультетов ВСО по уровню управленческой
подготовки превосходят своих непосредственных
руководителей. Это обстоятельство наряду
с отсутствием юридических регламентаций
является одной из причин, по которым главные
врачи не спешат делегировать часть своих
управленческих полномочий менеджерам
сестринского дела, и они часто остаются
невостребованными практическим здравоохранением.
Государство оплачивает подготовку специалистов,
но не обеспечивает их работой в соответствии
с полученной квалификацией, чем бесплатно
пользуются коммерческие медицинские,
фармацевтические, стоматологические
и другие организации, охотно принимающие
на работу высокообразованных специалистов-
менеджеров.
О необходимости расширения номенклатуры
должностей специалистов с ВСО
О значимой роли управленческих кадров
с высшим сестринским образованием свидетельствует
приказ Минздравсоцразвития России от
07.07.2009 № 415н “Об утверждении Квалификационных
требований к специалистам c высшим и послевузовским
медицинским и фармацевтическим образованием
в сфере здравоохранения”, которым утверждены
квалификационные требования по специальности
“Управление сестринской деятельностью”.
В соответствии с этими требованиями выпускники
факультетов ВСО могут занимать следующие
должности: заместитель главного врача
(директора, заведующего, начальника) учреждения
здравоохранения, главная медицинская
сестра, главная акушерка, главный фельдшер,
директор хосписа, директор дома сестринского
ухода, руководитель структурного подразделения
(сестринского ухода, медицинской профилактики,
медицинской статистики, организационно-методического),
врач-статистик, врач-методист.
Этот перечень должностей, далеко не исчерпан.
Необходимо обратить особое внимание
на амбулаторно-поликлиническую службу,
где менеджеры сестринского дела при соответствующем
расширении их полномочий могут быть задействованы
особенно эффективно, например организация
диспансерного наблюдения за хроническими
больными на дому, патронажная служба,
обеспечение медсестринского ухода за
больными с нарушениями двигательной
функции, централизация участковой службы
и др.
Специалисты с ВСО могут в перспективе занять должности, в настоящее время отсутствующие в номенклатуре специальностей, но очень актуальные с учетом реализации программы развития здравоохранения до 2020 г.:
По
мнению С.В. Лапик (2009), для эффективного
управления отраслью необходимо, чтобы
соотношение управленческого и рядового
медсестринского персонала составляло
1:10.
Расширение спектра должностей выпускников
факультетов ВСО позволит полнее реализовать
полученный в высшей школе потенциал,
обеспечит более высокий уровень организации
и качества оказания медико-социальной
помощи в различных сегментах здравоохранения.
Начало подготовки менеджеров сестринского дела в России было продиктовано необходимостью повышения качества сестринской помощи, отсутствием профессиональной подготовки педагогических и управленческих сестринских кадров, а также потребностью в создании базы для научных исследований в области сестринского дела.