Оглавление
Введение
Административное принуждение
является довольно обширной темой в Административном
праве России. Эта тема на протяжении многих
лет поднималась и рассматривалась многими
ведущими российскими историками: Севрюгиным
В.Е., Бахрахом Д.Н., Веремеенко И.И., Василенковым
П.Т. и другими. Каждый из них по-своему
развивает эту тему и выносит свои точки
зрения по важнейшим вопросам.
Целью данной работы является
знакомство и обобщение известной литературы
русских авторов касающейся административного
принуждения. Реализация же этой цели
требует решения следующих задач:
- рассмотрение тенденции
законодательного регулирования
административного принуждения;
- объяснение понятия административного
принуждения и характерных особенностей
и признаков административного
принуждения;
- классификация видов
административного принуждения, их
правовая характеристика;
- раскрытие мер административного
принуждения в условиях чрезвычайного
положения.
Актуальность проблем административного
принуждения и административной ответственности,
а так же развития этих правовых явлений
обусловлена сегодня по меньшей мере тремя
основными факторами: 1) экономическим
– стремлением государства построить
рыночную экономику, потребностью государственного
регулирования рыночных отношений конкретными
правовыми средствами и в определенных
пределах; 2)политическим – необходимостью
обеспечения реализации провозглашенных
и закрепленных в Конституции РФ основных
прав и свобод граждан; созданием и поддержанием
режима законности в сфере исполнительной
власти, в области функционирования административно
– властных правовых отношений; обеспечением
защиты государства, поддержанием общего
правопорядка, механизма государственного
управления, экологии и общественного
порядка; 3) правовым – созданием в России
нового и реформированием старого административного
законодательства, регулирующего общественные
отношения в сфере функционирования исполнительной
власти и государственного управления,
а так же устанавливающего меры административного
принуждения, административной ответственности,
регулирующего производство по делам
об административных правонарушениях.
Обновление Российского законодательства
об административном принуждении происходит
сегодня стремительно. Однако этот процесс
сопровождают многочисленные противоречия:
нормы одного закона исключают правовые
установления другого, законодательные
положения часто неясны и неконкретны,
разрабатываются и принимаются многочисленные
инструкции, положения и т.д. Все это затрудняет
процесс административного правоприменения.
Постараемся, при написании работы, учитывать
последние веяния в области административного
принуждения.
Безусловно, что работе, претендующей
хотя бы на минимальную степень научности,
необходима объективность. Sine ira et studio,
сказал римский историк Тацит. Но дело
в том, что полная объективность невозможна
по определению. Над нашими суждениями
нависает груз моральных ценностей и прочих
субъективных вещей. К объективности,
конечно же, надо стремиться, однако нельзя
не быть ограниченным своими ценностными
суждениями, что неизбежно, отразится
на содержании данной работы.
Глава 1. Понятие административного принуждения
Решающая роль в борьбе с правонарушениями
принадлежит государству. Оно имеет специальный
аппарат принуждения. Правовые нормы определяют,
за что государственные органы могут применять
метод принуждения "(основания принуждения),
виды и размеры принудительных средств
(санкций) и порядок их применения. Государственное
принуждение, опосредствуясь в праве,
выступает в форме правового принуждения
и, как правило, выражается в конкретных
мерах принудительного характера, применяемых
уполномоченными на то органами государства
(должностными лицами) в связи с неисполнением
правовых норм".1 В праве выделяют 4 вида мер
юридического (правового) принуждения:
Материальное (гражданско-правовое)
Административное принуждение
является особой, самостоятельной разновидностью
правового принуждения. Административное
принуждение играет важную роль в охране
правопорядка, включает в себя большое
число средств пресечения (задержание
граждан, запрещение эксплуатации механизмов
и т.д.), использование прекращает антиобщественные
действия, предотвращает наступление
общественно вредных последствий.2 Применение административного
принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью
в установленных законом случаях наказать
правонарушителей, во-вторых, необходимостью
пресекать, в-третьих, предупреждать правонарушения.
Административное правонарушение (проступок)
– противоправное виновное действие (бездействие)
физического или юридического лица, за
которое настоящим Кодексом или законами
субъектов РФ об административных правонарушениях
установлена административная ответственность.3 В силу этого общество (государство)
вынуждено вести борьбу с ними посредством
установления соответствующих правовых
запретов. Поэтому целью применения мер
административного принуждения является
"защита охраняемых правом общественных
отношений".4
Меры административного принуждения
могут применяться как при наличии, так
и при отсутствии правонарушений (например,
при чрезвычайных обстоятельствах, при
необходимости предупредить совершение
правонарушения). В литературе высказывается
и иное мнение. Так, Д.Н. Бахрах считает,
что административное принуждение - это
особый вид государственного принуждения,
состоящий в применении субъектами функциональной
власти, установленных нормами административного
права принудительных мер в связи с административными
правонарушениями.5 Д.Н. Бахрах отмечает, что всякую
принудительную меру следует рассматривать,
как дозволено в виде исключения нарушения
неприкосновенности личности и ее прав.
Мерой принуждения может быть только индивидуальный
акт, имеющий конкретного адресата.
Административное принуждение применяется
только к правонарушителям в случаях и
в порядке, указанном в законе. Он указывает,
что, как и вообще все средства государственного
принуждения, административные меры применяются
в связи с правонарушениями. Но они применяются
в связи с наличием особого основания
- административного проступка. Поскольку
проступки менее вредны чем преступления,
то меры административного принуждения,
в общем, менее суровы, чем уголовное наказание.6
Севрюгин В.Е. отмечает, что
административное принуждение является
разновидностью юридического (правового)
принуждения и состоит в применении уполномоченными
на то административно-юрисдикционными
органами (должностными лицами), народными
судами (судьями) установленных нормами
административного права принудительных
мер воздействия к правонарушителям в
связи с неисполнением правовых предписаний.7 Административное принуждение
имеет свои индивидуальные особенности.
Севрюгин В.Е. Выделяет следующие характерные
черты административного принуждения:
1. Основанием применения
мер административного принуждения
является административный проступок,
а в случаях, прямо предусмотренных
законодательством, - преступление, не
представляющее большой общественной
опасности.
2. Меры административного
принуждения применяются к лицам
и органам, в отношении которых
субъект административной власти
не является вышестоящим в
порядке подчиненности и не
обладает по отношению к ним
административной властью.
3. Субъект административной
власти и нарушитель не являются
членами одного коллектива и
последний непосредственно не
подчинен по службе тем, кто
применяет к нему меры административного
принуждения.
4. Административное принуждение
осуществляется органами государственного
управления и только в некоторых
специальных случаях народными
судами (судьями), органами общественных
организаций (товарищеские суды, технические
и правовые инспекторы профсоюзов
и т.п.), но в порядке, установленном
номами административного права.
5. Являются результатом
реализации государственно-властных
полномочий и состоят в понуждении
к исполнению гражданами и
должностными лицами установленных
правовыми нормами юридических
обязанностей.
6. Применяется для прекращения
противоправных действий, наказания
нарушителей в административном
порядке, обеспечения общественной
безопасности и установленного
правопорядка.
7. Осуществляется в рамках
административно процессуальных
норм.
8. Способствует профилактике
преступлений.
9. Осуществляется на строго
правовой основе,8
Как уже отмечалось, правом
применения административно-принудительных
мер пользуются не все, а только специально
уполномоченные органы государственного
управления. Это облегчает контроль и
надзор за применением мер принуждения.
Произвольное присвоение правомочий по
применению административного принуждения
является грубым нарушением законности.
Меры административного принуждения
имеют профилактическую направленность,
являются средством предупреждения преступности,
так как применяются к лицам, не имеющим
устоявшихся антиобщественных установок,
совершающим малозначительные отклонения
от правовых предписаний. Именно это и
обуславливает множественность и многочисленность
применяющихся различными субъектами
правоприменения административно-правовых
средств воздействия.
Административное принуждение
- широкое понятие, формы его конкретного
выражения очень разнообразны, что обуславливается
разнообразием задач органов государственного
управления и условий, в которых они действуют.
Административное принуждение
служит целям обеспечения государственной
дисциплины, законности и правопорядка.
1.1
Характерные особенности и признаки административного
принуждения
Административное принуждение обладает
всеми признаками, которые имеются у государственного
принуждения. Однако административное
принуждение имеет и свои особенности
(специфические признаки):
1) оно применяется в
отношении как физических, так
и юридических лиц;
2) осуществляется в сфере
обеспечения правопорядка для
охраны складывающихся в данной
сфере общественных отношений, регулируемых,
как правило, нормами административного
права;
3) механизм правового
регулирования административного
принуждения, который устанавливает
основания и порядок применения
административно-принудительных мер
воздействия, определяется административным
законодательством (нормы КоАП РФ, Таможенного
кодекса РФ и т. д.);
4) применение мер административного
принуждения осуществляется, как
правило, во внесудебном порядке
и относится в большинстве
случаев к компетенции органов
управления, специально уполномоченных
должностных лиц (представителей
административной власти), т. е. оно
является результатом реализации
их государственно-властных полномочий.
Меры административного принуждения
применяются, как правило, только
теми органами управления и
должностными лицами, которые наделены
полномочиями представителей административной
власти, т. е. они осуществляют в
отношении неподчиненных им должностных
лиц и организаций надзорные
функции. Следует еще раз акцентировать
внимание на том, что административное
принуждение осуществляется в
сфере внеслужебных управленческих
отношений, применяется к лицам,
не связанным служебной подчиненностью
с правоприменяющим органом или
его представителем. Субъекты реализации
мер административного принуждения
должны обладать специальными
полномочиями по отношению к
субъектам, непосредственно не подчиненным
по службе. Они выполняют контрольно-надзорные
функции (являются представителями
власти). Меры административного
принуждения применятся также
судами (судьями);
5) система мер административного
принуждения отличается разносторонним
характером, включая возможное применение
физического воздействия;
6) меры административного
принуждения менее значительны
по своей суровости, чем меры
уголовного воздействия (наказания);
7) административное принуждение
имеет основной целью понуждение
к исполнению гражданами, должностными
лицами, предприятиями, учреждениями,
организациями установленных правовыми
нормами юридических обязанностей
в сфере правопорядка;
8) порядок применения
административного принуждения
определен административно-процессуальными
нормами (рамками административного
процесса); однако процессуальный
порядок оформления факта применения
мер административного принуждения,
по общему правилу, связан с
производством меньшего круга
процессуальных действий, чем, например,
факта принуждения, предусмотренного
уголовно-процессуальным законодательством;
9) специфический (упрощенный)
порядок применения мер административного
принуждения - это порядок оперативного
воздействия (реагирования). Процессуальные
формы здесь более простые, чем
судебные. Процессуальной формой
административного принуждения
является, например, производство по
делам об административном правонарушении
и одновременно элементом административной
юрисдикции;
10) меры административного
принуждения могут применяться
как к лицам, совершившим административный
проступок, так и к лицам, не
совершившим его (в целях превенции,
предупреждения наступления общественно
опасных последствий при стихийных
бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях);
11) при применении мер
административного принуждения
должна обеспечиваться законность,
которая гарантируется установлением
систематического контроля за
реализацией мер административного
воздействия, осуществлением прокурорского
надзора, возможностью обжалования,
другими способами, закрепленными
в законодательстве.
Предметы ведения Российской
Федерации в области законодательства
об административных правонарушениях
1. К ведению Российской Федерации
в области законодательства об административных
правонарушениях относится установление:
1) общих положений и принципов
законодательства об административных
правонарушениях;
2) перечня видов административных
наказаний и правил их применения;
3) административной ответственности
по вопросам, имеющим федеральное значение,
в том числе административной ответственности
за нарушение правил и норм, предусмотренных
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации;
4) порядка производства по
делам об административных правонарушениях,
в том числе установление мер обеспечения
производства по делам об административных
правонарушениях;
5) порядка исполнения постановлений
о назначении административных наказаний.
2. В соответствии с законодательством
о судебной системе настоящий Кодекс определяет
подсудность дел об административных
правонарушениях судам.
3. В соответствии с законодательством
о защите прав несовершеннолетних настоящий
Кодекс определяет подведомственность
дел об административных правонарушениях
комиссиям по делам несовершеннолетних
и защите их прав.
4. В соответствии с установленной
структурой федеральных органов исполнительной
власти настоящий Кодекс определяет подведомственность
дел об административных правонарушениях,
предусмотренных настоящим Кодексом,
федеральным органам исполнительной власти.