Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:27, курсовая работа
1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Срок оканчивается в день принятия (подписания) решения, а если оно не принимается, концом срока следует считать дату подписания ответа на письмо гражданина. При этом, если окончание срока рассмотрения жалобы приходится на нерабочий день, днем окончания срока следует считать первый следующий за ним рабочий день.
В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:
• о полном удовлетворении жалобы;
• о частичном удовлетворении жалобы;
• об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованостью, истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.). По общей административной жалобе не может быть отказано в удовлетворении по мотивам неподведомственности. Если жалоба не подведомственна органу, учреждению, он еще на стадии первичной обработки обязан направить ее в компетентную организацию. Если же факт неподведомственности будет установлен на последующих стадиях, материал должен быть направлен уполномоченному органу, учреждению. На бюрократическом языке это называется «спихотехникой». Автору жалобы должно быть сообщено о том, что она направлена по подведомственности. Но если дело подведомственно суду, об этом сообщается гражданину, а жалоба никуда не пересылается;
• о разъяснении по поставленным вопросам (о их подведомственности, правовом регулировании и т. д.).
Четвертая
стадия производства по жалобам – исполнение
принятого решения. Прежде всего необходимо
выслать мотивированный ответ на письменную
жалобу, а на устную можно ответить и устно.
Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной,
если она частично или полностью удовлетворена,
написан и выслан ответ, но фактически
ничего не сделано. Субъект власти в таких
случаях обязан принять необходимые меры
для восстановления нарушенных прав гражданина,
принести ему извинения. По просьбе гражданина
о принятых мерах необходимо проинформировать
заинтересованных в рассмотрении жалобы
лиц.
2. Специальная административная жалоба. Право на специальную административную жалобу чаще всего является еще одним способом защиты прав, оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его.
К специальным можно отнести жалобы:
государственных гражданских служащих, рассматриваемые в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2994 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
на действия и бездействие таможенных органов, подача и рассмотрение которых регулируется ст. 45–57 Таможенного кодекса РФ;
на акты налоговых органов, подача и рассмотрение которых регулируется ст. 137–141 Налогового кодекса РФ;
связанные с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения которых регламентируется федеральным законодательством;
рассматриваемые вышестоящими органами исполнительной власти в порядке производства по делам об административных правонарушениях (ст. 30.1—30.11 КоАП РФ);
направляемые Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и уполномоченным по правам человека в субъектах Федерации;
иные
жалобы, в отношении которых
Специальные жалобы имеют особенности:
наличие специальных норм, регулирующих основания и порядок работы с ними;
специальные основания для обжалования (приказ руководителя, постановление по делу об административном правонарушении и т. п.), прямо названные в законе;
четкое определение субъектов права на специальную жалобу, признание таковыми, как правило, лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей (специальная жалоба не может быть подана с целью защиты интересов других лиц);
четкое определение письменной формы и адресатов жалобы;
специальные сроки подачи жалоб;
процедурные особенности в производстве по конкретным видам жалоб.
Примером специальной жалобы может служить жалоба, которая подается в соответствии со ст. 139, 141 НК РФ. На действие, бездействие налогового органа жалоба должна быть подана в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик или иное обязанное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
По общему правилу подача административной жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Но если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют российскому законодательству, он вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия. Такое решение принимается руководителем налогового органа, издавшего акт, либо вышестоящим налоговым органом.
Право на специальную административную жалобу намного уˆже права на общую. Установление специального обжалования преследует цель более квалифицированно и в сжатые сроки рассматривать дела, усилить защиту прав граждан, поскольку ведь такие обращения адресуются органам, уполномоченным принимать решения по существу. Закрепление кратких сроков обжалования призвано побудить граждан действовать более оперативно, к тому же в ряде случаев установлены более краткие сроки рассмотрения специальных жалоб, а действие обжалуемого акта может быть приостановлено.
В случаях, установленных специальными федеральными законами (Налоговым кодексом, Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.), подача и рассмотрение специальных административных жалоб является обязательным условием для последующей подачи такой же жалобы в суд, если гражданин не согласен с решением по административной жалобе. Это значит, что по этому виду споров федеральным законом предусмотрена административная преюдиция.
Право на общую административную жалобу и дополняющее его право на специальное обжалование – важнейшее средство защиты прав граждан.
Праву граждан на жалобу корреспондирует обязанность государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и иных субъектов власти создавать условия для его реализации. Они должны:
разъяснять гражданам такое право;
принимать и устные, и письменные жалобы;
работать с ними (регистрировать, проверять, принимать меры для защиты нарушенных прав и т. д.);
поручать проверку жалоб своим подчиненным;
информировать о работе с обращениями их авторов;
систематически обобщать обращения в целях изучения общественного мнения, совершенствования своей работы, своевременного выявления и устранения причин нарушений прав и законных интересов граждан.
За организацию работы с жалобами и иными обращениями граждан руководитель организации несет личную ответственность. Например, ст. 13 Закона Башкортостана «Об обращениях граждан Республики Башкортостан» установлено:
«1. Руководители органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений обязаны обеспечивать необходимые условия для быстрого и эффективного рассмотрения обращений граждан, личного приема граждан должностными лицами, правомочными принимать решения от имени соответствующих органов.
2. Руководители и другие должностные лица обязаны проводить личный прием граждан в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы.
3. Обращения
граждан, изложенные в устной или письменной
форме на личном приеме, а также обращения
граждан, полученные по почте, телефаксу,
телеграфу или иным путем, должны быть
зарегистрированы в установленном порядке».
3. Судебный порядок разрешения жалоб – надежный способ охраны граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями субъектов власти. Эта надежность обусловлена тем, что:
дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями;
судьи независимы, обладают необходимой квалификацией для разбирательства дел;
процедура правосудия наилучшим образом приспособлена для выявления истины.
Заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы, в судебном споре он сторона, равноправная с другой стороной дела, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются.
Судебный надзор за законностью административной деятельности представляет собой вид государственного контроля[24]. Его специфика состоит в том, что проверяется только законность властных актов, действий или бездействия субъектов власти. Проверку проводит орган правосудия при рассмотрении конкретных дел по жалобам и искам граждан.
Рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов исполнительной власти – это административная юстиция, или правосудие по административным делам. Административная юстиция в Российской Федерации характеризуется следующими особенностями:
1) это решение спора между гражданином и субъектом власти о законности действий последнего;
2) споры решаются судами (общей юрисдикции, арбитражными);
3) порядок
рассмотрения дел регламентируется нормами
Гражданского процессуального[25] и
Судебные жалобы граждан можно различать по адресатам: в суды общей юрисдикции, мировые (гражданские и военные), в арбитражные суды и в конституционные (уставные) суды.
Обжалование по общему правилу в суды общей юрисдикции регламентируется Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и Гражданским процессуальным кодексом РФ.
В соответствии с законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы
препятствия осуществлению
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Суды
рассматривают жалобы на любые действия
(решения), нарушающие права и свободы
граждан, кроме тех, в отношении
которых законодательством
Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в мировой районный суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу.
В ряде случаев федеральными законами закреплена административная преюдиция. Это означает, что гражданин вправе обратиться в суд только после того, как его жалоба была рассмотрена в административном порядке, но с принятым решением он не согласен или если его административная жалоба не была рассмотрена в установленный (как правило, месячный) срок.
По закону судебная жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем либо по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.
Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).
Для обращения в суд с жалобой ст. 5 вышеназванного Закона РФ установлены следующие сроки:
три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;