Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 18:22, реферат
Административное право является одной из ведущих отраслей права, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.
Во-вторых, административное право регулирует те отношения с участием соответствующих субъектов исполнительной власти, которые складываются по поводу осуществления ими возложенных именно на них управленческих функций.
В-третьих, следует особо
подчеркнуть, что такие категории,
как "сфера государственного управления"
и "управленческие отношения", настолько
многозначны, что охватывают все
основные проявления экономической, социально-культурной
и административно-политической жизни.
Соответственно они обнаруживаются
и там, где действуют нормы
иных отраслей права. Иначе говоря,
управленческими по своей сути могут
быть общественные отношения, входящие
в предмет трудового, финансового
и даже гражданского права, что, однако,
не исключает их из механизма административно-
Управленческая деятельность имеет место не только в сфере государственного управления и внутренней жизни негосударственных формирований. Практически ее отдельные проявления можно обнаружить и в процессе функционирования органов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры. Свой рабочий аппарат имеет, например, Федеральное Собрание РФ, его палаты, республиканские, краевые, областные и прочие законодательные (представительные) органы.
Административное право
охватывает своим регулятивным воздействием
чрезвычайно широкий круг общественных
отношений управленческого
Наиболее тесно
Гражданское и административное
право нередко с внешней
Наиболее сложно проведение
граней между, например, административным
правом и такими отраслями, как финансовое,
земельное право. Механизм их соотношения
таков, что фактически значительная
часть отношений, отнесенных к предмету
названных отраслей, регулируется нормами
административного права и
Границы действия норм уголовного
и административного права
Определенные связи можно
обнаружить между гражданско-
Соотношение административного права с наукой социального управления.
Управление — это
Существенным признаком управления является обратная связь, т. е. механизм учета соотношения цели, команды и результата действия. Это необходимо, чтобы субъект управления получал информацию о состоянии объекта, о выполнении команды, переданной по каналам прямой связи. Благодаря обратной связи в системе создается замкнутая цепь каналов информации, система приобретает органичную целостность, способность противостоять изменениям окружающей среды.
Наиболее общей целью
управления является гомеостазис —
обеспечение динамического
Социальное управление как особый тип управления представляет собой воздействие одних людей на других главным образом с помощью информации в целях упорядочения социально значимых процессов, обеспечения устойчивости, развития социальных систем.
Главные особенности социального управления.
1. Это управление людьми (отдельными индивидами, группами, обществом в целом), что является особым типом взаимоотношений людей.
Социальное управление может сводиться только к руководству людьми (призыв на военную службу, прием в вузы). Но часто оно служит средством воздействия на вещи, средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе производства, транспортировки, распределения материальных благ.
2. Действия человека носят сознательный, целесообразный, волевой характер.
Единство воли — необходимое
условие согласованности
Способность обеспечить преобладание, доминирование воли одних над волей других, способность подчинять чужую волю называют властью. Власть — это вертикальная, иерархическая координация действий, важнейшее, необходимейшее средство управления, обеспечивающее согласование воли, а значит, и действий разных людей.
3. Высокая степень
автономии, самостоятельности,
Человек чрезвычайно многообразен, индивидуален, он является участником разнообразных общественных отношений, выполняет различные социальные роли, управляет техническими средствами, а в ряде случаев и людьми.
Наряду с управлением в обществе действуют и такие регуляторы, как наука, искусство, стихийные процессы (миграция, преступность и т. п.).
4. Управление людьми осуществляется сознательно. В этом процессе вырабатываются идеальные цели и программы их осуществления, сознательно создаются средства выполнения программ (органы, системы связи и т. п.).
5. Очень важно и
то, что человечество научилось
накапливать и хранить
В этой связи социальное управление характеризуется наличием индивидуальных устройств, т. е. специальных управляющих систем, технических средств, особых каналов связи, «языков» (кодов).
Существуют разнообразные виды управления людьми. Оно всегда осуществляется в конкретных условиях. Управленческие отношения — один из видов общественных отношений, складывающихся под влиянием многих обстоятельств.
Социальное управление
представляет собой общественные отношения
между субъектом и объектом управления,
сущностью которых является властное,
организующее либо регулятивное, воздействие
субъекта управления на поведение (деятельность)
людей и их организаций, являющихся
участниками социально-
а) возникает в связи с потребностью организации и регулирования деятельности людей и их организаций, а также установления стандартов их поведения и действий;
б) направлено
на достижение целей и решение
задач управления, заключающихся
в удовлетворении публичных
г) использует имеющиеся
д) осуществляется на началах подчиненности участников управ ленческой деятельности единой управляющей воли субъекта управления (лица, коллектива, организации
Социальное управление включает несколько видов, различающих по целям, задачам, функциям, субъектам и их полномочиям, а также процедурам управления: 1) государственное управление (управление в области организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти); 2) местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное управление); 3) общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях); 4) коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных с целью извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками).8
Роль науки административного
права в современном
Государственное управление в широком смысле слова (управление делами государства) осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности: законодательной, исполнительной и правосудия. Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства, но каждая из них обладает определенными особенностями, обусловленными «разделением труда» между органами государства.
Из вышесказанного
видно, что государственное
— является организующей деятельностью;
— носит государственно-властный характер;
—характеризуется тем, что
оно носит непосредственный деятельностны
— осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления.
Поскольку управление является одной из форм деятельности государства, то оно так же, как и другие формы государственной деятельности, носит государственно-властный характер.