Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 20:10, курсовая работа
Совместная и целеустремленная производственная и иная социальная деятельность людей невозможна без упрочения социальных связей и общественных отношений. В доклассовом обществе порядок регулировался обычаями и традициями. С разделением труда, появлением частной собственности и классов общественный порядок и общественная безопасность регулируются прежде всего правом и моралью и охраняются государством.
Специалистами в области административного права понятие общественного порядка дано в широком и в узком смысле слова. В широком смысле слова - это совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всего круга социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права. Соответственно общественный порядок, как более широкая категория, включает в себя и правопорядок. Примерно то же самое, но несколько иными словами сказано об общественном порядке в общей теории права. Здесь общественный порядок рассматривается как социальная категория, охватывающая систему (состояние) волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемых экономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участников господствующим в обществе социальным нормам (правовым и неправовым). В узком смысле слова общественный порядок понимается как обусловленная интересами всего народа, регулируемая нормами права, морали, правилами общежития и обычаями система волевых общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести граждан, укрепление народного достояния, общественное спокойствие, создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений и организаций.
Охрана общественного порядка предполагает прежде всего обеспечение правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, иных общественных местах, при проведении митингов, шествий и других публичных мероприятий.
Общественный порядок тесно связан с другой сферой жизни общества - общественной безопасностью, которую призваны обеспечивать органы государства и в особенности органы внутренних дел. Этот факт в настоящее время признан и законодателем, что отразилось в объединении в одной главе КоАП РФ административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и на общественную безопасность.
Безопасность -- состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: права и свободы личности; материальные и духовные ценности общества; конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства. В связи с этим различают безопасность личности, общественную и государственную безопасность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее соответствующие функции через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
С учетом изложенного можно сформулировать две главные задачи, которые решаются посредством охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: обеспечение эффективного поступательного развития общества; целенаправленная координация всех видов общественных отношений в интересах реализации идеи социальной справедливости.
Задачи непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями возложены, в основном, на правоохранительные органы. Однако только их усилий здесь недостаточно. Необходимо проведение комплекса политических, экономических, социально-культурных мероприятий. Ведь без законности и правопорядка построение правового государства в России будет невозможно.
Размещено на
1 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 47.
2 Даньшин И.Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. - Харьков, 1971.
3 Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. - М.: Юридическая литература, 1951.
4 Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. - М.: Юридическая литература, 1975.
5 Веремеенко И.И. Сущность и понятие общественного порядка // Советское государство и право. - 1982. - № 3.
6 Веремеенко И.И. Указ. статья.
7 Фомин В.В. Общественный порядок как объект хулиганства // Человек: преступление и наказание. - 2008. - № 3.
8 Овчинникова Л.И., Попова Н.Ф. К вопросу привлечения общественных объединений к охране общественного порядка // Российский следователь. - 2006. - № 10..
9 Буркин А.И., Возжеников А.В., Синеок Н.В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. - М.: Изд-во РАГС, 2005.
10 Скрипкина Ю.Г. К вопросу о понятии общественного порядка // Вестник Московского ун-та МВД России. - 2008. - № 5.
11 Серегин А.В. Указ. соч..
12 Адилов А. Понятие и содержание общественного порядка // Закон и право. - 2007. - № 8.
13 Маракулин Д.А. К вопросу о сущности общественного порядка // Актуальные проблемы российского права. - 2009. - № 4.
14 Арестова Е.Н. К вопросу о понятии и системе органов внутренних дел // Российский следователь. - 2007. - № 24.
15 Российская газета. - 08.02.2011; 10.02.2011; 08.12.2011.
16 Российская газета. - 02.06.2001; 11.03.2005.
17 Российская газета. - 29.12.2010.
18 Российская газета. - 18.08.1995; 30.12.2011.
19 Прокопов Ю.В. Понятия "общественный порядок", "правопорядок" и "общественная безопасность" и их соотношение в теории государства и права и в российском законодательстве // Мир юридической науки. - 2009. - № 3.
20 См. подробнее: Панов С., Клюев С., Малыхин Е. Розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда // Законность. - 2008. - № 10.
21 Куделич А.В. Уголовно-правовая охрана общественного порядка в современной России: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. - М.: БЕК, 2000.
22 Российская газета. - 02.03.2011.
23 Кроме того, при осуществлении полицией административной деятельности должны соблюдаться также принципы деятельности полиции, предусмотренные главой 2 Закона о полиции.
24 Абдрахманов Б.Е. Административно-
25 Приказ МВД РФ от 17.01.2006 № 19 (ред. от305.12.2011) "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (вместе с "Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений")
26 Российская газета. - 08.05.2011; 23.10.2011.
27 Российская газета. - 31.07.2002; 08.12.2011.
28 Осипов А.А. Правила назначения административного наказания // Административное право. - 2008. - № 1.
29 Корякин Е.А. Административно-юрисдикционная деятельность как элемент административного процесса в государственном управлении // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 10.
30 Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел (опыт системного исследования). 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007.
31 Хабибулин А.Г., Чернобель Г.Т. Интересы государства и его охранно-защитная функция // Журнал российского права. - 2008. - № 5..
32 Еропкин М.И. Указ. соч.
33 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 01.08.2005; Российская газета. - 01.09.2010.
34 Авдеенкова М.П. Особенности развития административно-правовой ответственности в российском праве // Современное право. - 2008. - № 3.
Информация о работе Административно – правовая охрана общественного порядка