Административное правоотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть понятие, особенности и виды административно- правовых отношений и определить структуру административно-правовых отношений.
При написании работы необходимо выявить задачи:
- раскрыть понятия административного правоотношения, охарактеризовать его содержание и особенности, структуру
-провести классификацию административно-правовых отношений по различным основаниям
- изучить основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений.

Файлы: 1 файл

kursovaya_ad_pr_osnovnaya.docx

— 48.12 Кб (Скачать файл)

Административно-правовые отношения  по своей сути являются организационными. Имеется в виду их прямая связь  с реализацией функций исполнительной власти, которые по своему содержанию направлены, прежде всего, на организацию  процесса право и исполнения. В  их рамках происходит обеспечение этого  процесса структурными, кадровыми, материальными  и прочими атрибутами, без которых  механизм государственного управления вряд ли может быть реально действующим. Конечно, нельзя забывать, что любой  вариант социального управления в конечном счете есть организующая деятельность, ибо "организация" есть устройство, упорядочение, объединение  в единое целое. Соответственно и  законодательная власть действует  организующе, стремясь объединить и  упорядочить совместную деятельность членов общества. Организующе воздействуют на собственную внутреннюю жизнь  и общественные объединения через  свои органы управления.

Характерно, что административно-правовые отношения несут на себе организационную  нагрузку в двух основных аспектах:

а) "самоорганизация", т.е. организация собственной работы всего исполнительного аппарата, осуществляемая в рамках административно-правовых отношений между различными звеньями системы исполнительных органов (например, повышение эффективности взаимодействия территориальных органов, представляющих интересы РФ, с органами исполнительной власти ее субъектов и т.п.);

б) организация, выходящая  за рамки её первого варианта и  реализуемая в административно-правовых отношениях с участием иных коллективов  и людей, так или иначе соприкасающихся  со сферой государственного управления (например, регистрация возникающих  негосударственных структур, создание условий для реализации конституционных  прав и свобод граждан и т.п.).

По этим основным направлениям через возникающие административно-правовые отношения исполнительная власть получает возможность оказывать повседневное регулирующее и организующее воздействие  на поведение управляемых.

 

1.2 Особенности административно-правовых отношений

 

Первая особенность состоит  в том, что административные отношения  не могут возникать между гражданами, если хотя бы один из них не наделен  властными полномочиями по отношению  к другому. При этом согласие другой стороны не обязательно, т.е. сторона, к которой предъявлено требование субъекта исполнительной власти, обязана  выполнить это требование независимо от своего желания. Поэтому административные отношения называют властеотношениями. Эта особенность определена внешними приоритетами государственно-управленческой деятельности и, в конечном счёте, является главным условием функционирования всего административно-государственного аппарата. Если на каком-то этапе управления принцип “власть – подчинение”  не срабатывает, – значит, вся система  государственного управления даёт сбой, и встаёт вопрос о замене вышедшего  из подчинения звена административной цепочки.

Вторая особенность административных отношений заключается в неравенстве  сторон, так как управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей  воле. Сторона, обладающая властными  полномочиями, имеет доминирующее положение  по отношению к другой стороне, не имеющей таких полномочий и находящейся  в подчинении первой.

Третья особенность состоит  в том, что для возникновения  административных отношений достаточно воли одной из сторон (а именно, стороны, которая обладает властными полномочиями по отношению к другой). Это резко  выделяет административные отношения  из всех других правоотношений, которые, как правило, возникают по взаимному  согласию сторон.

Четвертая особенность состоит  в том, что административные отношения  по своей сути являются организационными, т.е. направлены, прежде всего, на организацию  процесса правоисполнения. В функциональном смысле это регулирующее воздействие  на поведение всех, кто связан со сферой государственного управления.

Пятая особенность состоит  в том, что возникающие в административно-правовых отношениях споры, как правило, разрешаются  во внесудебном порядке в отличие  от споров, возникающих в гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотношениях. Существует особый административный порядок  обжалования действий должностных  лиц, ущемляющих права граждан, хотя в последнее время наблюдается  тенденция расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом.

Шестая особенность административных правоотношений состоит в том, что, если одна из сторон нарушит требование административной нормы, нанеся при  этом ущерб другой стороне правоотношений, нарушитель будет нести ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед государством.2

Таким образом, под административно-правовыми  отношениями понимаются управленческие отношения, в которых стороны  выступают как носители взаимных прав и обязанностей.

Государственное управление, в сфере которого складываются административно-правовые отношения, в конечном счёте, сводится к осуществлению функций, направленных на организацию совместной деятельности людей.

С учетом современных реалий целесообразно выделить следующие  черты административно-правовых отношений:

1)Возникают в процессе государственного управления ( или в сфере государственного управления)

2)Имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления ( или орган исполнительной власти), т.е постоянным участником административно-правовых отношений является официальный и полномочный субъект государственного управления ( субъект исполнительной власти), представляющий публично-правовой интерес, действующий от имени государства и реализующий свою управленческую компетенцию

3)Характеризуются отношениями власти-подчинения и юридическим неравенством сторон

4)Возникают для решения задач и осуществления функций управления для удовлетворения публичных или индивидуальных интересов по инициативе любого из субъектов этих отношений

5)Имеют организующее начало, так как административно-правовые отношения – это форма в рамках которой и происходит организующее воздействие государственного управления на соответствующие объекты управления

6)Отличаются особым правовым режимом обеспечения законности и своей правовой защиты ( как правило, речь идет о трех способах – административном, судебном, прокурорском)

В первом случае  ( административный способ) споры, возникающие между субъектами этих отношений, решаются в административном ( внесудебном) порядке, т.е вышестоящими органами управления и должностными лицами, и направлены на проверку законности совершенных действий или принятых административных актов (управленческих решений). Административный порядок рассмотрения споров в каждом случае должен быть дополнен возможностью (если гражданин не удовлетворен решением по своей жалобе) последующего оспаривания в суде. Если административно-правовые отношения могут возникать по поводу осуществления субъектами исполнительной власти  своей управленческой компетенции, то и гражданин в каждом случае должен иметь право на судебную защиту последствий реализации такой компетенции, если он считает, что органы управления нарушили его права и свободы.

Во втором случае (судебный порядок) закон представляет возможность  направить жалобу о нарушении  органами государственного управления и местного самоуправления (а также  их должностными лицами и служащими) и другими субъектами права прав и свобод граждан в суд, если решения (административные акты) или действия (бездействия) нарушили их права и свободы. Это важнейшая черта административно-правовых отношений, без которой нецелесообразно вести речь о сущности и видах современных административно-правовых отношений.

И наконец, в третьем случае (прокурорское реагирование) существует возможность опротестирования органами прокуратуры незаконных административных актов (решений) органов исполнительной власти и их должностных лиц. Вместе с тем протесты, принесенные прокурором на такие решения, автоматически их не отменяют.

Все признаки административно-правового  отношения дают возможность говорить о необходимости установления особого  судебного порядка защиты прав и  свобод граждан от произошедшего  их нарушения и повлекших неблагоприятные  для граждан последствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Структура административно-правовых отношений

2.1 Состав административно-правовых  отношений

 Административно-правовое  отношение имеет внутреннюю структуру:  субъекты (участники отношений), объекты  (то, по поводу чего возникло  отношение) и юридические факты.

   Субъекты – участники  правоотношения, выступающие носителями  субъективных прав и юридических  обязанностей. В административном  правоотношении субъектами являются  лица, наделенные государственно-властными  полномочиями и на которых  административно-правовыми нормами  возложены определенные обязанности  по осуществлению управленческих  функций. 

Участников административных правоотношений можно разделить  на группы и подгруппы:

1) Индивидуальные субъекты:

- граждане России;

- иностранные граждане;

- лица без гражданства.

2) Коллективные субъекты:

а )  Государственные организации:

- органы государственной  власти (государственного управления);

- государственные предприятия,  учреждения и их объединения;

- структурные подразделения  органов исполнительной власти.

б) Негосударственные организации:

- общественные объединения  (партии, союзы, общественные движения  и т.п.);

- трудовые коллективы;

- коммерческие структуры;

- органы местного самоуправления.

  Объекты административно-правовых  отношений – по поводу чего  возникают, изменяются или прекращаются  отношения. 

Можно выделить три основных уровня управляемых объектов:

1) Человек в проявлениях  его сознания, поведения, деятельности. На этом уровне реализуются  социальные роли.

2) Коллективы и объединения  людей, выступающие первичной  формой общения и совместной  деятельности. Уровень реализации  видов деятельности.

3) Общество в целом,  его социальные образования, отношения,  связи и процессы, возникающие  в нем вследствие общественной  активности людей и их объединений.  На данном уровне реализуются  формы общественных отношений.

   В административном  праве различают два вида объектов:

  - Общий объект –  собственно общественные отношения,  возникающие в процессе осуществления  управленческих действий со стороны  исполнительной власти;

  -  Непосредственный  объект – поведение субъектов  отношений.

Классификация объектов управления может быть по различным основаниям и признакам:

- по сфере деятельности (экономические, политические, социальные, духовные);

- по форме собственности  объектов (например: местные, республиканские,  федеральные и др.).

   Юридические факты  – фактические обстоятельства, с  наличием или отсутствием которых  связывается возникновение, изменение  или прекращение административно-правовых  отношений. Их можно разделить  на виды:

   В зависимости  от воли субъекта:

   а) События –  явления окружающей действительности, независящие от воли людей  (стихийное бедствие, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.);

  б) Действия – активное  волевое поведение субъекта, направленное  на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов.  Действия бывают:

   Правомерные –  влекущие за собой возникновение  юридических прав и обязанностей, предусмотренных и не запрещенных  административно-правовыми нормами.  Они подразделяются на:

  - юридические акты  – факты, в которых зафиксирована  воля лица на достижение результата, предусмотренного правом;

  - юридические поступки  – действия, которые вызывают  правовые последствия вне зависимости  от того, намеренно ли лицо  добивалось юридически значимых  результатов или нет.

   Неправомерные –  нарушающие правила поведения,  установленные административным  правом. Ими являются:

  - правонарушение –  виновное противоправное деяние  правосубъектного лица, влекущее  за собой юридическую ответственность;

  - преступление – правонарушение  имеющее высокую степень общественной  опасности для общества.

  в) по порождаемым  последствиям:

- правообразующие,

- правоизменяющие, 

- правопрекращающие;

  г) по форме своего  проявления:

- положительные – их  наличие влияет на возникновение  правоотношения;

- отрицательные – их  отсутствие необходимо для возникновения  правоотношения.3

  Содержанием административно-правовых  отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из важнейших элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия.

Информация о работе Административное правоотношение