Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 08:53, курсовая работа
Описание работы
Административное принуждение является довольно обширной темой в Административном праве России. Эта тема на протяжении многих лет поднималась и рассматривалась многими ведущими российскими историками: Севрюгиным В.Е., Бахрахом Д.Н., Веремеенко И.И., Василенковым П.Т. и другими. Каждый из них по-своему развивает эту тему и выносит свои точки зрения по важнейшим вопросам. Целью данной работы является знакомство и обобщение известной литературы русских авторов касающейся административного принуждения.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Понятие административного принуждения 5 1.1 Характерные особенности и признаки административного принуждения 9 Глава 2. Виды административного принуждения, их правовая характеристика 13 2.1 Административно-предупредительные меры 15 Глава 3. Меры административного пресечения 20 3.1 Меры административной ответственности 26 Глава 4. Меры административного принуждения, применяемые в условиях чрезвычайного положения 29 4.1 На период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующие меры: 32 Заключение 36 Библиографический список 38
Глава 2. Виды административного принуждения,
их правовая характеристика
Большое теоретическое и практическое
значение имеет вопрос о классификации
мер административного принуждения, который
до настоящего времени не получил единого
решения и в теории, ни на практике. По
мнению Севрюгина В.Е., четкая классификация
мер административного принуждения необходима:
во-первых, для уяснения сущности разнообразных
мер принуждения, применяемых органами
управления, их цели, их взаимодействия;
во-вторых, это имеет большое значение
для применения мер принуждения, обеспечения
эффективности воздействия на правонарушителей;
в-третьих, четкая и точная классификация
необходима практическим работникам при
решении вопросов о привлечении к уголовной
либо административной ответственности,
а также при замене уголовной ответственности
административной по ряду преступлений,
не представляющих большой общественной
опасности; в-четвертых, правильная классификация
является необходимой предпосылкой для
их научной кодификации.
В административно-правовой
литературе высказываются различные точки
зрения о классификации мер административного
принуждения.
Так Бахрах Д.Н. различает среди
них: меры пресечения, аминистративно-восстановительные
меры и наказания. Он отмечает, что меры
пресечения направлены на прекращение
противоправных действий и состояний,
они используются для того, чтобы не допустить
новых правонарушений, вредных последствий,
восстановительные меры - применяются
с целью возмещения причиненного ущерба,
восстановления прежнего положения вещей.
Поэтому вид и размер этих мер зависит
от характера и размера вреда, причиненного
правонарушителем.
И.И. Веремеенко считает, что
предложенная Бахрах Д.Н. классификация
не проводит достаточно четкой границы
между различными правовыми мерами. В
группе мер административного пресечения
объединены и административно-процессуальные
меры (административное задержание, задержание
и арест имущества) и административно-правовые
санкции, которые автор именует самостоятельными
мерами административного пресечения
(например, приостановление работы предприятия).
Он также утверждает, что критерием
классификации мер административного
принуждения, применяемых в связи с правонарушением,
может служить непосредственная цель
применения тех или иных мер, по указанному
критерию они делятся на две подгруппы:
административно-процессуальные меры
и административно-правовые санкции. Из
изложенного И.И. Веремеенко делает вывод
о том, что система мер административного
принуждения состоит из трех самостоятельных
подразделений:
1. административно-процессуальные;
2. административно-предупредительные;
3. административно-правовые
санкции.
При этом он отмечает, что административно-правовые
санкции осуществляют охрану правопорядка
и с помощью кары, восстановления и принудительного
исполнения правовой обязанности, обеспечивающей
реальное исполнение. Соответственно
они могут носить карательный, восстановительный
и пресекательный характер. Под административно-правовой
санкцией Веремеенко И.И. предлагает понимать
элемент нормы административного права,
установленный в целях ее охраны, содержащей
указание на те меры государственного
принуждения, которые применяются к нарушителям
данной нормы, выполняющей свою роль либо
кары, либо восстановления, либо реального
исполнения и применяемый, как правило,
в административном порядке.
В целом по вопросу о классификации
мер административного принуждения в
науке административного права выделяют
две основные точки зрения (другие - это
модификация этих двух точек зрения). Первая
сводится к двухчленной классификации
административного принуждения: административные
взыскания; иные меры административного
принуждения. В основу данной классификации
положен формальный признак - наличие
административных санкций. Вторая предложена
М.И. Еропкиным в конце 50-х годов и получила
наибольшее распространение. В ней говорится
о существовании трех видов мер административного
принуждения: меры пресечения, меры взыскания,
меры предупреждения.
2.1
Административно-предупредительные меры
Меры административного принуждения
– способы и средства, направленные на
предупреждение и предотвращение правонарушений
и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности
граждан или нормальной деятельности
государственных органов, предприятий
и организаций.9 Административно-предупредительные
меры применяются в целях предупреждения
правонарушений в сфере обеспечения правопорядка,
общественной безопасности, борьбы со
стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями.
Эти меры носят профилактический характер
и отличаются, как правило, следующими
признаками: а) они не связаны с совершением
административного правонарушения, т.
е. правонарушение еще не совершено, а
принудительные механизмы в отношении
физических и юридических лиц уже функционируют
(применяются); б) принудительный характер
данных мер состоит в реализации властных
и односторонних действий, которые не
согласовываются с противоположной стороной.
Тем не менее, последняя обязана исполнить
предписанное им со стороны уполномоченных
органов (должностных лиц), выполнить необходимые
в данной ситуации действия либо воздержаться
от их совершения; в) административно-предупредительные
меры закреплены в законодательных и иных
нормативных актах, предусматривающих
обязательные действия либо устанавливающие
известные запреты и ограничения угрозой
применения административных санкций
за их неисполнение. Осуществляют такие
действия и устанавливают запреты в рамках
предоставленных им полномочий милиция,
государственные инспекции, другие надзорные
органы. Ряд предупредительных мер применяется
лишь при чрезвычайных обстоятельствах
и в особых условиях: объявление чрезвычайного
положения либо введение карантина с сопутствующими
ограничениями, которые необходимо соблюдать
под угрозой наложения административных
взысканий за их нарушения. Предупредительные
меры применяются также к лицам, допускавшим
ранее антиобщественное поведение (постановка
на учет в милиции лиц, отбывших наказание
в виде лишения свободы, условно осужденных,
систематически нарушавших общественный
порядок; официальное предостережение,
выносимое начальником РОВД либо участковым
инспектором в адрес злостных "домашних
дебоширов" и нарушителей общественного
порядка; установление административного
надзора за лицами, освобожденными из
мест лишения свободы, допускавшими антиобщественное
поведение либо признанными ранее судом
особо опасными рецидивистами; возмездное
изъятие охотничьих ружей у лиц, злоупотребляющих
алкоголем либо признанных психически
больными по постановлению административных
комиссий).
Система административно-предупредительных
мер включает:
1) беспрепятственное посещение
(по предъявлении служебного удостоверения)
и проведение обследования организаций,
предприятий, жилищных условий граждан,
условий работы лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью с целью проверки выполнения
санитарного законодательства Российской
Федерации, проведения гигиенических
и противоэпидемических мероприятий и
соблюдения действующих санитарных правил.
Эти действия уполномочены совершать
главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, главный санитарные
врачи республик, входящих в состав Российской
Федерации, краев, областей, районов. Аналогичными
полномочиями обладают работники государственной
противопожарной и налоговой служб, налоговой
полиции и т. д. Налоговый инспектор имеет
право при осуществлении своих полномочий
обследовать любые производственные,
складские, торговые и иные помещения
предприятий и занимающихся предпринимательской
деятельностью лиц, используемые для извлечения
доходов (прибыли) либо связанные с содержанием
объектов налогообложения;
2) проверку документов (п.
2 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции"
устанавливает, что сотрудники милиции
могут проверять у граждан
и должностных лиц документы,
удостоверяющие их личность, если
имеются достаточные основания
подозревать их в совершении
административного правонарушения);
3) досмотр вещей, багажа,
личный досмотр (таможенный досмотр,
а также пассажиров и багажа
в аэропортах, досмотр проносимых
предметов на предприятиях пищевой,
легкой, радиоэлектронной промышленности
и т. д ). Досмотр осуществляется
органами военизированной, вневедомственной
охраны, таможенными органами, органами
милиции (ст. 341-342 Таможенного кодекса
Российской Федерации).
п. 21 ст. 11 Закона РСФСР "О
милиции", Работники милиции имеют право
производить в соответствии с законодательством
досмотр ручной клади и багажа пассажиров
воздушных гражданских судов, а при необходимости
- и личный досмотр пассажиров; должностные
лица налоговых органов производят осмотр
документов и фиксируют их содержание
(при изъятии у налогоплательщиков документов);
4) запрещение (ограничение)
дорожного движения как одно
из средств обеспечения общественной
безопасности ст. 11 Закона РСФСР
"О милиции" устанавливает, что
работники милиции, имеют право
временно ограничивать или запрещать
движение транспорта и пешеходов;
п. 20 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции"
- производить по решению начальника
органа милиции или его заместителя
оцепление (блокирование) участков
местности при ликвидации последствий
стихийных бедствий, аварий, катастроф,
проведения карантинных мероприятий
в случае эпидемий и эпизоотии;
5) временное отстранение
от работы граждан, являющихся
носителями возбудителей инфекционных
болезней и могущих быть источниками
их распространения в связи
с особенностями выполняемой
работы или производства, в котором
они заняты. Осуществляются такие
меры санитарными врачами;
6) остановку транспортных
средств работниками ГИБДД и
проверку ими документов у
водителей на право пользования
и управления транспортными средствами,
а также документов на перевозимые
грузы;
7) госпитализацию инфекционных
больных. Уполномоченные должностные
лица могут принимать решения
об обязательной госпитализации
инфекционных больных и граждан
с подозрением на инфекционное
заболевание, представляющих опасность
для окружающих;
8) принятие решения о
проведении профилактических прививок
населению или отдельным группам
граждан по эпидемиологическим
показаниям, а также решения о
проведении лабораторного обследования
и медицинского наблюдения за гражданами,
контактировавшими с больными инфекционными
заболеваниями;
9) проведение освидетельствования
управляющих транспортными средствами
водителей (судоводителей) на состояние
опьянения;
10) выселение жильцов по
санкции прокурора из домов, грозящих
обвалом;
11) изъятие сотрудниками
милиции огнестрельного оружия
у лиц, злоупотребляющих спиртными
напитками либо психически больных,
с последующим вынесением постановления
административной комиссией об
их возмездном изъятии.
Глава 3. Меры административного пресечения
Административно - пресекательные
меры – способы и средства принудительного
воздействия, применяемые в целях прекращения
противоправного деяния и предотвращения
наступления вредных последствий.10 По своей цели меры административного
пресечения отличаются от административных
взысканий и административно-предупредительных
мер. Главная их цель состоит в прекращении
противоправного поведения, устранении
противоправной ситуации, принуждении
правонарушителя вести себя правомерно,
в рамках, установленных правил.
В отличие от административно-предупредительных
мер меры пресечения применяются в связи
с совершенными правонарушениями и к субъектам,
их совершившим. Эту точку зрения разделяет
Севрюгин В.Е. который утверждает, что
меры пресечения применяются только при
наличии правонарушений, и как все принудительные
средства являются предусмотренной законом
реакцией на неправомерные действия. В
других случаях основанием для применения
меры пресечения служит конкретный административный
поступок (например, мелкое хулиганство),
в-третьих - систематические нарушения,
антиобщественный образ жизни (например,
занятие бродяжничеством и т.п.). Отдельные
авторы считают, что меры административного
пресечения могут применяться как при
наличии, так и при отсутствии правонарушений.
Во всех случаях они являются средством
охраны общественных отношений от наличных
или возможных на них посягательств основное
назначение пресекательных мер в системе
правоохранительных средств состоит в
принудительном прекращении противоправных
действий.
Превенция их пресекательными
мерами сближает последние с мерами административно-предупредительными.
Однако отдельные меры административного
пресечения могут применяться при отсутствии
виновного противоправного деяния. Таковы
принудительные действия, пресекающие
общественно-опасную деятельность душевнобольных
и малолетних. Но в отличие от последних,
основанием применения мер пресечения
является не возможная, а непосредственная
опасность, угрожающая охраняемым административным
правом отношениям.
Меры административного пресечения
могут применяться как самостоятельно
(закрытие в связи с антисанитарным состоянием
предприятия общественного питания), так
и в совокупности с административными
взысканиями, при этом они обеспечивают
возможность взыскания и как правило им
предшествуют (задержание нарушителя
общественного порядка с последующим
наложением на него административного
штрафа).
Меры административного пресечения
многообразны. Это, по мнению Севрюгина
В.Е., обусловлено тем, что в различных
условиях, в отношении различных субъектов
различные государственные органы должны
применять наиболее эффективные средства
для прекращения антиобщественных действий.
Большое разнообразие мер пресечения
свидетельствует о том, что основное внимание
в нашей стране уделяется профилактике
правонарушений, своевременному предотвращению
дальнейших противоправных действий.
Меры административного пресечения используются
не только для защиты интересов общества,
но и для защиты интересов, здоровья, жизни
самого правонарушителя (например, управление
транспортным средством в нетрезвом состоянии
и т.п.).
В административно-правовой
литературе существуют различные перечни
мер административного пресечения. Так,
Пикотин М.И. относит к административно-пресекательным
мерам следующие:
- Задержание применяется
как средство прекращения правонарушения
(например, поведение, оскорбляющее
общественную нравственность) для
доставления нарушителя в милицию,
установления личности и составления
протокола (акта) о правонарушении.
- Арест и изъятие имущества
применяются в отношении предметов,
находящихся в неправомерном
владении (например, незаконных средств
охоты, рыбной ловли).
- Приостановление работ
может быть применено в отношении
предприятий, допускающих такие
нарушения установленного порядка
деятельности, которые угрожают
здоровью и жизни людей (например,
правил техники безопасности, противопожарных
и санитарных правил.) Особым случаем
такого приостановления является
прекращение эксплуатации автомобилей,
техническое состояние которых
создает угрозу безопасности
движения.