Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:25, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть понятие, особенности и виды административно- правовых отношений и определить структуру административно-правовых отношений.
При написании работы необходимо выявить задачи:
- раскрыть понятия административного правоотношения, охарактеризовать его содержание и особенности, структуру
-провести классификацию административно-правовых отношений по различным основаниям
- изучить основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений.
Административно-правовые отношения
по своей сути являются организационными.
Имеется в виду их прямая связь
с реализацией функций
Характерно, что административно-правовые отношения несут на себе организационную нагрузку в двух основных аспектах:
а) "самоорганизация", т.е.
организация собственной работы
всего исполнительного
б) организация, выходящая
за рамки её первого варианта и
реализуемая в административно-
По этим основным направлениям
через возникающие
1.2 Особенности административно-правовых отношений
Первая особенность состоит
в том, что административные отношения
не могут возникать между
Вторая особенность
Третья особенность состоит в том, что для возникновения административных отношений достаточно воли одной из сторон (а именно, стороны, которая обладает властными полномочиями по отношению к другой). Это резко выделяет административные отношения из всех других правоотношений, которые, как правило, возникают по взаимному согласию сторон.
Четвертая особенность состоит в том, что административные отношения по своей сути являются организационными, т.е. направлены, прежде всего, на организацию процесса правоисполнения. В функциональном смысле это регулирующее воздействие на поведение всех, кто связан со сферой государственного управления.
Пятая особенность состоит
в том, что возникающие в
Шестая особенность
Таким образом, под административно-правовыми отношениями понимаются управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей.
Государственное управление, в сфере которого складываются административно-правовые отношения, в конечном счёте, сводится к осуществлению функций, направленных на организацию совместной деятельности людей.
С учетом современных реалий целесообразно выделить следующие черты административно-правовых отношений:
1)Возникают в процессе государственного управления ( или в сфере государственного управления)
2)Имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления ( или орган исполнительной власти), т.е постоянным участником административно-правовых отношений является официальный и полномочный субъект государственного управления ( субъект исполнительной власти), представляющий публично-правовой интерес, действующий от имени государства и реализующий свою управленческую компетенцию
3)Характеризуются отношениями власти-подчинения и юридическим неравенством сторон
4)Возникают для решения задач и осуществления функций управления для удовлетворения публичных или индивидуальных интересов по инициативе любого из субъектов этих отношений
5)Имеют организующее начало, так как административно-правовые отношения – это форма в рамках которой и происходит организующее воздействие государственного управления на соответствующие объекты управления
6)Отличаются особым правовым режимом обеспечения законности и своей правовой защиты ( как правило, речь идет о трех способах – административном, судебном, прокурорском)
В первом случае ( административный способ) споры, возникающие между субъектами этих отношений, решаются в административном ( внесудебном) порядке, т.е вышестоящими органами управления и должностными лицами, и направлены на проверку законности совершенных действий или принятых административных актов (управленческих решений). Административный порядок рассмотрения споров в каждом случае должен быть дополнен возможностью (если гражданин не удовлетворен решением по своей жалобе) последующего оспаривания в суде. Если административно-правовые отношения могут возникать по поводу осуществления субъектами исполнительной власти своей управленческой компетенции, то и гражданин в каждом случае должен иметь право на судебную защиту последствий реализации такой компетенции, если он считает, что органы управления нарушили его права и свободы.
Во втором случае (судебный порядок) закон представляет возможность направить жалобу о нарушении органами государственного управления и местного самоуправления (а также их должностными лицами и служащими) и другими субъектами права прав и свобод граждан в суд, если решения (административные акты) или действия (бездействия) нарушили их права и свободы. Это важнейшая черта административно-правовых отношений, без которой нецелесообразно вести речь о сущности и видах современных административно-правовых отношений.
И наконец, в третьем случае (прокурорское реагирование) существует возможность опротестирования органами прокуратуры незаконных административных актов (решений) органов исполнительной власти и их должностных лиц. Вместе с тем протесты, принесенные прокурором на такие решения, автоматически их не отменяют.
Все признаки административно-правового
отношения дают возможность говорить
о необходимости установления особого
судебного порядка защиты прав и
свобод граждан от произошедшего
их нарушения и повлекших
Глава 2. Структура административно-
2.1 Состав административно-
Административно-правовое
отношение имеет внутреннюю
Субъекты – участники
правоотношения, выступающие носителями
субъективных прав и
Участников административных правоотношений можно разделить на группы и подгруппы:
1) Индивидуальные субъекты:
- граждане России;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства.
2) Коллективные субъекты:
а ) Государственные организации:
- органы государственной власти (государственного управления);
- государственные предприятия, учреждения и их объединения;
- структурные подразделения органов исполнительной власти.
б) Негосударственные организации:
- общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);
- трудовые коллективы;
- коммерческие структуры;
- органы местного
Объекты административно-
Можно выделить три основных уровня управляемых объектов:
1) Человек в проявлениях его сознания, поведения, деятельности. На этом уровне реализуются социальные роли.
2) Коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности. Уровень реализации видов деятельности.
3) Общество в целом,
его социальные образования,
В административном
праве различают два вида
- Общий объект –
собственно общественные
- Непосредственный объект – поведение субъектов отношений.
Классификация объектов управления может быть по различным основаниям и признакам:
- по сфере деятельности (экономические, политические, социальные, духовные);
- по форме собственности объектов (например: местные, республиканские, федеральные и др.).
Юридические факты
– фактические обстоятельства, с
наличием или отсутствием
В зависимости от воли субъекта:
а) События –
явления окружающей
б) Действия – активное
волевое поведение субъекта, направленное
на достижение какой-либо цели,
удовлетворение своих
Правомерные –
влекущие за собой
- юридические акты
– факты, в которых
- юридические поступки
– действия, которые вызывают
правовые последствия вне
Неправомерные –
нарушающие правила поведения,
установленные
- правонарушение –
виновное противоправное
- преступление – правонарушение
имеющее высокую степень
в) по порождаемым последствиям:
- правообразующие,
- правоизменяющие,
- правопрекращающие;
г) по форме своего проявления:
- положительные – их
наличие влияет на
- отрицательные – их
отсутствие необходимо для
Содержанием административно-