Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 18:22, реферат
Административное право является одной из ведущих отраслей права, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.
Введение
Административное право является одной из ведущих отраслей права, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.
Наука административного
права находится на стыке
Понятие, предмет, метод и задачи административного права.
Административное право как наука - это система взглядов, представлений, теорий, концепций и позиций по вопросам возникновения, реализации, развития административного права как отрасли права и составляющих ее предмет общественных отношений.
Административное право
- отрасль российской правовой системы,
представляющая собой совокупность
правовых норм, предназначенных для
регулирования общественных отношений,
возникающих в связи и по поводу
практической реализации исполнительной
власти (в более широком понимании
- в процессе осуществления государственно-
Основной задачей
Административное право регулирует особые отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.
В этих общественных отношениях соответственно:
а) опосредуется закрепленная в Конституции РФ государственная политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
б) непосредственно выражается многообразное содержание подчиненного задачам реализации этой политики особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти (исполнительная, или государственно-управленческая, деятельность);
в) выражаются приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.
Такого рода общественные непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью. отношения принято называть управленческими. Они и составляют предмет административного права, который достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:
а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
г) отдельные управленческие
отношения организационного характера,
возникающие в сфере "внутренней"
жизни общественных объединений
и других негосударственных
Поскольку управление может осуществляться не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдет об управленческих отношениях, в которых непосредственно выражается государственный интерес, государственная управляющая воля.
Наука об управлении
сходна с административным
Структура науки
Особенная часть
Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Это - методы правового регулирования общественных отношений.
Проблема методов правового регулирования дискуссионна. До сих пор имеются два принципиально различных подхода к пониманию их содержания: а) каждая правовая отрасль помимо предмета имеет и свой собственный метод; б) все отрасли права используют в регулятивных целях единые правовые средства, заложенные в самой природе права. Предпочтительной представляется вторая позиция.
Любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение.
Предписания - возложение прямой
юридической обязанности
Запреты - фактически также предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
На подобной основе представляется
возможным оттенить особенности
административно-правового
Во-первых, для механизма
административно-правового
Во-вторых, административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения. Это волеизъявление юридически властно, а потому ему принадлежит решающее значение. Следовательно, волеизъявление одной стороны неравнозначно волеизъявлению другой. Объясняется это, прежде всего тем, что юридически властные предписания отнесены к компетенции соответствующих субъектов исполнительной власти.
В-третьих, в конкретных управленческих
отношениях, регулируемых административным
правом, наиболее типичное выражение
находит следующая взаимосвязь
между управляющими и управляемыми:
либо у управляющей стороны есть
такие юридически властные полномочия,
каковыми не обладает управляемая сторона
(например, гражданин), либо объем таких
полномочий у управляющей стороны
больше, чем у управляемой (например,
у нижестоящего органа исполнительной
власти). Следовательно, складывается
такой механизм правового регулирования,
который не является результатом
взаимного (т.е. договорного) волеизъявления
управляющих и управляемых. Данная
особенность, в частности, свидетельствует
о том, что административно-правовое
регулирование исходит из наличия
официальной государственной
В-четвертых, властность и
односторонность, как наиболее существенные
признаки административно-правового
регулирования, не исключают использование
в необходимых случаях
а) установление определенного
порядка действий - предписание к
действию в соответствующих условиях
и надлежащим образом, предусмотренным
данной административно-правовой нормой.
Несоблюдение такого порядка не влечет
за собой юридические последствия,
на достижение которых ориентирует
норма. Так, в Кодексе об административных
правонарушениях установлено, что
административные наказания могут
быть наложены (должны быть наложены) не
позднее двух месяцев со дня совершения
проступка. Превышение этого срока
не позволяет применять к
б) запрещение определенных
действий под страхом применения
соответствующих юридических
в) предоставление возможности
выбора одного из вариантов должного
поведения, предусмотренных
г) предоставление возможности
действовать (или не действовать) по
своему усмотрению, т.е. совершать либо
не совершать предусмотренные
д) допуск в определенных условиях паритетного юридического положения сторон в регулируемом отношении (процессуальное равенство).
Таковы отличительные
особенности административно-
История развития науки административного права в России.
Свои истоки наука административного права берет в недрах науки камералистики, сформировавшейся в XVI-XVII веках в Германии, Франции и некоторых других странах Европы.
Камералистика (или камеральная
наука) - это наука об управлении,
соединившая в себе представления
ученых того времени о правилах управления
в государстве, государственных
финансах, экономике, хозяйстве. Данная
дисциплина зародилась в недрах европейского
абсолютизма как наука о