Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Административное принуждение является довольно обширной темой в Административном праве России. Эта тема на протяжении многих лет поднималась и рассматривалась многими ведущими российскими историками: Севрюгиным В.Е., Бахрахом Д.Н., Веремеенко И.И., Василенковым П.Т. и другими. Каждый из них по-своему развивает эту тему и выносит свои точки зрения по важнейшим вопросам. Целью данной работы является знакомство и обобщение известной литературы русских авторов касающейся административного принуждения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие административного принуждения 5
1.1 Характерные особенности и признаки административного принуждения 9
Глава 2. Виды административного принуждения, их правовая характеристика 13
2.1 Административно-предупредительные меры 15
Глава 3. Меры административного пресечения 20
3.1 Меры административной ответственности 26
Глава 4. Меры административного принуждения, применяемые в условиях чрезвычайного положения 29
4.1 На период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующие меры: 32
Заключение 36
Библиографический список 38

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 57.55 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

 

Введение

Административное принуждение является довольно обширной темой в Административном праве России. Эта тема на протяжении многих лет поднималась и рассматривалась многими ведущими российскими историками: Севрюгиным В.Е., Бахрахом Д.Н., Веремеенко И.И., Василенковым П.Т. и другими. Каждый из них по-своему развивает эту тему и выносит свои точки зрения по важнейшим вопросам.

Целью данной работы является знакомство и обобщение известной литературы русских авторов касающейся административного принуждения. Реализация же этой цели требует решения следующих задач:

- рассмотрение тенденции  законодательного регулирования  административного принуждения;

- объяснение понятия административного  принуждения и характерных особенностей  и признаков административного  принуждения;

- классификация видов  административного принуждения, их  правовая характеристика;

- раскрытие мер административного  принуждения в условиях чрезвычайного  положения.

Актуальность проблем административного принуждения и административной ответственности, а так же развития этих правовых явлений обусловлена сегодня по меньшей мере тремя основными факторами: 1) экономическим – стремлением государства построить рыночную экономику, потребностью государственного регулирования рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах; 2)политическим – необходимостью обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных в Конституции РФ основных прав и свобод граждан; созданием и поддержанием режима законности в сфере исполнительной власти, в области функционирования административно – властных правовых отношений; обеспечением защиты государства, поддержанием общего правопорядка, механизма государственного управления, экологии и общественного порядка; 3) правовым – созданием в России нового и реформированием старого административного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере функционирования исполнительной власти и государственного управления, а так же устанавливающего меры административного принуждения, административной ответственности, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях. Обновление Российского законодательства об административном принуждении происходит сегодня стремительно. Однако этот процесс сопровождают многочисленные противоречия: нормы одного закона исключают правовые установления другого, законодательные положения часто неясны и неконкретны, разрабатываются и принимаются многочисленные инструкции, положения и т.д. Все это затрудняет процесс административного правоприменения. Постараемся, при написании работы, учитывать последние веяния в области административного принуждения.

Безусловно, что работе, претендующей хотя бы на минимальную степень научности, необходима объективность. Sine ira et studio, сказал римский историк Тацит. Но дело в том, что полная объективность невозможна по определению. Над нашими суждениями нависает груз моральных ценностей и прочих субъективных вещей. К объективности, конечно же, надо стремиться, однако нельзя не быть ограниченным своими ценностными суждениями, что неизбежно, отразится на содержании данной работы.

 

Глава 1. Понятие административного принуждения

 

Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения "(основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения. Государственное принуждение, опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм".1 В праве выделяют 4 вида мер юридического (правового) принуждения:

    • Дисциплинарное

    • Материальное (гражданско-правовое)

    • Уголовное

    • Административное

Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий.2 Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресекать, в-третьих, предупреждать правонарушения.

Административное правонарушение (проступок) – противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.3 В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов. Поэтому целью применения мер административного принуждения является "защита охраняемых правом общественных отношений".4

Меры административного принуждения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений (например, при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения). В литературе высказывается и иное мнение. Так, Д.Н. Бахрах считает, что административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями.5 Д.Н. Бахрах отмечает, что всякую принудительную меру следует рассматривать, как дозволено в виде исключения нарушения неприкосновенности личности и ее прав. Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата.

Административное принуждение применяется только к правонарушителям в случаях и в порядке, указанном в законе. Он указывает, что, как и вообще все средства государственного принуждения, административные меры применяются в связи с правонарушениями. Но они применяются в связи с наличием особого основания - административного проступка. Поскольку проступки менее вредны чем преступления, то меры административного принуждения, в общем, менее суровы, чем уголовное наказание.6

Севрюгин В.Е. отмечает, что административное принуждение является разновидностью юридического (правового) принуждения и состоит в применении уполномоченными на то административно-юрисдикционными органами (должностными лицами), народными судами (судьями) установленных нормами административного права принудительных мер воздействия к правонарушителям в связи с неисполнением правовых предписаний.7 Административное принуждение имеет свои индивидуальные особенности. Севрюгин В.Е. Выделяет следующие характерные черты административного принуждения:

1. Основанием применения  мер административного принуждения  является административный проступок, а в случаях, прямо предусмотренных  законодательством, - преступление, не  представляющее большой общественной  опасности.

2. Меры административного  принуждения применяются к лицам  и органам, в отношении которых  субъект административной власти  не является вышестоящим в  порядке подчиненности и не  обладает по отношению к ним  административной властью.

3. Субъект административной  власти и нарушитель не являются  членами одного коллектива и  последний непосредственно не  подчинен по службе тем, кто  применяет к нему меры административного  принуждения.

4. Административное принуждение  осуществляется органами государственного  управления и только в некоторых  специальных случаях народными  судами (судьями), органами общественных  организаций (товарищеские суды, технические  и правовые инспекторы профсоюзов  и т.п.), но в порядке, установленном  номами административного права.

5. Являются результатом  реализации государственно-властных  полномочий и состоят в понуждении  к исполнению гражданами и  должностными лицами установленных  правовыми нормами юридических  обязанностей.

6. Применяется для прекращения  противоправных действий, наказания  нарушителей в административном  порядке, обеспечения общественной  безопасности и установленного  правопорядка.

7. Осуществляется в рамках  административно процессуальных  норм.

8. Способствует профилактике  преступлений.

9. Осуществляется на строго  правовой основе,8

Как уже отмечалось, правом применения административно-принудительных мер пользуются не все, а только специально уполномоченные органы государственного управления. Это облегчает контроль и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению административного принуждения является грубым нарушением законности.

Меры административного принуждения имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения преступности, так как применяются к лицам, не имеющим устоявшихся антиобщественных установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различными субъектами правоприменения административно-правовых средств воздействия.

Административное принуждение - широкое понятие, формы его конкретного выражения очень разнообразны, что обуславливается разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют.

Административное принуждение служит целям обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка.

1.1 Характерные особенности и признаки административного принуждения

 

Административное принуждение обладает всеми признаками, которые имеются у государственного принуждения. Однако административное принуждение имеет и свои особенности (специфические признаки):

1) оно применяется в  отношении как физических, так  и юридических лиц;

2) осуществляется в сфере  обеспечения правопорядка для  охраны складывающихся в данной  сфере общественных отношений, регулируемых, как правило, нормами административного  права;

3) механизм правового  регулирования административного  принуждения, который устанавливает  основания и порядок применения  административно-принудительных мер  воздействия, определяется административным законодательством (нормы КоАП РФ, Таможенного кодекса РФ и т. д.);

4) применение мер административного  принуждения осуществляется, как  правило, во внесудебном порядке  и относится в большинстве  случаев к компетенции органов  управления, специально уполномоченных  должностных лиц (представителей  административной власти), т. е. оно  является результатом реализации  их государственно-властных полномочий. Меры административного принуждения  применяются, как правило, только  теми органами управления и  должностными лицами, которые наделены  полномочиями представителей административной  власти, т. е. они осуществляют в  отношении неподчиненных им должностных  лиц и организаций надзорные  функции. Следует еще раз акцентировать  внимание на том, что административное  принуждение осуществляется в  сфере внеслужебных управленческих  отношений, применяется к лицам, не связанным служебной подчиненностью  с правоприменяющим органом или  его представителем. Субъекты реализации  мер административного принуждения  должны обладать специальными  полномочиями по отношению к  субъектам, непосредственно не подчиненным  по службе. Они выполняют контрольно-надзорные  функции (являются представителями  власти). Меры административного  принуждения применятся также  судами (судьями);

5) система мер административного  принуждения отличается разносторонним  характером, включая возможное применение  физического воздействия;

6) меры административного  принуждения менее значительны  по своей суровости, чем меры  уголовного воздействия (наказания);

7) административное принуждение  имеет основной целью понуждение  к исполнению гражданами, должностными  лицами, предприятиями, учреждениями, организациями установленных правовыми  нормами юридических обязанностей  в сфере правопорядка;

8) порядок применения  административного принуждения  определен административно-процессуальными  нормами (рамками административного  процесса); однако процессуальный  порядок оформления факта применения  мер административного принуждения, по общему правилу, связан с  производством меньшего круга  процессуальных действий, чем, например, факта принуждения, предусмотренного  уголовно-процессуальным законодательством;

9) специфический (упрощенный) порядок применения мер административного  принуждения - это порядок оперативного  воздействия (реагирования). Процессуальные  формы здесь более простые, чем  судебные. Процессуальной формой  административного принуждения  является, например, производство по  делам об административном правонарушении  и одновременно элементом административной  юрисдикции;

10) меры административного  принуждения могут применяться  как к лицам, совершившим административный  проступок, так и к лицам, не  совершившим его (в целях превенции, предупреждения наступления общественно  опасных последствий при стихийных  бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях);

11) при применении мер  административного принуждения  должна обеспечиваться законность, которая гарантируется установлением  систематического контроля за  реализацией мер административного  воздействия, осуществлением прокурорского  надзора, возможностью обжалования, другими способами, закрепленными  в законодательстве.

Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях 
1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: 
     1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; 
     2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; 
     3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 
     4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; 
     5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний. 
2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам. 
3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав. 
4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

Информация о работе Административная ответственность