Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 19:23, курсовая работа
Цель работы – анализ теоретических и практических аспектов организации работы медицинских сестер педиатрических отделений ДГП № 55 и разработка рекомендаций по улучшению организации работы медицинских сестер.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть нормативно-правовые документы, характеризующие деятельность медицинских сестер детской поликлиники.
2. Произвести хронометраж рабочего времени медицинских сестер педиатрических отделений ДГП № 55 для измерения количественных показателей фактической деятельности.
3. Провести анкетирование медицинских сестер педиатрических отделений об организации работы педиатрических отделений ДГП №55.
4. На основе полученных данных проанализировать фактическую деятельность медицинских сестер педиатрических отделений.
5. Разработать рекомендации по улучшению организации работы педиатрических отделений.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы организации работы сестринского персонала педиатрических отделений детских городских поликлиник 7
1.1 Повышение квалификации и аттестация сестринского персонала 9
1.2 Штатное расписание педиатрических отделений 11
1.3 Должностная инструкция медсестры участковой 13
1.4 Медицинская документация, заполняемая участковой медицинской сестрой 17
1.5 Организация рабочего места участковой медсестры 19
1.6 Планирование рабочего времени участковой медсестры 21
Глава 2. Практическое исследование работы сестринского персонала 1-го и 2-го педиатрических отделений ДГП № 55 22
2.1 Анализ анкетирования участковых медицинских сестер педиатрических отделений ДГП № 55 23
2.2 Фотография рабочего времени участковых медицинских сестер педиатрических отделений ДГП № 55 25
2.3 Разработка рекомендаций по улучшению организации работы сестринского персонала 27
Заключение
28
Список литературы 29
Приложения
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
Оглавление
Введение |
3 | |
Глава 1 |
Теоретические основы организации работы сестринского персонала педиатрических отделений детских городских поликлиник |
7 |
1.1 |
Повышение квалификации и аттестация сестринского персонала |
9 |
1.2 |
Штатное расписание педиатрических отделений |
11 |
1.3 |
Должностная инструкция медсестры участковой |
13 |
1.4 |
Медицинская документация, заполняемая участковой медицинской сестрой |
17 |
1.5 |
Организация рабочего места участковой медсестры |
19 |
1.6 |
Планирование рабочего времени участковой медсестры |
21 |
Глава 2. |
Практическое исследование работы сестринского персонала 1-го и 2-го педиатрических отделений ДГП № 55 |
22 |
2.1 |
Анализ анкетирования участковых медицинских сестер педиатрических отделений ДГП № 55 |
23 |
2.2 |
Фотография рабочего времени участковых медицинских сестер педиатрических отделений ДГП № 55 |
25 |
2.3 |
Разработка рекомендаций по улучшению организации работы сестринского персонала |
27 |
Заключение |
28 | |
Список литературы |
29 | |
Приложения |
Медицинским сестрам отводится одна из ведущих ролей в решении задач медико-социальной помощи населению и повышении качества и эффективности медицинских услуг сестринского персонала в ЛПУ. Функции медицинской сестры разнообразны, и ее деятельность касается не только диагностического и лечебного процесса, но и ухода за пациентами с целью полной реабилитации больного. Сестринское дело – неотъемлемая составная часть системы здравоохранения. Оно является многогранной медико-санитарной дисциплиной и имеет медико-социальное значение, поскольку призвано поддерживать и охранять здоровье населения.
Сестринское
дело - это социально-трудовой процесс,
направленный на медицинско-компетентное
выявление проблем человека (пациента),
связанных с квалифицированной помощью
и социальной поддержкой общего состояния
здоровья. Разумеется, конечная цель сестринского
дела - помощь больному. В тоже время главный
реализатор этого социально-трудового
процесса - медицинская сестра.
Особая роль сестринского
персонала в условиях первичной медико-санитарной
помощи и семейной медицины заключается
в использовании современных технологий
профилактики, в том числе по формированию
медицинской активности населения.
Возрастает роль сестринского
персонала в санитарном просвещении населения
по таким его важнейшим направлениям,
как формирование здорового образа жизни,
профилактика заболеваний, отравлений
и несчастных случаев, половое воспитание,
планирование семьи и безопасное материнство.
В свете современных требований большее внимание отводится первичному звену медицинской помощи, ранней диагностике и, самое главное, профилактике заболеваний и осложнений, которые невозможны без активного использования сестринского персонала, их знаний и умений по уходу за пациентами, по выполнению технологий и манипуляций, работе с родственниками и самими пациентами по обучению навыкам выполнения простейших манипуляций, грамотному оказанию неотложной доврачебной помощи и т.п.
Основным принципом организации работы поликлиники является участковый принцип оказания медицинской помощи, который заключается в том, что территория, обслуживаемая поликлиникой, делится на территориальные участки. К каждому участку прикрепляются определенный врач-педиатр и медицинская сестра, которые призваны оказывать лечебно-профилактическую помощь жителям своего участка. Соблюдение участкового принципа повышает ответственность врача и медсестры за судьбу больных и, в конечном счете, определяет эффективность работы поликлиники. В современных условиях ежегодной диспансеризации всего детского населения вопросы организации работы поликлиники по участковому принципу приобрели особую актуальность.
В настоящее время приоритетной задачей для здравоохранения является повышение качества медицинской помощи. Реформирование сестринской службы, прежде всего, ставит своей задачей повышение качества оказания сестринской помощи населению. Безусловным резервом повышения качества медицинских услуг населению является правильная организация работы медицинских специалистов среднего звена: рациональная расстановка кадров, перераспределение функций между средним и младшим медицинским персоналом, планирование работы, снижение непроизводственных затрат рабочего времени и так далее. Основная роль в решении этих задач отводится руководителям сестринских служб - главной медицинской сестре и старшим медицинским сестрам отделений. Управление сестринским персоналом - это целенаправленная деятельность руководителей организаций здравоохранения и их подразделений, использующих различные механизмы управления и каналы связи для обеспечения слаженной квалифицированной работы сестринского персонала по оказанию помощи пациентам в необходимом объеме и соответствующего качества.
Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность учреждения во многом зависит от грамотной организации работы. Если правильно не организовать работу сестринского персонала, то это приведет к потерям рабочего времени, лишнему перенапряжению и, в конечном счете, скажется на качестве обслуживания.
Цель работы – анализ теоретических и практических аспектов организации работы медицинских сестер педиатрических отделений ДГП № 55 и разработка рекомендаций по улучшению организации работы медицинских сестер.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть нормативно-правовые документы, характеризующие деятельность медицинских сестер детской поликлиники.
2. Произвести хронометраж рабочего времени медицинских сестер педиатрических отделений ДГП № 55 для измерения количественных показателей фактической деятельности.
3. Провести анкетирование медицинских сестер педиатрических отделений об организации работы педиатрических отделений ДГП №55.
4. На основе полученных данных проанализировать фактическую деятельность медицинских сестер педиатрических отделений.
5. Разработать рекомендации по улучшению организации работы педиатрических отделений.
Методы исследования:
1) анализ;
2) хронометраж;
3) анкетирование;
4) наблюдение.
Объект исследования – медицинские сестры 1-го и 2-го педиатрических отделений детской городской поликлиники № 55.
Предмет исследования – фактическая деятельность медицинских сестер 1-го и 2-го педиатрических отделений детской городской поликлиники № 55.
База исследования – 1-ое и 2-ое педиатрические отделения детской городской поликлиники № 55.
Глава 1. Теоретические основы организации работы сестринского персонала педиатрических отделений ДГП.
Стоматологическая поликлиника проводит профилактическую работу со здоровыми пациентами, диспансеризацию детского населения в районе деятельности, оказывает медпомощь на догоспитальном этапе, осуществляет мероприятия по охране здоровья пациентов в организованных коллективах, правовую защиту матери и ребенка. [1]
Профилактическая работа врача-стоматолога заключается в систематическом наблюдении за развитием и состоянием здоровья пациента; организации рационального питания, физического воспитания; проведении мероприятий по профилактике кариеса, парадонтоза, периодонтита и другой патологии; проведении санпросветработы. Стоматологическая медсестра, являясь первым помощником врача, осуществляет дородовой патронаж, патронаж новорожденных; планирует профилактические прививки; помогает врачу на приеме. Для усиления профилактической работы в поликлинике создаются кабинеты здорового ребенка. Оказание лечебно-профилактической помощи предусмотрено непосредственно в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах. Работа детской поликлиники построена по участковому принципу. В большинстве детских поликлиник имеются хирург, ортопед-травматолог, офтальмолог, отоларинголог, невропатолог, кардиоревматолог. [3]
Лечебная помощь заболевшим детям осуществляется путем обслуживания на дому по вызовам, приемов в поликлинике, наблюдения врачом и медсестрой больного ребенка на дому и в поликлинике, организации необходимых лечебных мероприятий, консультаций, обследования и лечения специалистами, направления ребенка при показаниях на стационарное или санаторное лечение. Участковая медсестра выполняет врачебные назначения и процедуры на дому или в поликлинике, контролирует соблюдение родителями режима и правил ухода за больным ребенком. В детских поликлиниках проводится восстановительное лечение детей с заболеваниями органов дыхания, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, создаются отделения (кабинеты) восстановительного лечения.
Лечебно-профилактическая помощь детям в организованных коллективах (дошкольных учреждениях и школах) оказывают врачи дошкольно-школьного отделения поликлиники, которые обеспечивают контроль за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимами, питанием, физическим и трудовым воспитанием; участвуют в плановой диспансеризации детей, организуют нуждающимся детям оздоровительные мероприятия в условиях школы, дошкольного учреждения, поликлиники; осуществляют санитарное просвещение детей, родителей, персонала учреждений, проводят работу по гигиеническому воспитанию детей. Наряду с лечебно-профилактической работой детская поликлиника берет на себя защиту прав матери и ребенка, предусмотренных соответствующими законодательными актами, проводит работу с неблагополучными семьями, помогает в устройстве детей в дошкольные учреждения, дома ребенка, ведет правовую пропаганду среди населения.
Детская поликлиника должна иметь фильтр с отдельным входом, изоляторы с боксами, кабинеты врачей - педиатров и других специалистов, лечебно-диагностические кабинеты, регистратуру и другие помещения. В современных типовых проектах детских поликлиник предусматривается специальный блок для отделения восстановительного лечения. Во многих поликлиниках выделяются блоки для профилактического отделения, пристраиваются бассейны для проведения оздоровительных и лечебных процедур.
1.1 Повышение квалификации и аттестация сестринского персонала
Профессиональное образование и развитие оказывают огромное влияние на формирование моделей специалиста сестринского дела любого уровня, качества его трудовой жизни и на результаты оценки его трудовой деятельности. Последипломное образование является важным фактором, который позволяет медицинской сестре поддерживать необходимый уровень профессиональной компетенции в течение всей ее трудовой деятельности. Медсестра поликлиники должна иметь высокую профессиональную подготовку и являться специалистом широкого профиля, владеть навыками работы в различных профильных кабинетах, имеющих свою специфику и объём манипуляций.
Исключительная роль последипломного обучения в системе непрерывного образования обусловлена прежде всего тем, что оно ответственно за обновление и обогащение интеллектуального потенциала общества в лице специалистов с высшим и средним специальным образованием. Их социальную защищенность нужно обеспечивать не только с помощью экономических мер, но и через образование, роль которого неизмеримо возрастает. Система последипломного образования призвана в короткие сроки повысить квалификацию и осуществить переподготовку специалистов.
Повышение квалификации среднего медицинского персонала регламентируется Приказом Министерства здравоохранения от 5 июня 1998 г. N 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (в редакции Приказов Минздрава РФ от 04.04.2003 N 143, от 26.05.2003 N 222, от 05.08.2003 N 332).
Организация аттестационной работы — это один из механизмов государственного контроля за расстановкой и использованием медицинских кадров, уровнем и качеством оказания лечебно-профилактической помощи населению. Основной формой проверки теоретических знаний и практических навыков специалиста является аттестационный экзамен, проводимый с использованием тестовых заданий. При аттестации и переаттестации специалиста на квалификационную категорию учитывается процент правильных ответов по тестовой программе и решение ситуационных задач, владение практическими навыками и т. п.