Административно – правовая охрана общественного порядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Совместная и целеустремленная производственная и иная социальная деятельность людей невозможна без упрочения социальных связей и общественных отношений. В доклассовом обществе порядок регулировался обычаями и традициями. С разделением труда, появлением частной собственности и классов общественный порядок и общественная безопасность регулируются прежде всего правом и моралью и охраняются государством.

Файлы: 1 файл

2.rtf

— 655.95 Кб (Скачать файл)

5. обеспечение контроля за соблюдением правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"27);

6. обеспечение безопасности дорожного движения. Полиция не только осуществляет государственный контроль, но и, используя весь предоставленный ей комплекс прав (ст. 13 Закона о полиции), обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства;

7. охрана собственности по договорам. Выполнением этой функции занимаются подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Их основными задачами являются: охрана имущества собственников на основе договоров; участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей; проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания;

  1. оказание социальной помощи населению: оказание первой помощи гражданам, пострадавшим от преступлений и несчастных случаев, оказание помощи больным и иным лицам, очутившимся в беспомощном положении в общественных местах, и т.п. В ч. 2 ст. 1 Закона о полиции указано, что полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств;
  2. осуществление контроля и надзора: в пределах своей компетенции за исполнением гражданами и должностными лицами актов компетентных органов государственной власти по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;
  3. осуществление производства по делам об административных правонарушениях. Органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, чч. 1, 3, 4 и 5 ст. 11.1, ст.ст. 11.9, 11.14, 11.15, чч. 1, 2 и 3 ст. 11.17, ст.ст. 11.23, 12.1, чч. 1 - 3 ст. 12.2, ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ч. 3 ст. 12.4, чч. 1, 2 и 3.1 ст. 12.5, ст. 12.6, чч. 1 и 3 ст. 12.7, ст. 12.9, чч. 1 и 2 ст. 12.10, ст.ст. 12.11 - 12.14, чч. 1 - 3, ч. 4 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) ст. 12.15, ст.ст. 12.16 - 12.25, ч. 1 ст. 12.27, ст.ст. 12.28 - 12.34, 12.36.1, 12.37, 13.24, чч. 3 и 4 ст. 14.16, ст.ст. 14.26, 19.2, 19.15, ст. 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), ст.ст. 19.24, 20.1, 20.8, 20.10 - 20.14, 20.16, 20.17, 20.20, 20.21, ч. 1 ст. 20.23, ст. 20.24 (в отношении руководителей частных охранных организаций (объединений, ассоциаций) КоАП РФ (ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ). Эта деятельность полиции регламентируется прежде всего нормами КоАП РФ. Раздел IV Кодекса четко регламентирует порядок производства по делам об административных правонарушениях. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела о таком правонарушении, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ);

исполнение в пределах своей компетенции административных взысканий. Административное взыскание (наказание) - установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения. Применяется в целях: а) предупреждения совершения виновником новых правонарушений; б) предупреждения совершения правонарушений другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ). Административное наказание всегда применяется после уже совершенного проступка и выполняет функцию правовой охраны воздействием на сознание правонарушителя и иных лиц, предупреждая совершение ими новых правонарушений28.

Обеспечивающие функции административной деятельности полиции таковы: кадровое, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение административной деятельности полиции.

В совокупности общие, специальные и обеспечивающие функции составляют содержание административной деятельности полиции. Таким образом, содержание административной деятельности полиции составляет реализация ее функций, осуществляемых в установленных формах и соответствующими методами.

Каждый вид административной деятельности полиции отличается определенным единством правовых норм, регламентирующих деятельность данного вида, однородностью содержания правоотношений, возникающих в ходе ее осуществления, наличием специальной службы, аппарата или группы сотрудников, осуществляющих эту деятельность.

Целесообразное выполнение административных функций призваны обеспечивать формы административной деятельности полиции. В зависимости от того, влекут ли они юридические последствия, они подразделяются на правовые и неправовые.

Правовые формы характеризуются тем, что в них наиболее отчетливо проявляется государственно-властный, управленческо-исполнительный, подзаконный характер полномочий субъектов административной деятельности. По содержанию правовые формы административной деятельности полиции классифицируются на нормотворческую и правоприменительную. Основные стадии процесса применения права таковы:

Установление фактической основы дела. В ходе этой стадии устанавливаются и исследуются только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми - правомерными либо неправомерными, поскольку право не может применяться к обстоятельствам, не имеющим юридического характера. Такие установления и анализ осуществляются при помощи юридических доказательств, фактов добытых в установленных законом формах и порядке.

Установление юридической основы дела. На этой стадии правоприменительного процесса дается правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, т.е. решается вопрос, какая норма права распространяется на данный случай, подпадает ли этот факт под ее действие.

Принятие решения по делу - завершающая и вместе с тем основная стадия процесса применения права, в ходе которой осуществляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают предварительные условия и материалы для окончательного решения по делу. В нем властно распространяется действие применяемой нормы на факт, определяются права и обязанности конкретных субъектов. Именно в решении норма права приобретает индивидуально-властный характер, устанавливается окончательная связь нормы права с фактом, подлежащим разрешению. Решение по делу сопровождается одновременно вынесением полномочным органом (письменно или в иной форме) индивидуально-правового акта (акта применения права), являющегося юридическим фактом и служащим основой для возникновения правоотношения.

В зависимости от характера разрешаемых дел и вопросов, свойств правовых норм правоприменение подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную. Регулятивная форма используется в административной деятельности для разрешения конкретных дел организационного, управленческо-распорядительного характера (например, назначение на должность, дача поручений работнику полиции и т.д.), для реализации прав и законных интересов граждан, организаций и иных субъектов права (например, выдача гражданину лицензии). Посредством правоохранительной формы осуществляется охрана урегулированных юридическими нормами общественных отношений в сфере административной деятельности полиции, обеспечивается их неприкосновенность. Осуществляется охрана прав личности, защита законных интересов организаций. Применяются меры административного принуждения к лицам, не выполняющим административно-правовые и иные юридические обязанности.

По целенаправленности правоприменительные (регулятивная и правоохранительная) формы административной деятельности полиции подразделяются на внутренние (используются для осуществления внутриорганизационной деятельности: решения штатных вопросов, ведения делопроизводства, непосредственного руководства и управления службами, подразделениями и другими субъектами административной деятельности, а также для решения вопросов материально-технического и иного обеспечения административной деятельности) и внешние (используются в целях обеспечения выполнения возложенных на субъектов административной деятельности задач и функций, составляющих содержание этой деятельности).

По способу выражения все названные выше правоприменительные формы административной деятельности полиции подразделяются на: словесные: 1) устную - устные приказы, указания, распоряжения, команды; 2) письменную - вынесение индивидуального акта-документа. Он используется при решении дел, требующих фиксации правоприменения, точности, определенности; конклюдентную. Это определенные жесты, условные сигналы, явно выражающие решение субъекта административной деятельности. Например, жесты работника ГИБДД, регулирующего движение транспорта.

К неправовым формам административной деятельности полиции относятся формы выражения организационных и материально-технических действий. Организационные действия могут выражаться в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, их инструктировании, оказании им практической помощи на местах, разработке научно обоснованных рекомендаций и предложений по внедрению достижений науки и техники, в распространении положительного опыта работы и т.д. Эти действия осуществляются в процессе текущей административной деятельности. Материально-технические действия имеют вспомогательное значение. Но с их помощью материально обеспечивается осуществление всех форм административной деятельности. Это подготовка справок, делопроизводство и др. Призваны обеспечить четкую работу субъектов административной деятельности.

Методы - это способы, средства воздействия, применяемые органами внутренних дел в целях практической реализации возложенных на них задач и функций. Их посредством органы внутренних дел, выступая в качестве субъектов управления, воздействуют на соответствующие объекты управления (управляемых). Основные методы деятельности органов внутренних дел, так же как и других органов государственного управления, - убеждение и принуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Административное принуждение к нарушителям общественного порядка и общественной безопасности

 

Широкое применение убеждения отнюдь не снимает вопроса о разумно допустимых пределах его использования в качестве средства воздействия на правонарушителей. Этот метод далеко не всегда оказывается достаточным средством воздействия в отношении отдельных лиц, нарушающих нормы поведения в обществе. Поэтому государство, защищая права и свободы граждан, интересы общества, принуждает лиц, не поддающихся мерам убеждения и общественного воздействия, к соблюдению порядка, устанавливает различные виды ответственности за совершение правонарушений. Убеждение при этих обстоятельствах перестает быть единственным средством воздействия. Возникает объективная необходимость применения принуждения. Принуждение традиционно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения.

По своей сути административное принуждение является разновидностью государственного принуждения. Оно применяется компетентными государственными органами и их полномочными представителями на основании норм административного права. Принуждение как метод административной деятельности полиции состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение личности29. Обеспечивая общественную безопасность, охраняя общественный порядок, а также осуществляя иные функции в сфере административной деятельности, работники полиции уполномочены предъявлять к личности требования, связанные с обеспечением правопорядка, исполнение которых гарантируется, а при необходимости и обеспечивается применением принуждения. Таким образом, административное принуждение - это метод психического или физического воздействия на сознание и поведение людей, применяемый полицией в целях предупреждения, пресечения административных правонарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Психическое принуждение воздействует на волю, эмоции, разум, т.е. на психику личности, формирует ее волю, склоняет к требуемому общественному поведению путем угрозы применения насилия или каких-либо других мер воздействия, могущих повлечь невыгодные последствия для личности. К психическому принуждению относятся, например, официальное предостережение работником полиции гражданина, нарушающего общественный порядок, о недопустимости антиобщественного поведения; официальное требование работника полиции о прекращении правонарушения, совершаемого гражданином.

Материальное принуждение воздействует на поведение личности через принадлежащие ей денежные средства и имущество. Оно выражается в определенных ограничениях владения и пользования имуществом, в лишении некоторых материальных благ, имеющихся в распоряжении их владельца, во взыскании с правонарушителя денежных сумм - штрафа и др.

К физическому принуждению относятся такие меры, которые непосредственно воздействуют на личность, ограничивая ее свободу действий, пресекая противоправное поведение. Посредством этих мер вопреки воле личности уполномоченные органы государственного управления и их должностные лица совершают действия, направленные на достижение целей административной деятельности. Так, например, производя задержание лица (ст. 14 Закона о полиции), совершившего административное правонарушение, сотрудник полиции лишает его в течение установленного законом срока свободы передвижения посредством применения к правонарушителю физической силы, наручников и других специальных средств. Этим сотрудником полиции пресекаются противоправные действия нарушителя и т.п.

Меры административного принуждения могут применяться как к правонарушителям, так и к лицам, не совершившим правонарушений (в целях предупреждения правонарушений, наступления общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях).

Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. К ним относятся: меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, материальной); меры пресечения и административно-предупредительные меры принудительного характера (например, таможенный досмотр, меры карантинного характера, принудительное медицинское освидетельствование и др.).

Принуждение характеризуется рядом признаков. Оно является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации конкретных мер принудительного воздействия. Тем самым гарантируются права и свободы граждан, интересы общества и государства30.

Информация о работе Административно – правовая охрана общественного порядка