Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:27, курсовая работа
1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.
Верховный Суд РФ признал, что обращение в суд с заявлением о признании недействительным нормативного правового акта не ограничено сроком, в течение которого этот акт может быть оспорен.
Установив
обоснованность жалобы, суд признает
обжалуемое действие (решение) незаконным,
обязывает удовлетворить
Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.
Граждане могут обращаться в Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Статьями 96—100 этого Закона урегулированы особенности рассмотрения дел по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан нормативными актами.
Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. По итогам рассмотрения такой жалобы Конституционный Суд РФ принимает одно из следующих решений (ст. 100):
«1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации;
2) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации.
В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признал закон, применяемый в конкретном деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке».
Постановления
Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному
опубликованию в официальных
изданиях органов государственной
власти России, тех субъектов Федерации,
которых они касаются.
4. Одной из форм судебной защиты является предусмотренное ст. 53 Конституции РФ право граждан на возмещение в судебном порядке ущерба, причиненного неправомерными деяниями государственных и муниципальных органов.
С 1 марта 1996 года возмещение ущерба регулируется гл. 59 ГК РФ. Так, согласно ст. 1069 «вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования».
Возложив на казну обязанность возмещать гражданам ущерб, причиненный неправомерным поведением их должностных лиц, законодатель создал наиболее благоприятные условия для защиты нарушенных имущественных прав. Такой порядок позволяет потерпевшему своевременно и полностью взыскать причиненный ему вред, обеспечивает надлежащую материальную базу для удовлетворения его требований. Ответственность Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования в лице соответствующей казны наступает, если:
совершено противоправное деяние;
причинен имущественный вред;
существует
причинная связь между
ущерб наступил по вине учреждения, органа, их должностных лиц.
Особенность ответственности по ст. 1069 ГК РФ в том, что она наступает за противоправные, властные, служебные деяния. Служебными признаются действия, которые совершены по службе в связи с выполнением возложенных на работника обязанностей. Некоторые должностные лица (например, работники милиции) должны выполнять возложенные на них функции всегда и везде. Поэтому их действия признаются служебными, даже когда они совершены во внерабочее время, но в интересах службы.
Под служебными следует понимать также действия, совершенные работником организации с использованием внешних атрибутов должностного лица (удостоверение, форма, жезл регулировщика, огнестрельное оружие и т. д.), путем злоупотребления служебными полномочиями, превышения власти, использования своего служебного положения.
В соответствии со ст. 1070 ГК РФ имущественная ответственность государства за ущерб, причиненный гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, является специальной. Она наступает и при отсутствии их вины, в строго определенных случаях нарушения закона: при осуждении (1), привлечении к уголовной ответственности (2), применении в качестве меры пресечения заключения под стражу (3), назначении административного наказания в виде ареста, административного приостановления деятельности (4). В этих случаях имущественная ответственность наступает независимо от вины должностных лиц.
При наличии обстоятельств, названных в ст. 1069, 1070 ГК РФ, возмещению подлежат:
заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основным источником средств существования гражданина, которых он лишился в результате незаконных действий;
имущество, конфискованное, изъятое, взысканное, обращенное в доход государства;
суммы,
выплаченные гражданином
По
просьбе пострадавшего
Орган дознания, предварительного следствия, прокуратура, суд в месячный срок со дня обращения гражданина выносят постановление, которым определяют размер ущерба. Их действия потерпевший может обжаловать соответственно прокурору или в вышестоящий суд.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ от имени соответствующей казны в качестве ответчика по делу выступает финансовый орган (Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования).
Исполнение судебных актов по искам в соответствии со ст. 1069–1071 регламентировано ст. 292.2 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 2002 г. № 666 утверждены Правила исполнения Министерством финансов РФ судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти. Этими Правилами установлено, что в целях исполнения судебного акта по иску к казне Российской Федерации взыскатель представляет в Минфин России следующие документы:
исполнительный лист о взыскании из казны Российской Федерации денежных средств на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти;
заверенную в установленном порядке копию судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист;
заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Исполнение судебного акта на основании исполнительного листа осуществляется Министерством финансов России в двухмесячный срок со дня его поступления в данное министерство.
Такой порядок возмещения ущерба, причиненного публичной властью гражданину, трудно признать удачным. Соответствующий акт правосудия должен исполнять судебный пристав-исполнитель. А потерпевшего следовало бы освободить от беготни по коридорам власти в поисках документов и уполномоченных лиц.