Здоровые мужчина и женщина, планирование семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 14:35, реферат

Описание работы

Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе можно считать возросшую актуальность проблемы защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов. Этот научный термин звучит теперь всюду – на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах. Распространенная прежде фраза «все болезни от нервов» трансформировалась – во «все болезни от стрессов». И не без оснований. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в два раза больше. Но вот и другой факт: 30-50% посещающих поликлиники – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в некоторой коррекции эмоционального состояния.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Понятие «Стресс»………………………………………………..7
1.1. Концепция стресса. ОАС……………………………….9
1.2. Стадии стресса…………………………………………10
2. Механизм развития стрессовой реакции……………………...12
3. Влияние стресса на организм………………………………….17
4. Приемы поведенческой антистессовой защиты человека…...21
4.1. Методы профилактики стресса……………………….25
Заключение……………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 109.44 Кб (Скачать файл)

Красноуфимский филиал ГБОУ СПО

«Свердловский областной  медицинский колледж»

 

 

 

 

Стресс и организм

Реферативное сообщение по разделу 2

«Здоровые мужчина и женщина, планирование семьи»

МДК.01.01 Здоровые мужчина и женщина, планирование семьи

ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий

 

 

 

                                                                       Исполнитель: Мизгирева А. А.

                                                                       Обучающаяся 293 группы

                                                                       Специальность: Сестринское дело

                                                                       Преподаватель: Головкина С.Ю.

 

 

 

 

 

Красноуфимск

2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..3

  1. Понятие «Стресс»………………………………………………..7
      1. Концепция стресса. ОАС……………………………….9
      1. Стадии стресса…………………………………………10
  1. Механизм развития стрессовой реакции……………………...12
  2. Влияние стресса на организм………………………………….17
  3. Приемы поведенческой антистессовой защиты человека…...21
      1. Методы профилактики стресса……………………….25

Заключение……………………………………………………………29

Список литературы…………………………………………………...30

Приложения…………………………………………………………...31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе можно считать возросшую актуальность проблемы защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов. Этот научный термин звучит теперь всюду – на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах. Распространенная прежде фраза «все болезни от нервов» трансформировалась – во «все болезни от стрессов». И не без оснований. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в два раза больше. Но вот и другой факт: 30-50% посещающих поликлиники – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в некоторой коррекции эмоционального состояния.

Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и вне его. Известно, что при этом резко возрастают  как психологические нагрузки, так и требования к физиологической стабильности человека. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность в изучении стрессов, способах их преодоления и предотвращения.

Данная  работа посвящена анализу причин  возникновения стресса, влиянию его на организм человека, а также изучению способов борьбы со стрессами и методам профилактики стрессов. 

Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Подавляющее большинство людей под понятием «стресс» понимает неприятности, горе, сильные отрицательные эмоциональные переживания.  

  Действительно, стресс играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека, но и ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. 

Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, связанные с необходимостью принимать быстрые решения, мгновенные реакции при опасности, поведение в условиях неожиданно меняющейся обстановки.

В стрессовом состоянии с трудом осуществляется целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия, памяти, неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д. Но это только один из видов стресса. 

Стресс многолик в своих проявлениях. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями, поскольку огромная радость, неожиданный успех, триумф – это тоже стресс. Вернее не стресс, а стрессор-фактор, вызывающий состояние стресса.

Стресс –  обычное и часто встречающееся явление. Мы все время испытываем его. Нулевой стресс невозможен. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Чрезмерный  стресс создает проблемы, как для индивидуумов, так и для общества в целом. 

Так может быть, надо любой ценой остерегаться отрицательных эмоций и бежать от стрессов? Уезжать по возможности из больших городов, поменьше уделять внимания тревогам и заботам, не ставить перед собой никаких серьезных целей? Это ведь всегда связано с поиском, неопределенностью и риском – стало быть, стрессогенно. Может нужно просто тихо жить, оберегая здоровье? 

Впрочем, и здоровый смысл, и житейские наблюдения так же подтверждают и то, что постоянный «уход» от стресса – не выход, не панацея от болезней. Каждый без труда вспомнит среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. А другие – болезненны и недоверчивы, хотя стрессов избегают и живут без напряжений. 

Об этом свидетельствуют и некоторые наблюдения американских психологов. Так, например, они обнаружили, что у тех пенсионеров, которые ведут активный образ жизни, здоровье гораздо лучше, чем у тех, кто довольствуется спокойным и пассивным существованием. Или другой пример: выяснилось, что у матерей-одиночек меньше жалоб на здоровье, чем у их ровесниц в нормальных семьях. А ведь жизненная нагрузка у первых несомненно выше.

Существует достаточно много примеров того, что стресс оказывает благотворное влияние  на организм, значительно повышая работоспособность человека. Например, холодовой стресс может оказывать благотворное действие  на психологический и физический статус. Умеренное недоедание вызывает мягкий стресс, не губительный, а тренирующий .

Установлено, что стресс обладает и обезболивающим действием. Стресс  является и важнейшим инструментом закаливания, так как повышает сопротивляемость организма, открывает его скрытые возможности. Небольшие стрессы  полезны организму – они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации. У ряда людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли .

Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям  окружающей среды.

Нельзя заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовых условиях во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действия и развития выдержки, от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации.

Стресс – это эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой, неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Если это возможно, нужно обязательно подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше. Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желанием готовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно встретятся и в процессе учебы, и на работе, и в личной жизни.

Стресс вызывает изменения физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и доже повреждающими. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, создании условий, для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной деятельности.

В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития, так как данные науки о механизмах стресса могут помочь человеку избежать вредных его последствий, благополучно преодолеть вызванные ими напряжения. 

 

 

ПОНЯТИЕ «СТРЕСС»

В литературу по медицине и психологии слово «стресс» попало полвека назад. В 1936г. в журнале «Nature», в разделе «Письма к редактору», было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога Г. Селье под названием «синдром, вызываемый разными повреждающими агентами»

Ещё будучи студентом, Селье обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Эксперименты подтвердили наблюдение молодого учёного. Они показали, что не только инфекции, но и другие вредоносные воздействия (охлаждения, ожоги, ранения, отравления и т. п.), наряду со специфическими для каждого из них последствиями, вызывают комплекс однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций. Селье назвал этот «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование стрессом».

Первые исследования стресса касались в основном его физиологических и биохимических реакций, хотя с самого начала было обнаружено, что конечный стрессорный эффект любого раздражителя (в т. ч. заболевания) зависит от совокупности внешних и внутренних условий в момент воздействия.

Стресс оказался в центре внимания многочисленных исследователей. Сложную и кропотливую работу вели учёные по расшифровке механизма стресса, его причин и последствий.

Понятие «стресс» подверглось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции.

Сегодня доказано, что само по себе состояние стресса - не болезнь.

Если бы не было стресса, жизнь превратилась бы в абсолютное равновесие, замерла бы. Именно стресс поддерживает активность систем организма на уровне нормы. Стресс может быть вызван как серьезной опасностью, так и творческой удачей. Без некоторого уровня стресса никакая активная деятельность невозможна, и полная свобода от стресса, по утверждению Селье, равнозначна смерти. Таким образом, стресс может быть не только вреден, но и полезен организму. Вот почему через 40 лет после открытия стресса основатель его теории Ганс Селье пишет книгу “Стресс без дистресса” как раз о том, как поддерживать правильный уровень стресса. Слово “дистресс” ( в переводе с английского “страдание”) Селье применил для того, чтобы разделить между собой неблагоприятное развитие стрессовой реакции и обычный, нормальный, необходимый уровень напряжения систем и равновесий человеческого организма.

Стресс помогает организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, при неблагоприятных – в состояние нервно-эмоциональной напряженности.

 

КОНЦЕПЦИЯ СТРЕССА. ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ

Стресс - это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это - приспособительная реакция организма. Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воздействие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома (ОАС).

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В связи с этим процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

 

СТАДИИ СТРЕССА

Еще в 1926 году в медицинском институте Селье заметил, что организм пациентов реагирует на серьезную нагрузку одинаково. Селье начал искать ответ на вопрос, почему больные с разными диагнозами имеют много общих симптомов. Например, при инфекционных заболеваниях, запущенной форме рака, серьезной потере крови пациенты имели общие признаки: снижение массы тела, потерю аппетита, слабость, апатию и другие.

В 1936 году Селье начал активно работать этой проблемой. Эксперименты над животными показали, что организм имеет предел в способности к адаптации. Ученый сумел найти подтверждения тому, что разные раздражители (печаль и радость, холод и жара, гормоны и лекарства) вызывают в организме человека одинаковые биохимические изменения. Медицина очень долго не признавала теорию Селье. Но дальнейшие исследования и практика подтвердили правоту ученого.

Информация о работе Здоровые мужчина и женщина, планирование семьи