Здоровьесберегающие технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:58, реферат

Описание работы

Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой – приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы школы. Она включает последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы полученное учащимися образование происходило без ущерба для здоровья. Воспитание культуры здоровья, под которой мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
3
1 Введение понятия «здоровья». Основные компоненты «Здоровый образ жизни»……………………………………………………………..

4
2 Мода на здоровье………………………………………………………
10
3 Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе…..
12
Заключение……………………………………………………………….
19
Литература………………………………………………………………..
20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 58.95 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….

3

1 Введение понятия «здоровья». Основные компоненты «Здоровый образ жизни»……………………………………………………………..

 

4

2 Мода на здоровье………………………………………………………

10

3 Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе…..

12

Заключение……………………………………………………………….

19

Литература………………………………………………………………..

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Состояние здоровья детей, подростков и молодёжи в России вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы  образования и здравоохранения, но и у всего общества в целом.

Практически во всех регионах России в среднем по стране более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические  заболевания и нуждаются в  стационарном лечении. Лидирующее положение  занимают болезни опорно-двигательного  аппарата – 60-70%, причина – слабое развитие мышечного аппарата. В школу  поступают практически здоровыми 75% детей, а заканчивают её здоровым лишь каждый десятый выпускник.

Если забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего  педагогического коллектива и происходит на профессиональной основе, можно  говорить о реализации в школе  здоровьесберегающей педагогики. Если эти вопросы игнорируются, оставаясь красивыми фразами в планах и отчётах, если не организована целенаправленная работа по защите здоровья учащихся и педагогов от многочисленных негативных факторов окружающей среды, то разрушающий здоровье “эффект”, причём для всех субъектов образовательного процесса неизбежен.

Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой – приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы школы. Она включает последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы полученное учащимися образование происходило без ущерба для здоровья. Воспитание культуры здоровья, под которой мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение понятия «здоровья».

Основные компоненты «Здоровый  образ жизни»

 

Центральным в категориальном аппарате психологии здоровья является понятие  здоровья. На сегодняшний день существует множество определений этого  понятия. Так, в словаре С.И.Ожегова  под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его  полное физическое и психическое  и психическое благополучие». Согласно определению Всемирной организации  здравоохранения, здоровье - это состояние  полного физического, психического и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней или  физических дефектов.

Здоровье - это комплексное и, при  этом, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и  экологической среды и позволяющее  человеку в различной степени  осуществлять его социальные функции (Г.А.Калачев, 1996).

В.П.Казначеев (1994г.) определяет здоровье «как динамический процесс сохранения и развития физиологических, биологических  и психических функций, оптимальной  трудовой и социальной активности при  максимальной продолжительности активной творческой жизни».

Разнообразие трактовок понятия  здоровья характеризует его как  сложное, многозначное и неоднородное явление. Существует четыре модели определения  здоровья:

а) медицинская, подчеркивающая отсутствие болезни, нормальное функционирование организма;

б) биомедицинская, где главным  является взаимодействие со средой, способность  приспосабливаться к меняющимся условиям, субъективное ощущение здоровья;

в) биосоциальная, делающая упор на работоспособность, слаженность профессиональной или  учебной деятельности; социальным признакам  придается приоритетное значение;

г) ценностно-социальная модель, подчеркивающая моменты общения и взаимодействия людей; здоровье - ценность для человека, необходимая предпосылка для  полноценной жизни.

Большинство авторов изучающих  феномен здоровья соглашаются с  тем, что это сложное, многокомпонентное  явление и выделяют соматический, психический и социальный его  уровень. О.Л.Трещева не соглашаясь с этим, утверждает: «характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации  не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящее ему вред. Поэтому  здоровье человека должно определяться и личным уровнем его проявления»[6].

В связи с этим она предлагает целостный взгляд на здоровье представлять в виде четырехкомпонентной модели, в которой подчеркнуты взаимосвязи различных его компонентов, таких как: духовный - определяющий его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, убеждениями, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу; физический - характеризующийся уровнем физиологического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма. Это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение). Это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение); психический - определяется, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально - волевой сферы. А так же, это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение); социальный - характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме. Данное выделение компонентов здоровья, позволяет с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования целостного организма, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.

Современная гуманистическая психология считает, что в каждом человеке, каждом новорожденном ребенке заложено активное стремление к здоровью, тяга к самоактуализации и всестороннему развитию. Но, базовые умения личности быть здоровым могут быть нарушены рядом причин, формирующих патологические психосоматические функциональные системы [6].

К сожалению  большинство людей не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамики), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде, с почти неизбежным в этих случаях развития ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге, приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов.

Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и  алкоголю, укорачивают свою жизнь.

Здоровье индивидуума – это  динамический процесс приспособления к окружающей среде. Идеального, абсолютного  здоровья не бывает [3].

Известны ещё более ста определений  понятия «Здоровье человека», –  оригинальных, ёмких, конкретных и содержательных, однако либо излишняя их детализация, либо акцентуация – преимущественно  на биологической, физиологической, физической, психологической, или на социальной основе рассматриваемого явления – делает такие определения, (не отрицая присущих им достоинств), – не всегда вполне пригодными для широкого их использования, – как в научно-методической, так и в образовательной деятельности [4],

Критерии оценки здоровья могут  быть:

1.уровень физической работоспособности  и морфологического развития  на данном этапе;

2.наличие хронических  заболеваний, физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность;

3.социальное благополучие, возможность приспосабливаться  к меняющимся условиям жизни  и сохранение определенной устойчивости  к воздействию неблагоприятных  факторов среды, реакции организма  на воздействие внешней среды; 

4.питание; 

5.нарушение гормональной  регуляции со стороны эндокринной  системы, накопления метаболитов,  микробных токсинов и др.

6.радиация и отравление;

7.состояние психики человека [3].

Здоровье человека складывается из нескольких основных компонентов:

  1. Соматический компонент здоровья человека;
  2. Физический компонент здоровья;
  3. Ментальный (умственный, психический) компонент;
  4. Духовно-нравственный компонент здоровья;
  5. Психолого-коммуникативный (психологический) компонент;
  6. Сенсорный компонент здоровья;
  7. Речевой (логопедический) компонент;
  8. Аморбидный (медико-профилактический) компонент здоровья;
  9. Репродуктивный компонент здоровья человека.

Что же касается роли и значения основных факторов, которые принимают участие  в формировании здоровья, то многолетние  исследования научной школы специалистов по общественному здравоохранению, возглавляемой академиком Ю.П.Лисицыным, позволили распределить их следующим  образом [4]:

  1. Образ жизни человека – он на 50-55% определяет состояние его здоровья;
  2. Экологические факторы – на 20-25% влияют на здоровье человека;
  3. Биологические факторы – на 15-20% определяют состояние здоровья;
  4. Медицинские факторы – на 8-10% оказывают влияние на здоровье человека.

Эти выводы известных, авторитетных учёных, признанных экспертами ВОЗ, не вызывают сомнений. Они признаны широкими кругами  учёных и практиков и активно  используются в научно-исследовательской, медико-профилактической, санитарно-просветительской, научно-популярной, учебно-методической деятельности. При этом данные выводы о роли и значении основных факторов формирования здоровья часто цитируются в приближённом соотношении их влияния на здоровье как 50% (1): к 20 % (2): к 20% (3): и к 10% (4). Тем самым, подчёркивается не столь уж значительное влияние медицины на формирование и сохранение здоровья человека, однако при этом выделяется несравненно большее значение для здоровья того образа жизни, который ведёт сам человек: «Хочешь быть здоровым – будь им!».

Всё это выглядит вполне обоснованно  и очень убедительно, но на два  обстоятельства нельзя не обратить внимания:

  1. Данные выводы исходят из патоцентрического подхода исследователей к здоровью и основываются на анализе причин заболеваемости людей, тогда как более предпочтительным представляется валеоцентрический подход к определению значения факторов, непосредственно влияющих на формирование здоровья человека;
  2. Уважаемые исследователи объединяют образ жизни человека с условиями его жизни, а это совершенно разные факторы, и такое объединение выглядит не вполне корректным методологически [4].

Более обоснованным, исходя из валеоцентрического подхода к формированию здоровья, структурно-логическим методом разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на 4 равные по значению группы и распределить их относительное значение для формирования, укрепления и сохранения здоровья следующим образом:

  • Экологические факторы: 25% влияния на формирование здоровья;
  • Биологические факторы: 25% влияния на здоровье человека;
  • Социальные факторы, включающие, в частности, и медицину, и организацию здравоохранения: 25% влияния на здоровье;
  • Личностные факторы, обусловливающие мотивацию к здоровью и здоровому образу жизни и включающие направленность личности на формирование, укрепление и сохранение здоровья: 25% влияния на здоровье человека.

Информация о работе Здоровьесберегающие технологии