Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:58, реферат
Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой – приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы школы. Она включает последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы полученное учащимися образование происходило без ущерба для здоровья. Воспитание культуры здоровья, под которой мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни.
Введение………………………………………………………………….
3
1 Введение понятия «здоровья». Основные компоненты «Здоровый образ жизни»……………………………………………………………..
4
2 Мода на здоровье………………………………………………………
10
3 Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе…..
12
Заключение……………………………………………………………….
19
Литература………………………………………………………………..
20
При этом процентное соотношение влияния
этих основных факторов на формирование
здоровья может незначительно
На созидание личностных факторов здоровья человека в значительной степени влияют педагогическая деятельность образовательных учреждений, воспитательная функция семьи, коллектива, средств массовой информации, деятельность учреждений культуры и искусства, спортивно-оздоровительных учреждений, а также и общественная деятельность самого человека.
Необходимо всячески способствовать
формированию у подрастающей молодёжи
по-настоящему здорового, активного, развивающего
и трезвого образа жизни, основанного
на высоких нравственных и морально-этических
принципах, нацеленного на саморазвитие,
самосовершенствование, самореализацию
и успешную социализацию человека.
Это должен быть такой образ жизни,
который обеспечивает формирование
достаточных
Что означает рекомендация: «Вам нужно вести здоровый образ жизни»? Что включает в себя содержание данного понятия – «Здоровый образ жизни»?
«Здоровый образ жизни» включает следующие основные составляющие его компоненты:
Недопустимо следовать весьма рискованной
и реально опасной линии
Введем основные понятия, относящихся к образу жизни человека.
ОБРАЗ ЖИЗНИ – это привычный
объём процессов
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – это такой образ жизни, который в наибольшей степени соответствует индивидуальным особенностям человека и который способствует формированию, укреплению и сохранению его здоровья;
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ – это экономическая категория, которая отражает степень удовлетворения материальных, бытовых и культурных запросов человека; степень удовлетворения запросов населения, его отдельных слоёв и социальных групп;
Качество жизни – это
СТАНДАРТ ЖИЗНИ – социально-
СТИЛЬ ЖИЗНИ – личностная категория социально-психологического характера, отражающая направленность личности на удовлетворение самых разнообразных своих интересов, увлечений, устремлений, хобби, которые органически вплетаются в содержание образа жизни и могут делать его более насыщенным, способствуя самоактуализации, саморазвитию и самореализации личности;
уклад ЖИЗнИ – социальная категория этнологического характера, которая включает выработанные исторически и доказавшие свои определённые преимущества, нормы и правила реализации разнообразных проявлений социального поведения человека в обществе, предписывающие ему те или иные формы такого поведения в конкретных социальных условиях [4].
В современной России стало модно быть здоровым. Здоровый человек может успешно трудиться, зарабатывая деньги и становясь экономически независимым, у него рождаются здоровые дети, он может обеспечить себе достойную старость.
Широкое распространение получили различные теории питания, ведущие к здоровому образу жизни. Книги и выступления Амосова, Г.Малахова, Брэгга, М.Королевой, ведущих диетологов страны и мира привели к тому, что начали рушиться стереотипы питания, установленные в середине прошлого века. Люди, решившие вести здоровый образ жизни, вводят в свой рацион большое количество овощей и фруктов, соков, несущих большое количество микроэлементов и витаминов, кто-то переходит на теорию раздельного питания, лечебного голодания, разгрузочных дней. Питание человека строго балансируется по количеству калорий и частоте приема пищи, ее качественному составу. Получило распространение понятие «100 км», когда в пищу употребляются продукты, выращенные или произведенные не более чем в 100 км от населенного пункта, где они обитают. При таком питании почти не употребляются продукты, прошедшие химическую обработку, имеющие большое количество консервантов и т.д.
В моду вошли занятия спортом, аэробикой, фитнесом. Большое количество клубов предоставляют всевозможные спортивные программы, как общеукрепляющие и рассчитанные на людей различного возраста, от подростков до пожилых, так и целенаправленные на совершенствование здорового крепкого тела. Стало модным говорить: «У меня сегодня фитнесс (теннис, верховая езда)». Широкое распространение получили солярии, восполняющие дефицит солнечного света в наших регионах.
Люди стали обращать большое внимание на качество проведения свободного времени. Интенсивно работающий человек во время своего отдыха стремиться получить интенсивный отдых, возможность оздоровить себя и в то же время увидеть что-то новое и интересное. Широкое развитие получили не только оздоровительные туры на курорты страны и мира со специальными восстановительными программами, но и экстремальный отдых (верховые путешествия, спуски на байдарках, альпинизм и т.д.).
В последнее время все большее количество людей стремятся жить подальше от города с его суетой, загрязненным воздухом. Люди переезжают жить в пригород, активно озеленяют свои территории, стремятся улучшить комфортность своего местопроживания. Семья, имеющая городскую квартиру, стремится на каждые выходные выехать на дачу, значение которой из «6 соток», предназначенных для выращивания картошки, превратилось в место отдыха с газонами, лужайками, цветниками.
Все большее количество людей
стали задумываться о вреде курения
и употребления спиртных напитков.
Люди, озабоченные свои здоровьем, бросают
курить, употреблять крепкие спиртные
напитки, предпочитая хорошие
Изменилось значение и
своевременности профилактики заболеваний
и диспансеризации. Человек, ценящий
свое здоровье, обязательно найдет
время для профилактического
посещения врача, приема препаратов
для предотвращения различных заболеваний,
своевременных прививок против гриппа.
Широкое распространение
Даже при покупке одежды, предметов быта люди стали отдавать предпочтение натуральным материалам – льну, хлопку, чистой шерсти, для мебели – дереву, ротангу и т.д.
Необходимо отметить, что внедрению моды на здоровье способствует и государственная политика, которая своими законами ограничивает употребление спиртных напитков (например, запрет на продажу крепкой алкогольной продукции в Подмосковье с 23.00 до утра), курение в общественных местах, учреждениях здравоохранения и т.д.
Большое внимание здоровому образу жизни стали уделять наши СМИ. В каждом журнале, газете можно найти советы по питанию, диетологии, организации отдыха, статьи психологов, врачей, экспертов, которые подсказывают, как научиться жить, не разрушая, а постоянно укрепляя свое здоровье.
Быстро движется вперед и наука. Обязательное обследование беременных женщин на генетические заболевания, планомерные обследования на протяжении всего периода беременности улучшают потенциальное здоровье ребенка. Широкое распространение получила и прививка от рака – прививка для женщин против вируса папилломы, вызывающей рак шейки матки.
Идеал современного человека – подтянутый, спортивного типа, загорелый, комфортно одетый, сочетающий в себе способности интенсивно и плодотворно работать и комфортно отдыхать. Следует учесть, что завтрашний уровень техники, условия рыночных отношений требуют повышенных психофизических качеств работника. Увеличивается спрос на рабочую силу с более развитыми, совершенными эмоционально-психическими и физическими свойствами. В рыночных условиях нужна и отбирается не рабочая сила вообще, а только та, способности которой в наибольшей степени соответствуют потребностям высокотехнологичного производства, чем и объясняется повышенная мода на здоровье в наше время.
Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.
Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что “знания” взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье
Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактика.
Семья в наше время не
является в наше время местом формирования
и укрепления здоровья ребенка. У
многих родителей не хватает для
этого ни знаний, ни опыта. Но семья
не должна устраняться от решения
столь важной проблемы. Поэтому одной
из задач системы образования
наряду с исследовательской
Воспитанию хороших, здоровых привычек у подрастающего поколения будут способствовать возвращение детей в красоту слова и благородство поступка, воспитание культуры внутреннего мира ребенка, положительный пример взрослых, создание условий для разумного досуга.
Воспитание волевых качеств
характера, просвещение, знание правовых
основ охраны здоровья, правильное
отношение к жизненным
Отсутствие у ребят элементарных знаний о том, как стать здоровым, сохранить и укрепить свое здоровье – это вина родителей и педагогов. Здравоохранительное образование должно помочь людям узнать все о сущности здоровья человека. О том, что укрепляет и ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком.
Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества, подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье – это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.