Административное право России в таблицах и схемах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:36, курс лекций

Описание работы

Административное право регулирует отношения во всех сферах общественных отношений — в экономике, в социально-культурной сфере и в сфере административно-политического строительства, определяя систему и структуру органов, задействованных в этих отношениях. Административное право устанавливает многие правила поведения граждан, должностных лиц, организаций (например, правила поведения в сфере дорожного движения, санитарно-эпидемиологического благополучия, торговли и т.д.). За нарушение указанных правил нормами административного права устанавливается ответственность, определяется порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, порядок обжалования принятых по этим делам решений и т.п

Содержание работы

ЧАСТЬ I. Основные институты административного права
Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Глава 4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 5. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ
Глава 7. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 8. ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ТОВАРИЩЕСТВА, ОБЩЕСТВА, ФОНДЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 10. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Глава 11. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 12. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ
Глава 15. ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
Глава 17. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ЧАСТЬ II. Организация государственного управления
Глава 18. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
Глава 19. УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
Глава 20. УПРАВЛЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Глава 21. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Административное право России в таблицах и схемах_Головистикова А.Н._2006 -320с.doc

— 3.51 Мб (Скачать файл)

 

3. Юридические факты в административном  праве

Юридические факты в административном праве

Понятие

Юридический факт — это обстоятельство, при наступлении которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение.

Содержание

Деяния

Действие6

Правомерные

Основаны на положениях норм административного права и соответствуют им (например, в связи с наступлением 14-летнего возраста у конкретного лица возникает право на получение паспорта гражданина Российской Федерации. Получая паспорт, это лицо вступает в конкретные административно-правовые отношения с соответствующим государственным органом).

Неправомерные

Нарушают предписания норм административного права. Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к административной (дисциплинарной), ответственности (например, нарушение правил дорожного движения является основанием для возникновения административного правоотношения между нарушителем и уполномоченным государственным органом).

Бездействие

Волевое несовершение предписываемых законом действий (например, бездействие должностного лица, обязанного совершить определенные действия в отношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания).

События

События — это явления, независимые от воли людей (например, смерть стихийное бедствие и т.п.). Нормами административного законодательства предусматривается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, в том числе в связи с такими обстоятельствами, которые не связаны с волеизъявлением субъектов правоотношения (например, смерть гражданина влечет за собой прекращение все правоотношений, субъектом которых он выступал).

Особенности

  • прямое их юридическое последствие — возникновение, изменение или прекращение конкретного административно-правового отношения, т.е. они являются условиями возникновения конкретного административно-правового отношения;
  • представляют собой результат активного волеизъявления субъекта правоотношения;
  • основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер.

4. Виды административно-правовых отношений

Виды административно-правовых отношений

По управляющему воздействию субъекта отношений

Основные

Непосредственно выражают формулу «субъект — объект», в которой проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Они возникают между вышестоящими и нижестоящими исполнительными органами, между руководителями и подчиненными и т.д.

Не основные

Складываются в рамках управленческих отношений, связанные с ними, но не имеющие своим назначением управляющее воздействие субъекта управления на объект. Неосновные отношения строятся по формуле «субъект — субъект» (например, два федеральных органа исполнительной власти решают совместно те или иные управленческие проблемы, затрагивающие их деятельность).

По направлению деятельности

Внешние

Направлены непосредственно на реализацию функции управления применительно к управляемым объектам.

Внутриорганизационные

Связаны с формированием управленческих структур сверху донизу с определением порядка взаимодействия между исполнительными органами и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между ними. Такие отношения выражают интересы самоорганизации системы исполнительной власти и ее структурных подразделений.

По характеру отношений, возникающих между субъектами административно-правовых отношений7

Горизонтальные8

Возникают в ситуациях взаимодействия властных структур между собой в условиях, когда между ними отсутствует какая-либо соподчиненность или подконтрольность.

Вертикальные

Возникают в случае, если одна сторона правоотношения организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта для управляемых субъектов государственного управления (например, между министерством и подведомственным ему предприятием).

Субординационные

Базируются на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (субординация, соподчинение субъектов правоотношения).

Координационные

Используют властные полномочия для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов.

Реординационные

Обеспечивают обратное воздействие управляемого субъекта на управляющий субъект (например, отношения, возникающие при обжаловании действий и решений властных субъектов или при обращении во властные структуры).

По целям

Регулятивные

Регулируют нормальные экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи регулятивных отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций.

Охранительные

Направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

По направлениям деятельности

  • административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т.е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории;
  • административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;
  • административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;
  • административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении9.

В зависимости от особенностей участников управленческих отношений10

  • между соподчиненными субъектами исполнительных органов, находящимися на разном организационно-правовом уровне (например, между Правительством РФ и министерством);
  • между несоподчиненными субъектами исполнительных органов, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, между двумя министерствами);
  • между субъектами исполнительных органов и находящимися в их системе государственными учреждениями, предприятиями, организациями;
  • между субъектами исполнительных органов и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (например, Министерство финансов РФ может проводить финансовую проверку их деятельности);
  • возникающие между органами исполнительной власти (исполнительными органами) и органами местного самоуправления, между органами исполнительной власти (исполнительными органами) и общественными объединениями, между органами исполнительной власти (исполнительными органами) и гражданами.

По организационной направленности11

Организационно-управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти

Возникают в процессе и в результате реализации исполнительной власти и осуществления субъектом в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов.

Внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности

Опосредуют внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной деятельности.

Общегосударственные контрольно-организационные отношения

Возникают в процессе и в результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, т.е. общегосударственного контроля, который в отличие от обычного функционального контроля наделен рядом особенностей (осуществляется в масштабах всего государства от имени верховных государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определенным вопросам).

Административно-юстиционные организационно-охранительные отношения

Возникают в процессе и в результате осуществления судебного контроля над законностью решений и действий государственной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий, судами и судьями, а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления.


1 Козлов Ю.М. определяет административно-правовое отношение как «урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой». См.: Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. — М., 2002. - С. 80.

2 Согласно монистической концепции объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно поступки людей подвергаются регулированию со стороны правовых норм. В то же время в соответствии с плюралистической концепцией объекты правоотношений столь разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом отношения. Вторая концепция считается более современной и разделяется большинством специалистов. См.: Теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М., 2001. — С. 530.

3 Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. — М., 1974; Козлов Ю.М. Административные правоотношения. — М., 1976.

4 Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. — М., 1961; Манохин В.М. Советская государственная служба. — М., 1966; Петров Г.И. Советское административное право. — М., 1961.

5 Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. — М., 2000. - С. 48.

6 Как правило, действием, обусловливающим административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств, решение о налоговой проверке и т.д.). Это наиболее характерный для административного права юридический факт.

7 Этот же классификационный критерий лежит в основе подразделения административных правоотношений на субординационные, координационные и реординационные, получившее широкое распространение в 80-е годы XX в. См. подробнее: Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. — М., 1987; Юсупов В.А. Теория административного права. — М., 1985.

8 Д.Н. Бахрах отмечает, что горизонтальные административные правоотношения в 90-х годах XX в. получили широкое распространение, появилась новая разновидность источников административного права — административный договор. См.: Бахрах Д.Н. Указ. соч. — С. 47.

9 Стартов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3-х т. — Т. 1: История. Наука. Предмет. Субъекты. — М., 2002. — С. 415.

10 Данные отношения не могут возникать между гражданами и общественными объединениями.

11 Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекции. – Саратов, 2001. – С. 38-52.

Глава 4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

1. Понятие и виды субъектов административного  права

Понятие и виды субъектов административного права

Понятие

Субъект административного права — это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.

Административно-правовой статус

Понятие

Административно-правовой статус — это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за ним нормами административного права.

Элементы

Административная правоспособность — это возможность субъекта вступать в правовые отношения, т.е. иметь права и обязанности административно-правового характера.

Общие признаки административной правоспособности1

  • управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности;
  • наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права;
  • юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;
  • реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения:
  • обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане.

Административная дееспособность2 — это способность своими действиями реализовать административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений, нести ответственность за свои действия.

Виды3

Индивидуальные

  • граждане Российской Федерации;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства;
  • государственные служащие или должностные лица.

Коллективные

Государственные

Выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством (органы государства, государственные предприятия и учреждения).

Негосударственные

Не выполняют государственные задачи и функции, не финансируются государством и не управляются государством (общественные объединения граждан, профсоюзы, спортивные организации, кооперативные объединения и объединения по различным интересам).


Схема 1. Виды субъектов административного права

2. Понятие и правовое положение  органов исполнительной власти

Понятие и правовое положение органов исполнительной власти

Понятие

Орган исполнительной власти — это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Основные черты, характеризующие положение органов исполнительной власти

  • правовым основанием для организации и функционирования органов исполнительной власти являются законодательные акты Российской Федерации и субъектов Федерации. Следует отметить, что в отличие от предыдущих конституций Конституция РФ 1993 г. не дает полного представления об этих органах, их правовом статусе и структуре. Поэтому указанные вопросы решаются нормами федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Федерации, уставами и иными нормативными правовыми актами;
  • формируются государством, выступают по его поручению и в его интересах. Для выполнения возложенных на них задач и функций органы исполнительной власти наделяются государственно-властными полномочиями, которые носят исполнительный и распорядительный характер. В связи с этим они могут в пределах, очерченных законодательством Российской Федерации, действовать самостоятельно, принимать нормативные правовые акты и осуществлять различные мероприятия по проведению их в жизнь;
  • подчиненность органов исполнительной власти строится по вертикальному принципу. Нижестоящие органы исполнительной власти подконтрольны и подотчетны вышестоящим органам, а указания последних обязательны для нижестоящих;
  • не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Однако это не исключает взаимодействие указанных органов в сфере функционирования исполнительной власти. В частности, Государственная Дума Федерального Собрания дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству РФ. Кроме того, законодательные акты, принятые российским парламентом, требуют дальнейшего проведения их в жизнь именно в рамках реализации исполнительной власти;
  • деятельность органов исполнительной власти подзаконна, они осуществляют управление на основе и во исполнение закона. Это означает, что во всей своей деятельности указанные органы должны следовать требованиям Конституции РФ, конституций республик, уставов субъектов Федерации, законов, указов Президента РФ и других нормативных правовых актов;
  • образуются на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации в соответствии с учетом особенностей федеративного устройства Российской Федерации.

Информация о работе Административное право России в таблицах и схемах