Теоретические основы организации работы сестринского персонала педиатрических отделений детских городских поликлиник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ теоретических и практических аспектов организации работы медицинских сестер педиатрических отделений ДГП № 55 и разработка рекомендаций по улучшению организации работы медицинских сестер.

Задачи исследования:
1. Рассмотреть нормативно-правовые документы, характеризующие деятельность медицинских сестер детской поликлиники.
2. Произвести хронометраж рабочего времени медицинских сестер педиатрических отделений ДГП № 55 для измерения количественных показателей фактической деятельности.
3. Провести анкетирование медицинских сестер педиатрических отделений об организации работы педиатрических отделений ДГП №55.
4. На основе полученных данных проанализировать фактическую деятельность медицинских сестер педиатрических отделений.
5. Разработать рекомендации по улучшению организации работы педиатрических отделений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы организации работы сестринского персонала педиатрических отделений детских городских поликлиник 7
1.1 Повышение квалификации и аттестация сестринского персонала 9
1.2 Штатное расписание педиатрических отделений 11
1.3 Должностная инструкция медсестры участковой 13
1.4 Медицинская документация, заполняемая участковой медицинской сестрой 17
1.5 Организация рабочего места участковой медсестры 19
1.6 Планирование рабочего времени участковой медсестры 21
Глава 2. Практическое исследование работы сестринского персонала 1-го и 2-го педиатрических отделений ДГП № 55 22
2.1 Анализ анкетирования участковых медицинских сестер педиатрических отделений ДГП № 55 23
2.2 Фотография рабочего времени участковых медицинских сестер педиатрических отделений ДГП № 55 25
2.3 Разработка рекомендаций по улучшению организации работы сестринского персонала 27
Заключение
28
Список литературы 29
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая сентябрь2013г.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

  - карта профилактических прививок ф. № 063/у;

- журнал учета профилактических прививок ф. № 064/у;

- карта обследования ребенка (подростка) с необычной реакцией на вакцинацию (ревакцинацию) БЦЖ ф. № 055/у;

- журнал регистрации посещений изолятора детской поликлиники, отделения поликлиники ф. № 059/у;

- справка для получения путевки ф. № 070/у;

- тетрадь учета работы на дому участковой (патронажной) медицинской сестры (акушерки) ф. № 116/у;

- статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов ф. № 025-2/у;

- направление на консультацию и во вспомогательные кабинеты ф. № 028/у;

- экстренное извещения об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку ф. № 058/у.

 

     1.5 Организация рабочего места участковой медсестры

 

Организация рабочего места  представляет собой материальную основу, обеспечивающую эффективное использование оборудования и рабочей силы. Главной ее целью является обеспечение высококачественного и эффективного выполнения работы в установленные сроки на основе полного использования оборудования, рабочего времени, применения рациональных приемов и методов труда, создания комфортных условий труда, обеспечивающих длительное сохранение работоспособности работников. Для  достижения этой цели к рабочему месту предъявляются  технические, организационные, экономические и эргономические требования.

     Рационально организованное рабочее место обеспечивает условия труда, правильное построение трудового процесса, избавляет от лишних и неудобных движений, позволяет сократить затраты времени, улучшить использование оборудования, повысить качество выполняемой работы, обеспечить сохранность оборудования.

     Санитарными нормами предусмотрено, что на каждого сотрудника должно приходиться не менее 4,5м2  производственной площади при высоте помещения 3,2м. Объем производственного помещения на каждого работающего должен быть не менее 15 м.  При определении площади рабочего места должны учитываться габариты оборудования, нормы промсанитарии и техники безопасности, ширина проходов и проездов. Площадь универсального рабочего места проектируется несколько большей, чем для места специализированного, так как она должна позволять устанавливать дополнительное оборудование и приспособления

     В организации работы участковой медицинской сестры также большую роль играет оснащенность ее рабочего места, то есть кабинета, в котором она ведет прием с врачом-педиатром.

 

     Оснащение кабинета участкового врача-педиатра:

- письменный стол  – 2;

- стул – 4;

- телефон - 1;

- пеленальный стол  – 1;

- шкаф с запирающимися  ящиками – 1;

- ростомер – 1;

- ростомер для грудных  и новорожденных детей – 1;

- весы напольные –  1;

- весы для грудничков  и новорожденных детей – 1.

- термометр – 1;

- сантиметровая лента  – 1;

- емкость для дезинфекции  термометров – 1;

- чистые пеленки – 5;

- шпателя металлические  – 30;

- емкость для дезинфекции шпателей – 1.

 

 

 

 

 

1.6 Планирование рабочего времени участковой медсестры

 

     Изучение  затрат рабочего времени имеет  большое значение, т.к. исходя  из информации, получаемой в его  результате решается большинство  задач, связанных с организацией труда и его нормированием.

 

     Исследования  проводятся с целью определения  структуры операций, затрат рабочего  времени, рационализации приемов  и методов труда, выявления  причин невыполнения норм, нерациональных  затрат и потерь рабочего времени,  получения данных о факторах, влияющих на время выполнения элементов операций, разработки нормативных материалов, оценки качества норм и нормативов, а также для решения других задач.

 

     Рассмотрим план работы участковой медицинской сестры.

 

 1. Приход на работу                                                                                   8.30

2. Подготовка рабочего  места к приему пациентов                         8.30 – 9.00

3. Прием пациентов  с участковым врачом-педиатром                    9.00 – 12.00

4. Работа с документацией                                                                 12.00 – 14.00

5. Обеденный перерыв                                                                       14.00 – 14.30

6. Работа на участке,  выход на патронажи новорожденных, выполнение манипуляций на дому                                                                          14.30 – 15.45

 

 

 

 

 

 

 

   Глава 2. Практическое исследование работы сестринского персонала 1-го и 2-го педиатрических отделений ДГП № 55.

 

    Детская городская поликлиника № 55 начала свою деятельность в довоенные годы в составе Крестовского медицинского объединения, после чего именовалась поликлиникой № 10 Щербаковского района. Затем, на основании  приказа Дзержинского РЗО № 555 от 31.12.1962 года была переименована в поликлинику № 98. На основании решения исполкома Моссовета № 342 от 21.08.1963 года и приказа МГЗО № 343 от 28.08.1963 года стала считаться самостоятельной, и ей был присвоен № 55. С 1991 года, после вхождения Дзержинского района в состав Северо-Восточного административного округа города Москвы, поликлиника была передана в подчинение Медицинского Управления Северо-Восточного административного округа.

    

     В поликлинике существуют:

- 1-ое и 2-ое педиатрические  отделения;

- отделение восстановительного лечения со стационаром на 60 коек, из них 30 коек с круглосуточным пребыванием;

- отделение медицинской  помощи детям на дому.

   

     Поликлиника в своей работе использует:

- методы ультразвуковой  диагностики;

- методы рентгеновских исследований;

- методы функциональной  диагностики с использованием  многоканальных функциональных  электрокардиографических аппаратов;

- лазерные инъекторы  в лабораторной практике;

- эхоэнцефалографические  и электроэнцефалографические компьютерные программы;

- высокоразрешающую  офтальмологическую технику;

- магнито- и лазеротерапию в ФТО;

- в зале лечебной  физкультуры используются тренажеры  и дыхательная аппаратура.

 

2.1 Анализ анкетирования участковых медицинских сестер педиатрических отделений ДГП № 55.    

 

     В ходе  анкетирования было опрошено 13 участковых  сестер. Целью данного анкетирования  являлось выяснение того, насколько  эффективно организована работа  персонала в педиатрических отделениях  ДГП № 55.

 

     Число обслуживаемых поликлиникой детей составляет 14912 человек. Обеспеченность участковыми педиатрами составляет 8,5 на 10 000 детей (при нормативе 12,5 на 10 000 детского населения). Среднее количество детей на одном среднестатистическом педиатрическом участке - 1147, норматив - 800.   Поликлиника разделена на 13 участков, к каждому из которых прикреплен один участковый педиатр и одна медицинская сестра. У 7 медицинских сестер из 13 имеется совмещение должностей на 0,5 ставки.

 

      Штатное  расписание поликлиники приведено  ниже в таблице 1.

 

                                                                                                          Таблица 1.

                                           ПЕДИАТРИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 1

1

Заведующий  педиатрическим отделением - врач-педиатр

1,0

2

Врач - педиатр  участковый

9,5

3

Старшая медицинская  сестра

1,0

4

Медицинская сестра участковая

14,25

5

Санитарка

3,25

Итого:                                                                                                      29

ПЕДИА ТРИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 2

1

Заведующий  педиатрическим отделением - врач-педиатр

1,0

2

Врач - педиатр  участковый

9,25

3

Старшая медицинская  сестра

1.0

4

Медицинская сестра участковая

13,75

5

Санитарка

3,0

Итого:                                                                                                      28


 

Исходя из вышеизложенного, видно, что штат поликлиники укомплектован  не полностью, в связи с чем  возрастает нагрузка на участковую медицинскую  сестру. Это, в свою очередь, может  отразиться на качестве оказываемой ею медицинской помощи. 

  

     Результаты  анкетирования показали, что все  опрошенные сотрудники проходят  повышение квалификации своевременно  и в полном объеме, в соответствии  с   Приказом Министерства здравоохранения  от 5 июня 1998 г. N 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием».  

     Так же, в результате анкетирования было  выявлено, что из 13 участковых медицинских сестер 8 имеют первую квалификационную категорию, 2 – высшую.

     Так как в организации деятельности медицинской сестры должностная инструкция играет немаловажную роль, поскольку это документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника, в анкете, заполняемой участниками исследования, были приведены вопросы, касающиеся должностной инструкции. И, как показали результаты анкетирования, все 13 участковых медицинских сестер ознакомлены со своей должностной инструкцией и у каждой из них копия должностной инструкции находится на руках. Пример должностной инструкции участковой медицинской сестры находится в Приложении к данной работе.

     Некоторые  вопросы анкетирования касались  и участия старших медицинских  сестер в организации деятельности  участковых сестер. В результате  анализа ответов на эти вопросы удалось вывить следующее:

  1. Старшие медицинские сестры 1-го и 2-го педиатрических отделений контролируют приход и уход медицинских сестер  - в 100 % ответов.
  2. Старшие медицинские сестры контролируют качество оказания участковыми сестрами медицинской помощи – в 100 % ответов.

     Из этого  можно сделать вывод, что дисциплина, а также организация контроля  за оказанием медицинской помощи  находится на высоком уровне.

      Так  же результаты анкетирования  показали, что 62,5 % опрошенных не  довольны оснащенностью своего рабочего места, что может привести к снижению качества оказываемой медицинской помощи.

      30,7 % опрошенных  показали, что их несвоевременно  информируют об изменении заработной  платы, что является неправильным  с точки зрения мотивации труда  персонала и может повлечь снижение качества работы.

      Так  же в результате анализа анкетирования  было выявлено, что 46,1 % опрошенных  медицинских сестер не считают  распределение своего рабочего  времени оптимальным.

 

  • Фотография рабочего времени участковых медицинских сестер педиатрических отделений ДГП № 55.
  •  

         Фотография рабочего времени используется для выявления потерь рабочего времени и причин, которые их вызывают, а также для установления соотношения между отдельными видами затрат времени. Полученные данные используются как исходные при нормировании.

         Фотография рабочего времени проводится в три этапа. На первом этапе проводится предварительное изучения работы, выбор объекта наблюдения.

         Второй этап включает непосредственное наблюдение и изучение всех затрат времени с точностью до одной минуты. Результаты фиксируются в специальных наблюдательных листах.

    Информация о работе Теоретические основы организации работы сестринского персонала педиатрических отделений детских городских поликлиник