Административно – правовая охрана общественного порядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Совместная и целеустремленная производственная и иная социальная деятельность людей невозможна без упрочения социальных связей и общественных отношений. В доклассовом обществе порядок регулировался обычаями и традициями. С разделением труда, появлением частной собственности и классов общественный порядок и общественная безопасность регулируются прежде всего правом и моралью и охраняются государством.

Файлы: 1 файл

2.rtf

— 655.95 Кб (Скачать файл)

Содержание деятельности, направленной на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, составляют "административно-правовые отношения, складывающиеся и развивающиеся, во-первых, внутри органов в процессе организации практического решения задач обеспечения общественного порядка и безопасности; во-вторых, в ходе повседневной непосредственной охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности силами и средствами государственных органов и общественности"19.

В первом случае речь идет об определении штатов, о подборе, расстановке и обучении кадров, выработке решений по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и об организации практического выполнения этих решений, осуществлении функций контроля и т.п., т.е. о внутриорганизационных отношениях (внутриорганизационная деятельность органов внутренних дел).

Во втором случае имеются в виду отношения, складывающиеся в связи с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, скажем, отношения, возникающие в связи с совершением гражданином административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность; отношения, возникающие в связи с обращением в органы внутренних дел предприятия, организации за разрешением на открытие оружейно-ремонтной мастерской и т.д. Субъектами возникающих при этом отношений с участием органов внутренних дел могут быть граждане, органы, предприятия, учреждения, организации и их должностные лица, не подчиненные органам внутренних дел в служебном отношении. Рассматриваемые отношения присущи внешней административной деятельности органов внутренних дел, которая выражается в непосредственном обеспечении соблюдения гражданами, должностными лицами требований законодательства в сфере внутренних дел, в осуществлении мер, направленных на предупреждение, пресечение и привлечение к ответственности правонарушителей. При этом внутриорганизационная и внешняя деятельность органов внутренних дел взаимосвязаны и имеют главной задачей создание наиболее благоприятных условий для граждан и должностных лиц в сфере их труда, отдыха, удовлетворения различных потребностей, реализации прав и законных интересов.

Оперативно-розыскная охрана общественного порядка и общественной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством с помощью оперативно-розыскных мероприятий и средств для предотвращения и раскрытия преступлений, совершаемых в рассматриваемых сферах, а также розыска и задержания лиц, скрывающихся от суда и следствия, преступников20.

Уголовно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности осуществляется с использованием уголовно-правовых средств, применением наказания к виновным лицам в порядке, установленном уголовным и уголовно-процессуальным законодательством21.

Гражданско-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности заключается в применении гражданско-правовых средств, направленных на охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций от правонарушений, связанных с причинением морального или материального ущерба.

Наличие разных способов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обусловливает существование ряда организационно-правовых видов (направлений) деятельности, осуществляемых государственными органами во взаимодействии с общественными формированиями в этих сферах. Они имеют специфическое назначение и особенности. К основным общепризнанным направлениям деятельности органов внутренних дел относятся: административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная деятельность, а также уголовно-исполнительная деятельность.

В соответствии с Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 250 "Вопросы организации полиции"22 в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются: а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях; б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами; в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки; д) обеспечение безопасности дорожного движения; е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством РФ к подведомственности полиции; ж) осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий; з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности; и) обеспечение собственной безопасности; к) осуществление лицензионно-разрешительной работы; л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности; м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций; н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц; о) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации; п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ; р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы; с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции; т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.

Можно выделить следующие обязанности полиции в части охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (ст. 12 Закона о полиции):

1. прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

2. обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

3. обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством РФ содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

4. принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

5. в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка при введении режима особых условий в исправительном учреждении в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ;

6. в период избирательных компаний участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них.

Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются значительные права, предусмотренные ст. 13 Закона о полиции, в частности, патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка; требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; и др.

Итак, систему мер по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности составляют правовое регулирование отношений в указанных сферах, т.е. принятие компетентными органами законодательных и иных нормативных актов, регулирующих поведение людей в этих сферах жизнедеятельности; реализация, т.е. претворение в жизнь государственными органами и общественными формированиями правил этих актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Административная деятельность полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности

 

Ведущее место в общегосударственной системе обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, в борьбе с преступностью занимает полиция. Ведь полиция в Российской Федерации является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 1 ст. 4 Закона о полиции). Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности (ч. 1 ст. 1 Закона о полиции). Важное место в деятельности полиции занимает административная деятельность. Большая часть сотрудников полиции (ранее - милиции) занята осуществлением именно административных функций.

Административная деятельность полиции - это исполнительно-распорядительная деятельность ее аппаратов, служб, подразделений, состоящая в организации и практическом осуществлении охраны общественного порядка в пределах предоставленных ей полномочий, на основе и во исполнение законов и иных нормативных актов.

Принципы административной деятельности полиции23:

    1. Социально-правовые: гуманизм, социальная справедливость, демократизм, опора на поддержку и доверие народа, законность, научность, сочетание гласности и профессиональная тайна.
    2. Организационные: рациональное распределение полномочий между субъектами, ответственность субъектов за результаты их работы, сочетание единоначалия и коллегиальности.

Административная деятельность полиции расчленяется на ряд функций, под которыми понимаются определенные направления этой деятельности24.

К общим функциям административной деятельности полиции относятся:

  1. Прогнозирование и планирование. Прогноз -- это научное предвидение направлений и тенденции развития системы. Его особенность в том, что он содержит описание как желаемых, так и возможных, но нежелательных состояний системы в будущем. Прогнозирование в административной деятельности полиции состоит в определении направлений и целей развития тех или иных процессов, происходящих в сфере общественного порядка, общественной безопасности и иных сферах, являющихся объектом административной деятельности полиции. Планирование реализуется в форме управленческих документов-планов (программ). При этом разработчики оценивают существующие возможности воздействия на прогнозируемые неблагоприятные тенденции закладывают в план (программу) соответствующие мероприятия, стремясь разрушить или смягчить их и, наоборот, стимулировать позитивные для общества тенденции;
  2. Организация. Организация означает образование, реорганизацию, упразднение служб, органов, подразделений, групп и других субъектов, осуществляющих административную деятельность, определение их обязанностей и прав, порядка взаимоотношений, подбор и расстановку кадров и др.;
  3. Регулирование. Эта функция призвана сохранять необходимую для эффективного осуществления субъектами административной деятельности их упорядоченность. Через регулирование осуществляются непосредственное руководство, направление деятельности служб, подразделений, поведение работников полиции, осуществляющих административную деятельность;
  4. Учет. Заключается в обеспечении сбора, передачи, хранения и переработки данных, т.е. в количественном измерении, регистрации и группировке сведений о функционировании субъектов административной деятельности, о выполнении возложенных на них задач, о наличии и расходе ресурсов, о состоянии технических средств, а также о состоянии объекта, на который воздействует административная деятельность. Оперативно-справочная и статинформация об административной деятельности органов внутренних дел используется этими органами не только для оценки ее состояния и разработки мер по совершенствованию, но и для решения более общих задач организации административной деятельности различных служб полиции;
  5. Контроль. Контроль имеет важное значение в обеспечении законности, устранении причин и условий, порождающих ее нарушение, в соблюдении прав и законных интересов граждан. Суть его состоит в установлении соответствия или несоответствия реального состояния объекта деятельности заданной программе.

Специальные (основные) функции административной деятельности полиции:

1. обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности, защита прав, свобод и законных интересов личности, интересов общества и государства от противоправных посягательств. Исходя из данной функции, полиция должна разрабатывать и осуществлять предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами меры, направленные на приведение жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов людей, общества и государства в состояние защищенности от общественно вредных, общественно опасных деяний и их последствий;

2. предупреждение преступлений и правонарушений; выявление причин и условий, способствовавших их совершению, принятие мер к их устранению, осуществление индивидуальной профилактической работы, участие в правовом воспитании граждан. Предупреждение преступлений и административных правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, входит в число основных задач полиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции в пределах установленной им компетенции с целью:

  • выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;
  • выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;
  • предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений;
  • пресечения покушений на преступления (то есть пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);

создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений25;

3. охрана общественного порядка. Полиция должна разрабатывать и осуществлять предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами меры, направленные на приведение системы существующих общественных отношений в безопасное (соответствующее нормам права) состояние;

4. осуществление лицензионно-разрешительной работы. Лицензирование - это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, где лицензиат - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности (ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011) "О лицензировании отдельных видов деятельности"26);

Информация о работе Административно – правовая охрана общественного порядка