Административная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Административное принуждение является довольно обширной темой в Административном праве России. Эта тема на протяжении многих лет поднималась и рассматривалась многими ведущими российскими историками: Севрюгиным В.Е., Бахрахом Д.Н., Веремеенко И.И., Василенковым П.Т. и другими. Каждый из них по-своему развивает эту тему и выносит свои точки зрения по важнейшим вопросам. Целью данной работы является знакомство и обобщение известной литературы русских авторов касающейся административного принуждения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие административного принуждения 5
1.1 Характерные особенности и признаки административного принуждения 9
Глава 2. Виды административного принуждения, их правовая характеристика 13
2.1 Административно-предупредительные меры 15
Глава 3. Меры административного пресечения 20
3.1 Меры административной ответственности 26
Глава 4. Меры административного принуждения, применяемые в условиях чрезвычайного положения 29
4.1 На период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующие меры: 32
Заключение 36
Библиографический список 38

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 57.55 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Виды административного принуждения, их правовая характеристика

 

Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о классификации мер административного принуждения, который до настоящего времени не получил единого решения и в теории, ни на практике. По мнению Севрюгина В.Е., четкая классификация мер административного принуждения необходима: во-первых, для уяснения сущности разнообразных мер принуждения, применяемых органами управления, их цели, их взаимодействия; во-вторых, это имеет большое значение для применения мер принуждения, обеспечения эффективности воздействия на правонарушителей; в-третьих, четкая и точная классификация необходима практическим работникам при решении вопросов о привлечении к уголовной либо административной ответственности, а также при замене уголовной ответственности административной по ряду преступлений, не представляющих большой общественной опасности; в-четвертых, правильная классификация является необходимой предпосылкой для их научной кодификации.

В административно-правовой литературе высказываются различные точки зрения о классификации мер административного принуждения.

Так Бахрах Д.Н. различает среди них: меры пресечения, аминистративно-восстановительные меры и наказания. Он отмечает, что меры пресечения направлены на прекращение противоправных действий и состояний, они используются для того, чтобы не допустить новых правонарушений, вредных последствий, восстановительные меры - применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного правонарушителем.

И.И. Веремеенко считает, что предложенная Бахрах Д.Н. классификация не проводит достаточно четкой границы между различными правовыми мерами. В группе мер административного пресечения объединены и административно-процессуальные меры (административное задержание, задержание и арест имущества) и административно-правовые санкции, которые автор именует самостоятельными мерами административного пресечения (например, приостановление работы предприятия).

Он также утверждает, что критерием классификации мер административного принуждения, применяемых в связи с правонарушением, может служить непосредственная цель применения тех или иных мер, по указанному критерию они делятся на две подгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовые санкции. Из изложенного И.И. Веремеенко делает вывод о том, что система мер административного принуждения состоит из трех самостоятельных подразделений:

1. административно-процессуальные;

2. административно-предупредительные;

3. административно-правовые  санкции.

При этом он отмечает, что административно-правовые санкции осуществляют охрану правопорядка и с помощью кары, восстановления и принудительного исполнения правовой обязанности, обеспечивающей реальное исполнение. Соответственно они могут носить карательный, восстановительный и пресекательный характер. Под административно-правовой санкцией Веремеенко И.И. предлагает понимать элемент нормы административного права, установленный в целях ее охраны, содержащей указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям данной нормы, выполняющей свою роль либо кары, либо восстановления, либо реального исполнения и применяемый, как правило, в административном порядке.

В целом по вопросу о классификации мер административного принуждения в науке административного права выделяют две основные точки зрения (другие - это модификация этих двух точек зрения). Первая сводится к двухчленной классификации административного принуждения: административные взыскания; иные меры административного принуждения. В основу данной классификации положен формальный признак - наличие административных санкций. Вторая предложена М.И. Еропкиным в конце 50-х годов и получила наибольшее распространение. В ней говорится о существовании трех видов мер административного принуждения: меры пресечения, меры взыскания, меры предупреждения.

2.1 Административно-предупредительные меры

 

Меры административного принуждения – способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и организаций.9 Административно-предупредительные меры применяются в целях предупреждения правонарушений в сфере обеспечения правопорядка, общественной безопасности, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями. Эти меры носят профилактический характер и отличаются, как правило, следующими признаками: а) они не связаны с совершением административного правонарушения, т. е. правонарушение еще не совершено, а принудительные механизмы в отношении физических и юридических лиц уже функционируют (применяются); б) принудительный характер данных мер состоит в реализации властных и односторонних действий, которые не согласовываются с противоположной стороной. Тем не менее, последняя обязана исполнить предписанное им со стороны уполномоченных органов (должностных лиц), выполнить необходимые в данной ситуации действия либо воздержаться от их совершения; в) административно-предупредительные меры закреплены в законодательных и иных нормативных актах, предусматривающих обязательные действия либо устанавливающие известные запреты и ограничения угрозой применения административных санкций за их неисполнение. Осуществляют такие действия и устанавливают запреты в рамках предоставленных им полномочий милиция, государственные инспекции, другие надзорные органы. Ряд предупредительных мер применяется лишь при чрезвычайных обстоятельствах и в особых условиях: объявление чрезвычайного положения либо введение карантина с сопутствующими ограничениями, которые необходимо соблюдать под угрозой наложения административных взысканий за их нарушения. Предупредительные меры применяются также к лицам, допускавшим ранее антиобщественное поведение (постановка на учет в милиции лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, условно осужденных, систематически нарушавших общественный порядок; официальное предостережение, выносимое начальником РОВД либо участковым инспектором в адрес злостных "домашних дебоширов" и нарушителей общественного порядка; установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, допускавшими антиобщественное поведение либо признанными ранее судом особо опасными рецидивистами; возмездное изъятие охотничьих ружей у лиц, злоупотребляющих алкоголем либо признанных психически больными по постановлению административных комиссий).

Система административно-предупредительных мер включает:

1) беспрепятственное посещение (по предъявлении служебного удостоверения) и проведение обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан, условий работы лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью с целью проверки выполнения санитарного законодательства Российской Федерации, проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий и соблюдения действующих санитарных правил. Эти действия уполномочены совершать главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главный санитарные врачи республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, районов. Аналогичными полномочиями обладают работники государственной противопожарной и налоговой служб, налоговой полиции и т. д. Налоговый инспектор имеет право при осуществлении своих полномочий обследовать любые производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий и занимающихся предпринимательской деятельностью лиц, используемые для извлечения доходов (прибыли) либо связанные с содержанием объектов налогообложения;

2) проверку документов (п. 2 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции" устанавливает, что сотрудники милиции  могут проверять у граждан  и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если  имеются достаточные основания  подозревать их в совершении  административного правонарушения);

3) досмотр вещей, багажа, личный досмотр (таможенный досмотр, а также пассажиров и багажа  в аэропортах, досмотр проносимых  предметов на предприятиях пищевой, легкой, радиоэлектронной промышленности  и т. д ). Досмотр осуществляется  органами военизированной, вневедомственной  охраны, таможенными органами, органами  милиции (ст. 341-342 Таможенного кодекса  Российской Федерации).

п. 21 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции", Работники милиции имеют право производить в соответствии с законодательством досмотр ручной клади и багажа пассажиров воздушных гражданских судов, а при необходимости - и личный досмотр пассажиров; должностные лица налоговых органов производят осмотр документов и фиксируют их содержание (при изъятии у налогоплательщиков документов);

4) запрещение (ограничение) дорожного движения как одно  из средств обеспечения общественной  безопасности ст. 11 Закона РСФСР "О милиции" устанавливает, что  работники милиции, имеют право  временно ограничивать или запрещать  движение транспорта и пешеходов; п. 20 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции" - производить по решению начальника  органа милиции или его заместителя  оцепление (блокирование) участков  местности при ликвидации последствий  стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведения карантинных мероприятий  в случае эпидемий и эпизоотии;

5) временное отстранение  от работы граждан, являющихся  носителями возбудителей инфекционных  болезней и могущих быть источниками  их распространения в связи  с особенностями выполняемой  работы или производства, в котором  они заняты. Осуществляются такие  меры санитарными врачами;

6) остановку транспортных  средств работниками ГИБДД и  проверку ими документов у  водителей на право пользования  и управления транспортными средствами, а также документов на перевозимые  грузы;

7) госпитализацию инфекционных  больных. Уполномоченные должностные  лица могут принимать решения  об обязательной госпитализации  инфекционных больных и граждан  с подозрением на инфекционное  заболевание, представляющих опасность  для окружающих;

8) принятие решения о  проведении профилактических прививок  населению или отдельным группам  граждан по эпидемиологическим  показаниям, а также решения о  проведении лабораторного обследования  и медицинского наблюдения за гражданами, контактировавшими с больными инфекционными заболеваниями;

9) проведение освидетельствования  управляющих транспортными средствами  водителей (судоводителей) на состояние  опьянения;

10) выселение жильцов по  санкции прокурора из домов, грозящих  обвалом;

11) изъятие сотрудниками  милиции огнестрельного оружия  у лиц, злоупотребляющих спиртными  напитками либо психически больных, с последующим вынесением постановления  административной комиссией об  их возмездном изъятии.

 

Глава 3. Меры административного пресечения

 

Административно - пресекательные меры – способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.10 По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил.

В отличие от административно-предупредительных мер меры пресечения применяются в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершившим. Эту точку зрения разделяет Севрюгин В.Е. который утверждает, что меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на неправомерные действия. В других случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретный административный поступок (например, мелкое хулиганство), в-третьих - систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (например, занятие бродяжничеством и т.п.). Отдельные авторы считают, что меры административного пресечения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений. Во всех случаях они являются средством охраны общественных отношений от наличных или возможных на них посягательств основное назначение пресекательных мер в системе правоохранительных средств состоит в принудительном прекращении противоправных действий.

Превенция их пресекательными мерами сближает последние с мерами административно-предупредительными. Однако отдельные меры административного пресечения могут применяться при отсутствии виновного противоправного деяния. Таковы принудительные действия, пресекающие общественно-опасную деятельность душевнобольных и малолетних. Но в отличие от последних, основанием применения мер пресечения является не возможная, а непосредственная опасность, угрожающая охраняемым административным правом отношениям.

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно (закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания и как правило им предшествуют (задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа).

Меры административного пресечения многообразны. Это, по мнению Севрюгина В.Е., обусловлено тем, что в различных условиях, в отношении различных субъектов различные государственные органы должны применять наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий. Большое разнообразие мер пресечения свидетельствует о том, что основное внимание в нашей стране уделяется профилактике правонарушений, своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий. Меры административного пресечения используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.).

В административно-правовой литературе существуют различные перечни мер административного пресечения. Так, Пикотин М.И. относит к административно-пресекательным мерам следующие:

- Задержание применяется  как средство прекращения правонарушения (например, поведение, оскорбляющее  общественную нравственность) для  доставления нарушителя в милицию, установления личности и составления  протокола (акта) о правонарушении.

- Арест и изъятие имущества  применяются в отношении предметов, находящихся в неправомерном  владении (например, незаконных средств  охоты, рыбной ловли).

- Приостановление работ  может быть применено в отношении  предприятий, допускающих такие  нарушения установленного порядка  деятельности, которые угрожают  здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных  и санитарных правил.) Особым случаем  такого приостановления является  прекращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние которых  создает угрозу безопасности  движения.

Информация о работе Административная ответственность