Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 08:53, курсовая работа
Описание работы
Административное принуждение является довольно обширной темой в Административном праве России. Эта тема на протяжении многих лет поднималась и рассматривалась многими ведущими российскими историками: Севрюгиным В.Е., Бахрахом Д.Н., Веремеенко И.И., Василенковым П.Т. и другими. Каждый из них по-своему развивает эту тему и выносит свои точки зрения по важнейшим вопросам. Целью данной работы является знакомство и обобщение известной литературы русских авторов касающейся административного принуждения.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Понятие административного принуждения 5 1.1 Характерные особенности и признаки административного принуждения 9 Глава 2. Виды административного принуждения, их правовая характеристика 13 2.1 Административно-предупредительные меры 15 Глава 3. Меры административного пресечения 20 3.1 Меры административной ответственности 26 Глава 4. Меры административного принуждения, применяемые в условиях чрезвычайного положения 29 4.1 На период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующие меры: 32 Заключение 36 Библиографический список 38
- Временное отстранение
от работы используется как
средство административного пресечения
в отношении лиц, состояние здоровья
которых угрожает окружающим, а
также в отношении водителей
средств транспорта, находящихся
в состоянии опьянения.
- Требования прекратить
неправомерное поведение может
применяться уполномоченными на
то органами управления в случае
обнаружения такого поведения (нарушений
общественного порядка и др.) Такого
рода требование носит юридически
обязательный характер, его невыполнение
влечет за собой надлежащую
ответственность.
- Ликвидация результатов
неправомерных действий является
средством восстановления положения,
существовавшего до таких действий.
Примером может служить снос
самовольно возведенных строений.
- Принудительное лечение
может применяться в отношении
лиц, больных венерическими болезнями,
СПИДом, психически больных, совершивших
общественно - опасные деяния.
Севрюгин В.Е. к мерам административного
пресечения предлагает относить следующие:
административное задержание граждан;
изъятие вещей и документов; личный досмотр
и досмотр вещей; временное отстранение
от работы; отстранение от управления
транспортным средством.
Ряд авторов (Еропкин М.И.) одной
из мер административного пресечения
считает применение оружия. Севрюгин В.Е.
полагает, что это не так, утверждая, что
огнестрельное оружие может применяться
только к лицам, совершившим преступление,
и, причем тяжкое преступление. Поэтому
применение оружия является мерой уголовного,
а не административного принуждения. Другое
дело, что организационные вопросы применения
табельного огнестрельного оружия регулируются
ведомственными административными актами:
приказами, Уставами о службе. Но от того,
где записаны правила применения оружия,
фактические и юридические основания
его не меняются, а поэтому применение
последнего против лиц, совершающих административные
проступки, незаконно и является грубейшим
нарушением законности.
Административное задержание
является мерой административно-процессуального
характера, применяемой в связи с совершением
правонарушения и состоящей в кратковременном
ограничении свободы правонарушителя.
К основным нормативным актам, регламентирующим
задержание, относятся Закон от 18 апреля
1991 г. “О милиции”, в котором сказано,
что милиции предоставлено право задерживать
лиц, допустивших нарушения, влекущие
административную ответственность.
В главе 27 КоАП РФ указываются
случаи, при которых допускается административное
задержание лица в целях пресечения административных
правонарушений, административным правонарушением
(проступком) признается посягающее на
государственный или общественный порядок,
собственность, права и свободы граждан,
на установленный порядок управления,
противоправное, виновное (умышленное
или неосторожное) действие либо бездействие,
за которое законодательством предусмотрена
административная ответственность.
Административному задержанию
не подлежат иностранные граждане, пользующиеся
дипломатической неприкосновенностью.
Как правило, административное задержание
не применяется к военнослужащим и сотрудникам
органов внутренних дел, а также к депутатам,
судьям и прокурорам.
Следует отличать административное
задержание от личного задержания лиц,
подозреваемых в совершении преступных
действий. Последнее производится в случаях
прямо предусмотренных уголовным законом.
Орган дознания вправе задерживать
лицо, подозреваемое в совершении преступления,
за которое может быть назначено наказание
в виде лишения свободы, только при наличии
одного из следующих оснований:
- когда это лицо застигнуто
непосредственно после его совершения;
- когда очевидцы, в том
числе и потерпевшие, прямо укажут
на данное лицо, как на совершившее
преступление;
- когда на подозреваемом
или его одежде, при нем или
в его жилище будут обнаружены
явные следы преступления.
Задержание производится, если
совершено правонарушение и имеется хотя
бы одно из названных выше дополнительных
условий необходимых для:
- составления протоколов;
- обеспечения своевременного
и правильного рассмотрения дела;
- обеспечения исполнения
постановления по делу об административном
правонарушении.
Административное задержание
по основаниям, целям и срокам разделяют
на две группы: задержание на общих основаниях
и специальные виды задержания.
Специальное задержание продолжается
более длительный срок, чем общее, поэтому
оно может производиться только в случае
совершения лицом определенного, прямо
указанного в законе проступка (например,
мелкого хулиганства.
К задержанию на общих основаниях
обычно относят такое задержание, которое
производится работниками милиции на
срок не более трех часов.
В целом административно-пресекательные
меры направлены на принудительное прекращение
противоправного поведения, при наличии
правонарушения.
3.1 Меры административной ответственности
Меры административного ответственности
представляют собой установленную государством
меру ответственности за совершение административного
правонарушения, применяется в целях предупреждения
совершения новых правонарушений, как
самим правонарушителем, так и другими
лицами. Меры административной ответственности
занимают особое место в системе мер административного
принуждения. Их особенность состоит в
следующем:
- они носят ярко выраженный
санкционный характер, чем отличаются
от других видов мер административного
принуждения, которые этим качеством
не обладают;
- воспитательное воздействие
от их применения наиболее
высоко, поскольку достигается простым,
быстрым и наглядным способом;
- взыскания могут применять
не только органы государственного
управления, но и другие субъекты
правоприменения;
- все административные
взыскания налагаются на основе
специального индивидуального акта
управления - постановления или решения;
- наложение административных
взысканий осуществляется уполномоченными
на то органами в определенном
процессуальном порядке, при котором
учитывается характер совершенного
правонарушения, личность нарушителя,
степень его вины, имущественное
положение, обстоятельства, смягчающие
и отягчающие ответственность;
- являются эффективным
средством реализации института
ответственность (под которой понимается
обязанность гражданина или должностного
лица дать отчет о своем
неправомерном поведении в сфере
государственного управления и понести
наказание в виде административного взыскания).
Под системой мер административной
ответственности понимается перечень
различных по степени тяжести и правовым
последствиям видов наказаний.
В настоящее время применяются
следующие административно-наказательные
средства:
1. Меры морального воздействия.
Они связаны с малозначительными
проступками, совершенными обычно
людьми случайно и не имеющими
каких либо стойких антиобщественных
установок. К ним относятся предупреждение
и общественное порицание.
2. Меры личностного воздействия.
Они состоят в ограничении
субъективных прав и вложении
на нарушителя определенных претерпеваний.
В соответствии с главой 3 КоАП
РФ выделяют следующие виды административных
взысканий:
- предупреждение (ст. 3.4);
- административный штраф
(ст. 3.5);
- возмездное изъятие орудия
совершения или предмета административного
правонарушения (ст. 3.6);
- конфискация орудия совершения
или предмета административного
правонарушения (ст. 3.7);
- лишение специального
права (ст. 3.8);
- административный арест
(ст. 3.9);
- административное выдворение
за пределы РФ иностранного
гражданина или лиц без гражданства
(ст. 3.10);
- дисквалификация (ст. 3.11)
Предупреждение, административный
штраф, лишение специального права, предоставленного
физическому лицу, административный арест
и дисквалификация могут устанавливаться
и применяться только в качестве основных
административных наказаний.
За одно административное правонарушение
может быть назначено основное или основное
и дополнительное административное наказание,
из наказаний, указанных в санкции применяемой
статьи Особенной части КоАП РФ или закона
субъекта РФ об административной ответственности.11
Глава 4 Меры административного принуждения,
применяемые в условиях чрезвычайного
положения
Чрезвычайное положение, вводимое
в соответствии с Конституцией РФ и Законом
"О Чрезвычайном положении" (далее
– Закон) на всей либо на части территории
РФ, означает особый правовой режим деятельности
органов государственной власти и управления,
предприятий, учреждений и организаций,
допускающий установленные Законом ограничения
прав и свобод граждан и прав юридических
лиц, а также возложение на них дополнительных
обязанностей. Чрезвычайное положение
является временной мерой и может вводиться
исключительно в интересах обеспечения
безопасности граждан и охраны конституционного
строя республики. Целью введения чрезвычайного
положения является скорейшая нормализация
обстановки, восстановление законности
и правопорядка, устранение угрозы безопасности
граждан и оказание им необходимой помощи.
Чрезвычайное положение может вводиться
лишь в условиях, когда обстоятельства,
служащие основанием для введения чрезвычайного
положения, представляют собой реальную,
чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности
граждан или конституционному строю республики,
устранение которой невозможно без применения
чрезвычайных мер.
Основаниями введения чрезвычайного
положения могут быть:
а) попытки насильственного
изменения конституционного строя, массовые
беспорядки, сопровождающиеся насилием,
межнациональные конфликты, блокада отдельных
местностей, угрожающие жизни и безопасности
граждан или нормальной деятельности
государственных институтов;
б) стихийные бедствия, эпидемии,
эпизоотии, крупные аварии, ставящие под
угрозу жизнь и здоровье населения и требующие
проведения аварийно-спасательных и восстановительных
работ.
Чрезвычайное положение на
всей территории РФ или в отдельных ее
местностях вводится указом Президента
РФ. В обстоятельствах, требующих неотложных
мер по спасению населения, чрезвычайное
положение может быть введено немедленно
и без предупреждения.
В указе о введении чрезвычайного
положения должны быть указаны:
а) обстоятельства, послужившие
основанием для введения чрезвычайного
положения,
б) основание необходимости
введения чрезвычайного положения,
в) перечень и пределы чрезвычайных
мер и исчерпывающий перечень временных
ограничений прав и свобод граждан
г) государственные органы,
ответственные за осуществление мер чрезвычайного
положения, и точные пределы чрезвычайных
полномочий этих органов;
д) границы территории, на которой
вводится чрезвычайное положение;
е) время вступления в силу указа,
а также точный срок, на который вводится
чрезвычайное положение.
Указ о введении чрезвычайного
положения доводится до сведения населения
через средства массовой информации не
менее чем за 6 часов до вступления его
в силу.
Срок действия чрезвычайного
положения, вводимого на всей территории
РФ, не может превышать 30 дней, вводимого
на части территории РФ - не может превышать
60 дней.
По истечении этого срока чрезвычайное
положение прекращается или продлевается
на такой же срок.
На территории, где введено
чрезвычайное положение, указом о введении
чрезвычайного положения отдельным указом
могут вводиться особые формы управления
в соответствии с Законом. Высшие органы
государственной власти и управления
РФ вправе отменить любое решение нижестоящих
органов, действующих на территории, где
введено чрезвычайное положение.
Государственные органы, осуществляющие
управление в условиях чрезвычайного
положения, могут наделяться чрезвычайными
полномочиями для принятия мер, необходимых
для скорейшей нормализации обстановки,
восстановления правопорядка и законности
и ликвидации угрозы безопасности граждан.
Эти чрезвычайные меры могут предусматривать
временное ограничение прав и свобод граждан.
Органы исполнительной власти
территории, на которой введено чрезвычайное
положение, могут быть поставлены в прямое
подчинение Президенту. Для координации
работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших
введение чрезвычайного положения, а также
в случае ненадлежащего осуществления
своих функций органами государственной
власти и управления территории, на которой
введено чрезвычайное положение, могут
быть образованы специальные временные
органы.
Этим органам могут быть переданы
полностью или частично распорядительные
и исполнительные полномочия органов
государственной власти и управления
на территориях, где введено чрезвычайное
положение.
Все государственные органы,
предприятия, учреждения, общественные
организации и граждане, находящиеся на
территории, где введено чрезвычайное
положение, обязаны оказывать всемерную
поддержку государственным органам РФ.
Невыполнение распоряжений
и приказов влечет ответственность, установленную
статьями 30 и 31 Закона.
Для обеспечения общественного
порядка, охраны жизни, здоровья, безопасности,
прав, свобод и законных интересов граждан
используются силы и средства органов
внутренних дел территории, на которой
объявлено чрезвычайное положение.
По предложению министра внутренних
дел РФ или председателя ФСБ РФ Президент
РФ обеспечивает привлечение дополнительных
сил и средств органов МВД и ФСБ.
4.1
На период чрезвычайного положения
могут устанавливаться следующие
меры:
а) особый режим въезда и выезда,
а также ограничение свобод передвижения
по территории, на которой введено чрезвычайное
положение;