Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 18:54, контрольная работа
«Лечебная педагогика – это синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью выравнивание характера и личности, в целом» (В.П. Кащенко).
«Сотрудничество врача и педагога, совместная организация медико-педагогический, санитарно-педагогических, коррективно-педагогических мероприятий на основе принципов коррективной (лечебной) педагогики – вот единственно возможный путь борьбы с психопатическими и нервными состояниями и заболеваниями в детском возрасте» (В.П.Кащенко, 1930).
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА»
Выполнила студентка гр. СП-2010
Гурьева
Евгения
Вклад
в развитие лечебной
педагогики Кащенко
В.П.
«Лечебная педагогика – это синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью выравнивание характера и личности, в целом» (В.П. Кащенко).
«Сотрудничество
врача и педагога,
совместная организация
медико-педагогический,
санитарно-педагогических,
коррективно-педагогических
мероприятий на основе
принципов коррективной (лечебной)
педагогики – вот единственно
возможный путь борьбы
с психопатическими
и нервными состояниями
и заболеваниями в детском
возрасте» (В.П.Кащенко, 1930).
В
отечественной психолого-
В
современной психолого-
Отнесение ребенка к данной категории
осуществляется, как правило, по внешним
проявлениям его индивидуально-психологических
особенностей, служащих препятствием
для нормального протекания учебно-воспитательного
процесса.
Такое понимание проблемы трудного детства вполне согласуется с идеями, развиваемыми Всеволодом Петровичем.
Всеволод Петрович стоял у истоков современной коррекционной, или, как он ее называл, коррективной (лечебной) педагогики и заложил основы психолого-педагогической работы с исключительными, педагогически запущенными, трудновоспитуемыми детьми. По мнению В. П. Кащенко, в появлении трудных детей виновато все общество, а потому и ответственность за них лежит на обществе в целом.
Всеволод Петрович имел глубокие знания в различных сферах науки: неврологии, психиатрии, психологии, педагогики и т.д. Это позволило ему одним из первых обосновать принципы лечебной (коррективной) педагогики в нашей стране. Его книга «Дефективные дети и школа» (1912) стала первым русским учебником по дефектологии.
В 1908 г. в Москве на Девичьем поле было открыто учреждение для аномальных детей, которое получило название Школа-санаторий для дефективных детей доктора В. П. Кащенко.
Школа-санаторий была лечебно-воспитательным учреждением. Она обслуживала детей малоуспевающих, нервных, трудных в воспитательном отношении: ленивых, возбудимых, вялых, истеричных.
Не принимались в школу идиоты, глубоко отсталые, эпилептики. Приему подлежали дети в возрасте от четырех до шестнадцати лет. Одновременно учреждение могло обслуживать двадцать два воспитанника, которые делились на три семьи. Семья имела воспитателя, жившего в одном дортуаре с воспитанниками. Каждая семья жила, питалась и играла отдельно. Для учебных занятий воспитанники в соответствии со своими индивидуальными особенностями были разделены на более мелкие подгруппы.
Цель учреждения - исправление недостатков развития путем лечения, воспитания и обучения и подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.
В школе-санатории особые требования предъявлялись к педагогам, поведение которых, по мнению Всеволода Петровича, определяет психическое здоровье всего коллектива.
Не менее важной считалась и работа с родителями детей, так как опыт показал, что специальные детские учреждения страдают от непонимания родителями своих задач.
Обучение детей строилось на основе пробуждения у них самостоятельности и активности в ходе усвоения знаний. Основным методом, обеспечивающим развитие способностей и коррекцию личности, были занятия ручным трудом. В заведении все силы педагогов были направлены на развитие трудоспособности, интереса, активности и самостоятельности детей. Так же как и в педагогической системе К. Д. Ушинского, в воспитательных мероприятиях В. П. Кащенко придаётся исключительное значение развитию активности и творчества детей посредством разумной и полезной деятельности, которая интересна детям. Основным методом, обеспечивающим активность учащихся в процессе усвоения знаний, развитие способностей, коррекцию личности, было применение на всех уроках ручного труда. Дети сами взвешивали, измеряли, зарисовывали, составляли коллекции, делали модели из глины и других материалов. Важнейшим принципом в школе-санатории был индивидуальный подход к воспитанникам. Воспитатели внимательно наблюдали за деятельностью воспитанников, определяли их интересы и наклонности к тому или иному виду труда и помогали им осуществлять интересную для них деятельность. Педагоги активно поддерживали творческий характер трудовой деятельности воспитанников. Воспитатели считали, что творческий характер труда воспитанников является важным условием выбора в будущем жизненного пути.
Всеволод
Петрович подчеркивал необходимость
начинать обучение с пробуждения
у учащихся интереса к результатам
труда. Первоначально результатами труда
были игрушки, затем предметы домашнего
обихода.
Интерес пробуждался путем демонстрации
детям хорошо выполненной вещи и ее практического
на значения. За желанием иметь вещь следовало
стремление ее изготовить.
Интерес к учению поддерживался благодаря максимальной конкретизации учебного материала на основе использования наглядных пособий, а также наличия тесной связи между всеми предметами.
Всеволод
Петрович не ограничивал свою деятельность
рамками конкретного лечебно-
Деятельность
школы-санатория по воспитанию детей
с отклонениями была высоко оценена
современниками. Известный олигофренопедагог А.
Х.С. Замский считает, что это одно из первых заведений, в которых была налажена научно-методическая работа: «Школа-санаторий В. П. Кащенко явилась не только одним из первых специальных учреждений для детей, но и первым научно-методическим учреждением, занявшимся вопросами обучения и воспитания детей с разного рода нарушениями центральной нервной системы».
Кащенко написал одну из первых в России работ по обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии — «Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков» в книге систематизированы взгляды автора на исправление недостатков характера у детей, раскрываются лечебно-педагогические методы коррекции. В книге даётся всесторонний подход с точки зрения медицины, педагогики и психологии. Педагогическая коррекция рассматривается как целостный процесс, в котором взаимодействуют учащиеся, педагоги, семья и общество. В книге выстроена система обучения и воспитания детей с нарушениями центральной нервной системы и с поведенческими отклонениями.
В. П. Кащенко — выдающийся организатор обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, создавший оригинальную систему обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
Всеволод
Петрович внес огромный вклад в развитие
лечебной педагогики: он сформулировал
причины детской дефективности, рассказал
о принципах дошкольного, школьного обучения
аномальных детей и о дефектологическом
образовании, создал первый музей
дефектологии, в 1920 г. создал Педагогический
институт детской дефективности, где был
ректором до 1924 г., пока институт не вошел
в качестве дефектологического отделения
педагогического факультета во II Московский
государственный университет. В.П. Кащенко
явился автором первого русского учебника
по дефектологии "Дефективные дети
и школа" (1912); фундаментального труда
"Проблемы изучения и воспитания ребенка"
(1926); монографии ''Исключительные дети.
Их изучение и воспитание" (1929).
Информация о работе Вклад в развитие лечебной педагогики Кащенко В.П.