Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 12:34, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное исследование и определение понятия административного правонарушения, его признаков, видов. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) Дать общую характеристику административного правонарушения, его признакам.
2) Установить основные виды и основания классификации административных правонарушений;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность административного правонарушения……………………5
1.1 Понятие и признаки административного правонарушения……………...5
1.2 Отграничение административного правонарушения от преступления…14
Глава 2. Виды административных правонарушений ………………………..26
Заключение……………………………………………………………………...36
Список использованных источников и литературы………………………….38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра конституционного и международного права
Административное правонарушение: понятие, признаки, виды
(курсовая работа)
Выполнил студент дневного
Отделения 3 курса 384 группы
Коновалова Людмила Геннадьевна
Барнаул 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность административного правонарушения……………………5
1.1 Понятие и признаки административного
правонарушения……………...5
Глава 2. Виды административных правонарушений ………………………..26
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы………………………….38
Введение
Правонарушения, как неправомерное поведение людей, противоречащее нормам права, достаточно изучены теорией права. Но из-за их постоянного роста и общей нестабильности обстановки в стране, которая выражается в отрицательных последствиях правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, дезорганизацию общественных отношений и одновременно (хотя и не всегда) умаление, уничтожение какого-либо блага, ценностей, субъективного права, ограничения пользования ими, стеснения свободы поведения других субъектов, на наш взгляд, нужно вести речь о необходимости правового понимания и более детального изучения понятия и признаков административного правонарушения. Непременным условием этого является теоретическое обоснование признаков административного правонарушения, позволяющее отграничить административные правонарушения от других отклонений от правопорядка.
Вопросам данного исследования посвящено множество работ. Большой вклад в исследовании данной темы внесли такие авторы, как Агапов А.Б., Бахрах Д.Н., Алёхин А.П., Бахриддинов С.Э., Шарипов Т.Ш., Васильев Э.А., Козлов Ю.М., Якуба О.М. и др. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной теме рассмотрены более узкие вопросы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность выбранной темы определяют несомненную новизну данного исследования.
По сути актуальность
настоящей работы обусловлена,
с одной стороны, большим
Целью данной работы является
комплексное исследование и определение
понятия административного
Объектом нашего исследования
будут общественные отношения, связанные
с административной ответственностью
за совершение административных правонарушений.
Что касается предмета, то им будет
являться правовые нормы, как законодательного,
так и подзаконного уровня; работы учёных,
посвящённые данной проблематике; судебная
практика.
Настоящая работа выполнена на основе использования общенаучных методов познания: диалектического, метода сравнительного исследования, а также специально-юридических методов: исторического и сравнительного правоведения, изучения и обобщения судебной практики, методов анализа и синтеза.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.
Глава 1. Сущность
административного
1.1. Понятие и признаки административного правонарушения
В законодательстве нашей страны понятие административного правонарушения было сформулировано в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик от 23 октября 1980года. С уточнением оно воспринято Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 года (далее КоАП РСФСР). Согласно Кодексу 1984 года административное правонарушение (проступок) представляет собой посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное, (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности1.
Новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года (далее КоАП РФ) в ст. 2.1 даёт следующее легальное определение понятию административного правонарушения: «Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность»2. Итак, в КоАП РФ понятие административного правонарушения определяется, во-первых, без указания конкретных объектов посягательств, во-вторых, применительно к физическим и юридическим лицам, в-третьих, без указания на соотношения административной и уголовной ответственности, в-четвёртых, административная ответственность за совершение административного правонарушения также может быть предусмотрена законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Легальное понятие административного правонарушения включает следующие признаки: 1) противоправность, 2) виновность, 3) наказуемость, 4) деяние. Однако в научной литературе выделяют и пятый признак административного правонарушения – общественную вредность или вредоносность.
Первым признаком, который мы рассмотрим будет деяние. Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП РФ. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному3.
Административное правонарушени
Действие - это активное нарушение установленной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, нарушение правил пользования жилыми помещениями, нарушение требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений).
Бездействие - это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение от подачи декларации о доходах, неисполнение предписаний федерального антимонопольного органа, невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей).
Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных объектов)4.
Вторым признаком административного правонарушения, характеризующим его социальную сущность, будет являться вредоносность5. Еще в ст. 5 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. говорилось: «Закон вправе запрещать только действия, вредные для общества».
Данный материальный признак нашел свое отражение в статьях ныне действующих Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) в ст. 12, 14 и КоАП РФ (ст. 1.2, 2.2, 2.7). Однако социальная вредоносность преступления достигает уровня общественной опасности, а административное правонарушение не достигает этого уровня.
Следует отметить, что большинство административных правонарушений не сопряжены с реальными вредными последствиями. Они нередко лишь предполагают возможность их наступления: например, нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32 КоАП РФ), нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33 КоАП РФ), нарушение правил охоты (ст. 8.37 КоАП РФ) и др.
Ответственность за указанные правонарушения наступает даже тогда, когда реальные вредные последствия от такого деяния не наступили. Однако совершенно обоснованно отмечает В.Ф. Ломакина, что «всякое административное правонарушение вредоносно уже в том смысле, что нарушает установленный... правопорядок, тормозит нормальное осуществление функций государства, посягает на интересы государства и граждан»6.
Такой же позиции придерживается И.В. Маштаков, отмечая, что «угроза наступления вредных последствий уже есть вред, который в данном случае выражается в нарушении общественных отношений7.
Результатом совершаемого правонарушения является разрушение охраняемой правом стабильности, налаженного развития общественных отношений и правового порядка в целом. Правонарушение есть посягательство на охраняемые юридическими нормами общественные ценности и правовой порядок как состояние урегулированности общественных связей в режиме законности8.
Общественная вредность административного правонарушения является объективным свойством, объективным в том смысле, что деяние причиняет вред обществу, отдельным гражданам или создает угрозу причинения вреда независимо от осознания данного обстоятельства законодателем. По меткому высказыванию К. Маркса, законодатель «не делает законов, он не изобретает их, а только формулирует...»9.
Третьим признаком рассматриваемого явления является противоправность.
Административные правонарушения являются противоправными деяниями, то есть такими, которые запрещены законом.
Однако только этим охарактеризовать противоправность было бы недостаточно. Противоправность является юридическим выражением общественной вредности деяния. Как правильно отметил И.С. Самощенко, противоправность — юридическая форма общественной вредности определенного рода поступков10. В этой связи противоправность, в отличие от общественной вредности — объективного свойства правонарушения, принято считать формальным признаком.
Положение о том, что уголовная противоправность является выражением общественной опасности преступления, впервые было разработано Н.Д. Дурмановым11. Сейчас это мнение разделяют не только криминалисты, но и специалисты в области административного права и общей теории права.
Запрещение убийства, похищения чужого имущества, хранения наркотических средств, самовольной без надобности остановки поезда и т.д. — это официальное признание законодателем вредности указанных деяний для охраняемых законом интересов граждан, общества и государства.
Общественная вредность правонарушений отражается в законе в виде запрета на совершение определенных деяний и в установлении за их совершение уголовной, административной или другой санкции. В запрете деяния с помощью уголовной санкции отражается общественно опасный характер соответствующего рода поступков. Напротив, запрет с помощью санкций гражданско-правовых, административных и т.д. свидетельствует о том, что проступки такого рода общественно опасными не признаются12.
Следует иметь в виду, что нельзя полностью отождествлять общественную вредность конкретного правонарушения с запрещенностью его правом. Отнесение деяния к противоправному (закононарушающему) находится в зависимости от законодателя, и от него зависит предание социально вредному деянию официальной «огласки» либо же его «замалчивание» 13.
Информация о работе Административное правонарушение: понятие, признаки, виды