Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:58, реферат
Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой – приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы школы. Она включает последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы полученное учащимися образование происходило без ущерба для здоровья. Воспитание культуры здоровья, под которой мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни.
Введение………………………………………………………………….
3
1 Введение понятия «здоровья». Основные компоненты «Здоровый образ жизни»……………………………………………………………..
4
2 Мода на здоровье………………………………………………………
10
3 Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе…..
12
Заключение……………………………………………………………….
19
Литература………………………………………………………………..
20
Информационно-просветительские
и воспитательные меры должны осуществляться
в комплексе с
Индивидуальной профилактикой
занимается сам человек, когда ведет
здоровый образ жизни. Общественная
профилактика – это целостная
система мер: социальных, экономических,
законодательных, воспитательных, санитарно-технических
и санитарно-гигиенических. А успех
всех проводимых мер зависит от того,
насколько сознательно
В результате проведенных научных исследований доказано влияние факторов риска, среди которых и вредные привычки, на возникновение различных форм патологии организма. Например, курение ведет к возникновению ишемической болезни сердца, заболеванию легких, способствует появлению злокачественных опухолей. Так как некоторые факторы риска начинают действовать уже с детства, то и причины многих заболеваний следует выявлять и устранять, начиная с детского возраста. Факторы риска широко распространены среди детей и подростков. Ни и именно в этом возрасте грамотно проводимые меры профилактики действуют особенно эффективно. В этот период формируются взгляды, вкусы, привычки, происходит формирование дальнейшего поведенческого образа жизни будущего взрослого человека. Начиная именно с детства необходимо воспитывать волевые черты характера, чуткость и внимание к людям, сдержанность, чувство собственного достоинства, своей значимости в этом мире и неповторимости, самоуважения. Профилактические меры в этот период носят прежде всего информационный, санитарно-просветительский и воспитательный характер.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимаются технологии, реализующие модель здоровьесберегающей педагогики. Она не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др). Главная отличительная особенность здоровьесберегающей педагогики – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса.
Приведенный далее перечень принципов здоровьесберегающей педагогики нельзя считать исчерпывающим, но несоблюдение любого из них нанесет ущерб проводимой работе в целом, а иногда и сведет на нет ее здоровьесберегающий эффект.
Принцип ненанесения вреда.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
Принцип триединого представления о здоровье.
Принцип непрерывности и преемственности.
Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.
Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.
Принцип формирования ответственности.
Принцип отсроченного результата.
Принцип контроля результатов.
Данные принципы помогут правильно организовать образовательный процесс и постепенно разрешать следующие проблемы:
проблему учебных перегрузок школьников, приводящих к состоянию переутомления;
проблему организации физической активности учащихся, профилактики гиподинамии;
проблему питания школьников;
проблему охраны и укрепления психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.);
проблему формирования культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.
проблему организации сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
Наиболее перспективны в разрешении данных проблем следующее здоровьесберегающие технологии:
медико-гигиенические (МГТ);
физкультурно-оздоровительные (ФОТ);
экологические здоровьесберегающие (ЭЗТ);
обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
здоровьесберегающие образовательные (ЗОТ).
Классификация здоровьесберегающих технологий может строиться и на других основаниях. По характеру действия технологии разделяются на 4 группы.
Защитно-профилактические технологии (направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий).
Компенсаторно-нейтрализующие
технологии (при их использовании
ставится задача восполнить недостаток
того, что требуется организму
для полноценной
Стимулирующие технологии (позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния).
Информационно-обучающие технологии (обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье – своем и своих близких, помогают в воспитании культуры здоровья).
Здоровьесберегающие образовательные технологии составляют технологическую основу здоровьесберегающий педагогики. Определить их представляется возможным, исходя из родового понятия – образовательные технологии.
ЗОТ – качественная характеристика
любой образовательной
Физкультурно-оздоровительное направление. Его цель заключается в формировании разносторонней физической подготовленности к включённости в активную физкультурную деятельность, укрепление здоровья и профилактика заболеваний средствами физической культуры, содействие правильному физическому развитию, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам.
Реабилитационно-
Реабилитационно-
Культурно-просветительное и общевалеологическое направление работы. Задача состоит в осуществление образовательной и просветительной деятельности, имеющей целью формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков ЗОЖ среди учащихся, их родителей и педагогов.
Экологическое направление осуществляет формирование ответственного отношения детей к природе и своему здоровью, формирование представлений о единстве социальной сущности человека и его биологической природы, привитие навыков экологически оправданного поведения в природе.
Педагогика здоровья – новый уровень педагогической науки, на которой должна базироваться система образования, которая нацелена на обучение, воспитание и развитие без потерь здоровья, способствующее повышению уровня здоровья детей и подростков. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы – это одно из самых рациональных решений сложившихся проблем в образовании.
Укрепление здоровья подрастающего поколения и профилактика заболеваний считаются одними из приоритетных задач здравоохранения и образования.
С другой стороны некоторые исследователи (Гусева Н.А., Шилько В.Г.) видят решение проблемы здоровьесбережения в создании на базе учебных заведений кабинетов фитотерапии, физиотерапии, массажа, лечебной физкультуры; другим ученым (Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П.) представляется целесообразно усилить работу по диагностике и коррекции физического и психического здоровья; третьи (Лубышева Л.И., Бальсевич В.К., Железняк Ю.Д., Трутнева Е.А.) предлагают усилить контроль над соблюдением санитарногигиенических требований к организации учебного процесса [2].
Однако результаты медицинских осмотров студенческой молодежи свидетельствуют о том, что система высшего образования не в полной мере обеспечивает здоровье учащихся. Большинство авторов (Васенков Н.В., Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А., Кучма В.Р., Штих Е.А.) отмечают, что в последнее десятилетие уровень здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи ухудшился. По данным их и наших исследований, на первый курс вузов ежегодно поступают до 88% молодежи с отклонениями в состоянии здоровья; почти 20% студентов различных высших учебных заведений имеют избыточный вес, около 50% – отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; среди хронических заболеваний лидируют патологии органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной систем и органов чувств. Количество студентов с отклонениями здоровья к старшим курсам возрастает от 19 до 24,5%. Не в состоянии сдать контрольные нормативы 50–60% студентов[2].
В связи с этим ряд ученых ведет
поиск наиболее эффективных форм
и методов формирования ЗОЖ студенческой
молодежи путем совершенствования
системы физического
В последнее время задача формирования
навыков здорового образа жизни
средствами физической культуры решается
в рамках внедрения в учебный
процесс инновационных
Проблема формирование здорового
образа жизни имеет большое значение,
так как здоровье во многом определяет
качество жизни и выступает необходимым
условием продуктивного творчества,
труда и совершенствования
Современная тенденция к ухудшению здоровья детей, обучающихся в общеобразовательной школе, стимулирует поиск новых путей охраны и укрепления здоровья, что и является основополагающей задачей школьного оздоровительного лагеря. Важное место при этом принадлежит формированию у детей навыков здорового образа жизни, содержание которых включает в себя: общее понятие здорового образа жизни, знакомство с понятием «профилактика», в частности профилактика различных кишечных инфекций, выработка навыков сохранения здоровья и позитивного отношения к здоровью, а также ответственного отношения к себе, как к человеческой личности, самоценности.
Благодаря совместным усилиям образовательного учреждения, семьи, общества, подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье – это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.
Установлено, что здоровье
людей только на 20–25 % зависит от
индивидуальных генетических факторов,
а на 75–80 % от социально – экологических
и экономических условий