Административно – правовая охрана общественного порядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Совместная и целеустремленная производственная и иная социальная деятельность людей невозможна без упрочения социальных связей и общественных отношений. В доклассовом обществе порядок регулировался обычаями и традициями. С разделением труда, появлением частной собственности и классов общественный порядок и общественная безопасность регулируются прежде всего правом и моралью и охраняются государством.

Файлы: 1 файл

2.rtf

— 655.95 Кб (Скачать файл)

Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений.

Административное принуждение является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления.

Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер31.

Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий.

Все меры административного принуждения применяются для того, чтобы побудить, заставить субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них либо подчиниться установленным правоограничениям. Таким образом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение. 

Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Следовательно, административное принуждение является правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.

Одним из важнейших признаков административного принуждения является специфическая юридическая природа оснований его применения. Основанием применения административного принуждения являются: во-первых, совершение административного правонарушения, во-вторых, наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например, эпидемий, эпизоотии, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации. Необходимо подчеркнуть коренное отличие оснований административного принуждения от оснований иных видов государственного принуждения, в частности, уголовного наказания, в качестве которого может выступать только совершение правонарушения, т.е. преступления. 

Меры административного принуждения весьма многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификаций. В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы:

1) административно-предупредительные меры;

2) меры административного пресечения;

3) меры административной ответственности;

4) меры административно-процессуального обеспечения.

Данная классификация в некоторой степени относительна. Так, отдельные меры пресечения могут быть отнесены и к мерам административно-процессуального обеспечения.

Меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры), являясь одним из видов административного принуждения, применяются работниками полиции в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Они выступают в качестве ограничений административно-правового характера, административно-принудительных действий в отношении того или иного гражданина, должностного лица. Основанием применения мер административного предупреждения могут быть реальное предположение о намерении лица совершить правонарушение, антиобщественное, противоправное действие, возникновение обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Характерным для указанных мер административного предупреждения является то, что они могут применяться при отсутствии факта противоправных действий.

Следовательно, под мерами административного предупреждения понимаются применяемые работниками полиции способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан.

К этой группе относятся меры, которые применяются в целях предотвращения случаев наступления угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий (закрытие определенных участков дороги или улицы для движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы безопасности движения, технический надзор за автомототранспортными средствами и запрещение ввода в эксплуатацию неисправных автомототранспортных и иных транспортных средств, досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов и др.).

Полиция оказывает содействие компетентным органам в осуществлении карантина, реквизиции, в недопущении посторонних лиц в район стихийного бедствия, эпидемии, на территорию, зараженную радиоактивными веществами, и др.

К мерам административного предупреждения относятся также меры, которые применяются к лицам, характеризующимся антиобщественным поведением, в целях предупреждения, недопущения совершения ими новых правонарушений. Это, в частности, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. М.И. Еропкин и Л.Л. Попов пишут: "Практика многих органов милиции показывает, что при умелой организации надзора, настойчивой, целенаправленной воспитательной работе с поднадзорными эта мера административного воздействия оказывается весьма эффективным средством предупреждения преступлений"32.

Меры административного пресечения представляют собой оперативные действия органа или должностного лица по прекращению правонарушения. Происходит непосредственное вмешательство в действия нарушителя с целью их прекращения и недопущения вредных последствий. Правонарушитель лишается фактической возможности продолжить неправомерные действия, побуждается к исполнению определенных обязанностей. Эти меры могут быть общего и специального назначения. К числу мер общего назначения относятся: помещение лиц, находящихся в состоянии сильного опьянения, в центры оказания специальной помощи; отстранение лиц от управления транспортными средствами; запрещение эксплуатации транспортных средств; приостановление работы объектов разрешительной системы.

Приказом МВД РФ от 02.06.2005 № 444 (ред. от 07.07.2010) "О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию"33 уточнен Перечень должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ.

Меры административного пресечения специального назначения являются средствами физического воздействия на правонарушителей, применяемыми в случаях, когда иными мерами прекратить общественно опасное поведение невозможно. В установленных законом случаях (гл. 5 Закона о полиции) полиция имеет право применять физическую силу, а также специальные средства (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие средства, служебные собаки).

В перечне прав полиции особое место занимает право ее сотрудников применять огнестрельное оружие. Это право используется сотрудниками полиции (ст. 23 Закона о полиции): 1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья; 2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции; 3) для освобождения заложников; 4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным; 5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ; 6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан; 7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

Применение полицией физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия должно осуществляться лишь в строгом соответствии с законом.

Меры процессуального обеспечения, являясь разновидностью мер административного принуждения, применяются полицией в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителей, обнаружения доказательств и создания иных условий для объективного, всестороннего и полного рассмотрения дел о правонарушениях. Назначение этих мер: создать необходимые условия для реализации норм материального права, устанавливающих ответственность за правонарушения. Их применение служит целям реализации преимущественно административных взысканий. В КоАП РФ предусмотрены следующие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности (ст. 27.1 КоАП РФ).

По действующему законодательству полиция может налагать на виновных правонарушителей административные наказания. Административное наказание - установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения. Применяется в целях: а) предупреждения совершения виновником новых правонарушений; б) предупреждения совершения правонарушений другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).

Актуальность проблемы применения мер административного наказания, а также развития этого правового института обусловлена сегодня следующими факторами:

  1. политическим, связанным с необходимостью обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных Конституцией РФ основных прав и свобод граждан, создания и поддержания режима законности в сфере исполнительной власти, в области функционирования административно-властных правовых отношений, обеспечения защиты государства, поддержания общественного порядка, механизма государственного управления;
  2. экономическим, предполагающим построение в государстве рыночной экономики, регулирование рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах;
  3. правовым, обеспечивающим создание нового и реформирование старого административного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере функционирования исполнительной власти и государственного управления, а также устанавливающего меры административного наказания, направленные на защиту прав и свобод граждан.

Актуальность проблемы применения мер административного наказания в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности требует четко разработанного перечня таких мер, поскольку из года в год отмечается все большая распространенность административно наказуемых нарушений. "Характеризуя административную ответственность как реакцию государственных органов на совершенное деяние, запрещенное законом, следует подчеркнуть, что такая реакция выражается в осуждении деяния, в "отрицательной оценке" содеянного"34.

Назначению административного наказания посвящена 4-ая глава КоАП РФ. Здесь определены важнейшие требования, подлежащие соблюдению при назначении административного наказания, не касаясь, однако, производства по делам об административных правонарушениях. Закон требует, чтобы наказания налагались в точном соответствии с законодательством об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). Обеспечению законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением посвящена ст. 1.6 КоАП РФ.

Заслуживает одобрения то, что в КоАП РФ определена необходимость соответствия принципам Конституции РФ позиции, связанной с применением административной ответственности к физическим и юридическим лицам. В Кодексе сказано, что такая ответственность может быть установлена только федеральным законом либо законом субъекта Российской Федерации, и это существенно повысило гарантии прав лиц, привлекаемых к административной ответственности. Следует считать положительным тот факт, что в КоАП РФ сохранен принцип особо строгой ответственности должностных лиц, расширен перечень составов административных правонарушений, дано понятие "должностное лицо". С учетом ст. 71 Конституции РФ в Кодексе предусмотрена ответственность за правонарушения, посягающие на конституционные права граждан. Однако наряду с названными мерами, направленными на совершенствование процесса применения административного наказания, применяемого в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности, соблюдения законности в правоприменительной деятельности, полагаю назревшим вопрос о принятии административно-процессуального закона в виде кодекса, где будут определены порядок задержания правонарушителей, режим их содержания, порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, классификация мер административного принуждения. Все это будет способствовать защите прав и свобод граждан в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности.

 

 

Заключение

Информация о работе Административно – правовая охрана общественного порядка