Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:36, курс лекций
Административное право регулирует отношения во всех сферах общественных отношений — в экономике, в социально-культурной сфере и в сфере административно-политического строительства, определяя систему и структуру органов, задействованных в этих отношениях. Административное право устанавливает многие правила поведения граждан, должностных лиц, организаций (например, правила поведения в сфере дорожного движения, санитарно-эпидемиологического благополучия, торговли и т.д.). За нарушение указанных правил нормами административного права устанавливается ответственность, определяется порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, порядок обжалования принятых по этим делам решений и т.п
ЧАСТЬ I. Основные институты административного права
Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Глава 4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 5. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ
Глава 7. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 8. ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ТОВАРИЩЕСТВА, ОБЩЕСТВА, ФОНДЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 10. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Глава 11. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 12. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ
Глава 15. ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
Глава 17. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ЧАСТЬ II. Организация государственного управления
Глава 18. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
Глава 19. УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
Глава 20. УПРАВЛЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Глава 21. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Виды органов исполнительной власти | |
По федеративному устройству | |
Федеральные органы исполнительной власти |
Возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти Правительство РФ, являющееся центральным федеральным органом исполнительной власти и осуществляющее исполнительную власть в Российской Федерации. |
Органы исполнительной власти субъектов Федерации |
Создаются в республиках, краях, областях, городах республиканского значения (Москве и Санкт-Петербурге), автономной области и автономных округах. |
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти |
Создаются на основании ст. 78 Конституции РФ. Указанные территориальные органы действуют на территориях субъектов Федерации, но не входят в систему их исполнительных органов. |
По характеру компетенции | |
Общей компетенции |
Органы исполнительной власти, которые осуществляют свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по основным вопросам их деятельности (например, Правительство РФ, правительства республик и других субъектов Федерации, администрации в краях, областях и т.д.). |
Отраслевой компетенции |
Органы исполнительной власти, которые осуществляют управление в отношении конкретной отрасли экономики, в социально-культурной и административно-политической сфере (обороне, юстиции). На федеральном уровне, например, ими являются федеральные министерства, а в субъектах Федерации — министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления и др. |
Межотраслевой компетенции |
Органы исполнительной власти, которые в соответствии с компетенцией осуществляют управление по вопросам, имеющим межотраслевое значение (например, на федеральном уровне к таким органам относятся федеральные службы и федеральные агентства; в субъектах Федерации образуются государственные комитеты, управления и т.д.). |
Специальной компетенции |
Органы исполнительной власти, которые осуществляют различного рода разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах управленческой деятельности (например, федеральные службы и федеральные агентства). |
По порядку разрешения подведомственных вопросов | |
Коллегиальные |
Вопросы компетенции этих органов решаются по принципу большинства голосов их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы (например, Правительство РФ, правительства республик, федеральные службы по надзору, федеральные агентства, администрации краев, областей и т.д.). |
Единоначальные |
Решение по всем вопросам их компетенции осуществляется их руководителем. Единоначалие обеспечивает оперативность принятия решений и повышает персональную ответственность руководителя за порученное дело (например, федеральные министерства, министерства в субъектах Федерации, администрации краев, областей и т.д.). |
По организационно-правовым формам | |
На федеральном уровне |
Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. |
На уровне субъектов Федерации |
Правительства, советы министров, имеющие статус правительств, министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления, управления, департаменты, администрации, мэрии и т.д. |
По источникам финансирования | |
Финансируемые за счет средств федерального бюджета |
К числу таких органов относятся федеральные органы исполнительной власти. |
Финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Федерации |
К числу таких органов относятся органы исполнительной власти субъектов Федерации. |
Схема 2. Виды органов исполнительной власти
Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти |
Принцип самостоятельности органов исполнительной власти |
Выражается в том, что в деятельность органов исполнительной власти не могут вмешиваться никакие другие органы и эти органы не находятся в организационном подчинении каких-либо иных органов. Однако самостоятельность этих органов относительна. В частности, деятельность органов исполнительной власти, так же как и других государственных и негосударственных органов, подконтрольна. Например, органы законодатель ной власти вправе контролировать выполнение принимаемых ими решений (законов) и реагировать на случаи неэффективного их исполнения, вынося соответствующие решения. Счетная палата парламента проверяет исполнение ими государственного бюджета. Контрольно-надзорное воздействие на органы исполнительной власти осуществляется также со сторон органов судебной власти и прокуратуры. В частности, органы прокуратуры вправе проводить общий надзор в отношении соответствия их деятельности российскому законодательству. Значительным объемом контрольных полномочий в сфере исполнительной власти обладает и Президент РФ, решая, например, вопрос о назначении на должность или об освобождении от должности конкретного лица. |
Принцип федерализма |
|
Принцип законности |
Все органы государственной власти, их должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ, конституции республик, законы Российской Федерации и субъектов Федерации. |
В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации с ее субъектами, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации. |
Принцип экономичности |
Необходимость осуществления организационно-правовых мер, направленных на обеспечение экономии в расходовании государственных средств на содержание аппарата управления, поскольку эти расходы значительны. |
Принцип гласности |
Предполагает широкое обнародование через средства массовой информации процесса и результатов работы органов исполнительной власти. |
Принцип единства системы. |
По предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта федеральные и региональные органы образуют единую систему органов исполнительной власти, т.е. региональные органы функционально подчинены органам федеральным в случаях, когда управленческие проблемы возникают в сфере, которую Конституция РФ относит к предметам ведения Федерации или к предметам совместного ведения. |
Президент Российской Федерации как субъект административного права | ||
Понятие | ||
Президент Российской Федерации — это высшее должностное лицо государства, избираемое на четыре года российскими гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. | ||
Президент РФ выступает как субъект административного права4 | ||
| ||
Требования к Президенту РФ | ||
| ||
Осуществляет управленческую деятельность посредством издания | ||
Указов |
Носят ярко выраженный нормативно-правовой характер, т.е. содержат нормы, в том числе административного права. | |
Распоряжений |
Не имеют нормативного характера и отвечают признакам индивидуальных управленческих актов. | |
Полномочия Президента РФ | ||
| ||
Администрация Президента РФ | ||
Понятие | ||
Администрация Президента РФ — это государственный орган, который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль над исполнением его решений. | ||
Функции | ||
| ||
Структура | ||
Руководитель Администрации Президента РФ |
Обеспечивает и организует деятельность Администрации Президента РФ. | |
Советники Президента РФ |
Координируют определенную сферу общественных отношений. | |
Пресс-секретарь Президента РФ |
Осуществляет и организовывает контакты Президента РФ со средствами массовой информации, общественностью. | |
Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах |
Являются должностным и лицами, представляющими Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа. На них возложена задача по обеспечению реализации конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. | |
Полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ, управления Президента РФ |
Выполняют свою деятельность в соответствии с Указом Президента РФ от 22 июня 2004 г. № 792 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации». Названные в Указе Президента РФ должностные лица участвуют в заседаниях соответствующей палаты Федерального Собрания. |
Правительство Российской Федерации как субъект административного права | |
Понятие | |
Правительство Российской Федерации — высший орган государственной власти Российской Федерации, на который возложено осуществление исполнительной власти в Российской Федерации. | |
Основные направления деятельности | |
| |
Полномочия | |
В сфере экономики |
|
В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики |
|
В социальной сфере |
|
В сфере науки, культуры, образования |
|
В сфере природопользования и охраны окружающей среды |
|
В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности Российской Федерации |
|
В сфере внешней политики и международных отношений |
|
Правительство РФ осуществляет свою деятельность посредством | |
Постановлений |
Издаются по оперативным и текущим вопросам, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. |
Распоряжений |
Издаются по вопросам, не имеющим нормативного характера. |
Состав Правительства РФ | |
Председатель Правительства РФ |
|
Заместители Председателя Правительства РФ |
|
Федеральные министры |
|
Условия прекращения деятельности Правительства РФ | |
Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. | |
Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. | |
Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ по собственной инициативе. | |
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. |
Система и структура федеральных органов исполнительной власти5 | ||
Система федеральных органов исполнительной власти | ||
Федеральные министерства | ||
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента и Правительства РФ сфере деятельности. | ||
Федеральные службы | ||
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. | ||
Федеральные агентства | ||
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. | ||
Федеральные министерства |
Федеральные службы и агентства | |
I. Федеральные министерства, федеральные
службы и федеральные | ||
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России6) |
Федеральная миграционная служба (ФМС России) | |
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) |
||
Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) |
||
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) |
| |
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) |
| |
Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Президента РФ |
| |
II. Федеральные министерства, находящиеся
в ведении Правительства РФ, федеральные
службы и федеральные | ||
1. Министерство здравоохранения
и социального развития |
| |
2. Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкультуры России) |
| |
3. Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) |
| |
4. Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) |
| |
5. Министерство промышленности и
энергетики Российской |
| |
6. Министерство регионального |
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) | |
7. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) |
| |
8. Министерство транспорта |
| |
9. Министерство информационных |
| |
10. Министерство финансов |
| |
11. Министерство экономического |
| |
III. Федеральные службы и | ||
|
Информация о работе Административное право России в таблицах и схемах