Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 18:22, реферат

Описание работы

Административное право является одной из ведущих отраслей права, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 58.43 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Административное право  является одной из ведущих отраслей права, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.

 Наука административного  права находится на стыке юридических  наук и особой науки об управлении  являющейся частью блока общественных  гуманитарных наук, имеющих своим  предметом закономерности развития  различных общественных институтов  и явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие, предмет, метод и задачи   административного права.

 

Административное право  как наука - это система взглядов, представлений, теорий, концепций и  позиций по вопросам возникновения, реализации, развития административного  права как отрасли права и  составляющих ее предмет общественных отношений.

Административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для  регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).1

Основной задачей административно-правовой науки является выявление проблем  и сложностей в функционировании отрасли права, а также разработка оптимальных вариантов решения  данных проблем и вопросов.

Административное право  регулирует особые отношения,  которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.

В этих общественных отношениях соответственно:

а) опосредуется закрепленная в Конституции РФ государственная  политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека;

б) непосредственно выражается многообразное содержание подчиненного задачам реализации этой политики особого  вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти (исполнительная, или государственно-управленческая, деятельность);

в) выражаются приоритет  публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.

Такого рода общественные непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью. отношения принято называть управленческими. Они и составляют предмет административного права, который достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно  реализуются задачи, функции и  полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения  внутриорганизационного характера, возникающие  в процессе деятельности субъектов  законодательной (представительной) и  судебной власти, а также органов  прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов  местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере "внутренней" жизни общественных объединений  и других негосударственных формирований.2

Поскольку управление может  осуществляться не только по государственной  линии, то в данном случае речь пойдет об управленческих отношениях, в которых  непосредственно выражается государственный  интерес, государственная управляющая  воля.

 Наука об управлении  сходна с административным правом  по объекту изучения. И та, и  другая науки сосредоточены на  протекающих в обществе процессах  публичного (в частности, государственного) управления. Наука об управлении сосредоточена на изучении таких вопросов, как история развития управленческих отношений, значение и роль управления в современном обществе и государстве, формы и методы управления, формирование задач и целей управления, сущность управленческих отношений, их модернизация и реформирование в сфере управления. Таким образом, административное право, используя арсенал науки об управлении и опираясь на разработки общих и частных юридических наук, занимается изучением таких вопросов как:

  • история возникновения и развития административного права как отрасли права и его отдельных норм и институтов;
  • особенности предмета и метода правового регулирования отрасли;
  • сущность и признаки общественных отношений, составляющих предмет отрасли административного права;
  • понятие и признаки субъектов административного права;
  • структура и признаки источников административно-правовых норм;
  • система отрасли, специфика ее норм и институтов (подотраслей);
  • проблемы правовых форм и методов государственного управления;
  • соотношение государственного управления с другими явлениями действующего права;
  • особенности обеспечения законности в государственном управлении;
  • особенности процессуального оформления управленческих отношений;
  • зарубежный опыт в области административного права;
  • проблемы и перспективы развития отрасли;
  • особенности правового регулирования в различных сферах государственно-управленческих отношений (экономика, природоохрана, социальная сфера, юстиция, внутренние дела, международные отношения, оборона, государственная безопасность) и т.д.3

 Структура науки административного  права тесно связана со структурой  отрасли, в связи с чем, наука также подразделяется на общую и особенную части. Первая из них составляет совокупность представлений, теорий и концепций об институтах, общих для всей отрасли административного права, а также о самой отрасли, ее предмете и методе

 Особенная часть административного  права на сегодняшний день  представляет собой сформированную  совокупность теоретических выводов  и подходов к нормам административного  права, предназначенным для регулирования  различных аспектов государственно-управленческой  деятельности в различных областях  социально-экономической и административно-политической  сфер жизнедеятельности общества.

Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего  воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Это - методы правового регулирования  общественных отношений.

Проблема методов правового  регулирования дискуссионна. До сих  пор имеются два принципиально  различных подхода к пониманию  их содержания: а) каждая правовая отрасль  помимо предмета имеет и свой собственный  метод; б) все отрасли права используют в регулятивных целях единые правовые средства, заложенные в самой природе  права. Предпочтительной представляется вторая позиция.

Любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение.

Предписания - возложение прямой юридической обязанности совершать  те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запреты - фактически также  предписания, но иного характера, а  именно: возложение прямой юридической  обязанности не совершать те или  иные действия в условиях, предусмотренных  правовой нормой.

Дозволения - юридическое  разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

На подобной основе представляется возможным оттенить особенности  административно-правового регулирования  управленческих общественных отношений, вытекающие из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного  права.

Во-первых, для механизма  административно-правового регулирования  наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания (включая запреты). Свое непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне. Последняя  обязана подчиниться предписаниям, исходящим от носителя распорядительных прав. Это - аксиома государственного управления. Соответственно административно-правовое регулирование рассчитано преимущественно на такие общественные отношения, в которых исключается юридическое равенство их участников, т.е. здесь преобладает метод "власти и подчинения".

Во-вторых, административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения. Это волеизъявление юридически властно, а потому ему принадлежит решающее значение. Следовательно, волеизъявление одной стороны неравнозначно волеизъявлению другой. Объясняется это, прежде всего тем, что юридически властные предписания отнесены к компетенции соответствующих субъектов исполнительной власти.

В-третьих, в конкретных управленческих отношениях, регулируемых административным правом, наиболее типичное выражение  находит следующая взаимосвязь  между управляющими и управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин), либо объем таких  полномочий у управляющей стороны  больше, чем у управляемой (например, у нижестоящего органа исполнительной власти). Следовательно, складывается такой механизм правового регулирования, который не является результатом  взаимного (т.е. договорного) волеизъявления управляющих и управляемых. Данная особенность, в частности, свидетельствует  о том, что административно-правовое регулирование исходит из наличия  официальной государственной инстанции, полномочной решать в одностороннем  порядке, но в соответствии с требованиями законов и административно-правовых норм возникающие в рамках регулируемых управленческих отношений вопросы, независимо от того, по чьей инициативе они возникают.

В-четвертых, властность и  односторонность, как наиболее существенные признаки административно-правового  регулирования, не исключают использование  в необходимых случаях дозволительных средств, в результате которых могут  возникать управленческие отношения  равенства участников регулируемых управленческих отношений, т.е. их волеизъявлений. Метод административного права нередко используется на началах диспозитивности, т.е. предоставления управляющей либо управляемой стороне возможности выбора (без прямых предписаний и запретов) образа действий. Суть методов административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему:

а) установление определенного  порядка действий - предписание к  действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным  данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует  норма. Так, в Кодексе об административных правонарушениях установлено, что  административные наказания могут  быть наложены (должны быть наложены) не позднее двух месяцев со дня совершения проступка. Превышение этого срока  не позволяет применять к виновному  меры административной ответственности;

б) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств  воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан  на рассмотрение тем должностным  лицам, чьи действия являются предметом  жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета  дисциплинарную ответственность;

в) предоставление возможности  выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод  рассчитан на регулирование поведения  должностных лиц, причем последние  не вправе уклоняться от такого выбора. Это - "жесткий" вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности  при решении, например, вопроса о  применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;

г) предоставление возможности  действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Например, гражданин сам  решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые  он оценивает как противоправные. Разрешительный метод является наиболее перспективным;

д) допуск в определенных условиях паритетного юридического положения сторон в регулируемом отношении (процессуальное равенство).

Таковы отличительные  особенности административно-правового  регулирования управленческих общественных отношений, нередко характеризуемые  в качестве властеотношений. Элементы властеотношений (в изложенном смысле) не трудно обнаружить в механизме  правового регулирования, используемом и иными отраслями российского  права (например, финансовым, земельным, уголовным и т.п.), что служит еще  одним свидетельством реальности подхода  к проблеме методов правового  регулирования как к единой юридической  категории.4

 

История развития науки административного  права в России.

 

Свои истоки наука административного  права берет в недрах науки  камералистики, сформировавшейся в XVI-XVII веках в Германии, Франции и  некоторых других странах Европы.

Камералистика (или камеральная  наука) - это наука об управлении, соединившая в себе представления  ученых того времени о правилах управления в государстве, государственных  финансах, экономике, хозяйстве. Данная дисциплина зародилась в недрах европейского абсолютизма как наука о существовавших закономерностях публичного управления, основная часть которого - государственное  управление - была сосредоточена в  руках монарха, не ограниченного  в своих действиях нормами  права. Ее виднейшими представителями  были Г. Обрехт, М. Оссе и другие.5

Информация о работе Административное право