Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 18:22, реферат
Административное право является одной из ведущих отраслей права, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.
В качестве составного
элемента данной науки к XVIII
веку выделилась так
Первоначально в России в
начале XIX века административное право
также возникает как
В 1856 г. И. Платонов выпустил книгу под названием «Вступительные понятия в учение о благоустройстве и благочинии государственном», в которой попытался критически проанализировать уже сделанное в области полицейского права.
Полицейское право как
наука изучало полицейское
Административное право
конца XIX — начала XX в., понимаемое в
широком смысле, представляло собой
учение о всей совокупности юридических
норм, определяющих деятельность административных
органов (т. е. из предмета исследования
исключались нормы о
На рубеже XIX-XX веков
в систему предмета науки
Однако в широком
смысле административное право
предполагало изучение и
Трансформация полицейского
права в административное
Окончательный отказ
от термина "полицейское право"
В 1936 г. в Германии была опубликована большая статья известного русского ученого-административиста Н. Карадже-Ис-крова «Административное право в Советском Союзе (России) с 1917 г.», в которой автор выделил четыре этапа развития административного права.
1. Первый период (примерно до середины 1918 г.) характеризуется ликвидацией сословий, гражданских и военных чинов, национализацией большой части национального хозяйства, уничтожением частной собственности на землю, монополизацией банков.
2. Второй период (середина 1918 — начало 1921 г.) — эпоха так называемого военного коммунизма, когда важнейшие отрасли экономики были сосредоточены (централизированы) в руках самого государства.
3. С введением новой
экономической политики в
Чтобы укрепить законность
управления, была создана прокуратура,
которая имела большие
4. С первыми пятилетками (с 1 октября 1928 г.) начался четвертый период развития советского административного права (до 1936 г.), охарактеризовавшийся стремительным оттеснением частного хозяйства и его заменой государственным хозяйством и колхозами (совхозами). Эти нововведения повлекли за собой и соответствующие изменения в советском законодательстве. Можно здесь вспомнить о введении паспортов.
В сороковых годах ХХ века
происходит возрождение науки в
виде советского административного
права, уже скорректированного с
учетом существовавшей официальной
идеологии. Административное право
вновь анализировалось как
В 1940 г. был опубликован первый учебник административного права после восстановления этого учебного курса в системе учебных юридических дисциплин. Предмет науки административного права определялся через понятие исполнительно-распорядительной деятельности; были сформулированы принципы советского государственного управления, перечень которых сохранился до конца 80-х гг.; установлена система административного права, состоящая из Общей и Особенной частей. В 1950 г. был подготовлен учебник административного права для юридических вузов.
В 50-х - 80-х годах
ХХ века над проблемами
Девяностые годы ХХ
века знаменуют собой
Среди наиболее видных
специалистов в области
Перед современной наукой административного права встают новые задачи, связанные с возникновением и разработкой передовых теорий административной юстиции, административно-правовых режимов, административно-процедурного процесса и т.п. Им посвящены работы современных молодых ученых, чьи имена еще не вписаны в историю науки.
Место науки административного права в системе правовых наук России, ее развитие на современном этапе.
Ни одна правовая отрасль не существует в "чистом" виде. Административное право, сохраняя свою "самобытность", выраженную в его предмете и методе, тесно взаимодействует с другими отраслями права.7
В силу этого вопрос о
взаимоотношении правовых отраслей
имеет существенное значение вообще,
а применительно к
Административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на субъектов исполнительной власти, действующих в рамках разделения властей. Поэтому административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственёно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или - правом управления).
Общетеоретические правовые науки, такие как теория государства и права, история государства и права, история правовых учений, являются источником для формирования базовой терминологии науки административного права, а также составляют основу ее методологии, обусловливая осуществление основных теоретических обобщений о природе и признаках регулируемых отраслью права отношений, структуре норм административного права, в целом - системе отрасли и ее источников. Отраслевые юридические науки, имеющие самостоятельное научное значение (гражданское, конституционное, уголовное, трудовое право) снабжают административное право разработанной в рамках указанных научных дисциплин терминологией, а также позволяют использовать в целях исследования отдельные общеправовые конструкции, как, например, конструкцию юридической ответственности, в административном праве построенную на принципах, выработанных наукой уголовного права, или конструкцию правосубъектности, заимствованную из гражданского права. В отношении многих юридических наук административное право выступает в качестве донора теоретических представлений и концепций, предоставляя возможность поставить на самостоятельную теоретическую основу многие новые, комплексные отрасли российской юридической науки (финансовое право, земельное право, экологическое, таможенное и т.п.).
Необходимо учитывать ряд важных обстоятельств, совокупность которых проливает свет на реальное место административного права в правовой системе, на его служебную роль.
Во-первых, свое регулятивное
воздействие административное право
оказывает на управленческие общественные
отношения, придавая им упорядоченный,
т.е. соответствующий интересам
Соответственно