Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:25, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть понятие, особенности и виды административно- правовых отношений и определить структуру административно-правовых отношений.
При написании работы необходимо выявить задачи:
- раскрыть понятия административного правоотношения, охарактеризовать его содержание и особенности, структуру
-провести классификацию административно-правовых отношений по различным основаниям
- изучить основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений.
2.2 Виды административо-правовых отношений
Административно-правовые отношения
– общественные отношения в сфере
исполнительной власти, урегулированные
административно-правовыми
Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по ряду критериев: по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников; по конкретным целям (предназначению) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотношений.
В зависимости от особенностей взаимоотношений участников различаются:4
1)Вертикальные (субординационные)
правоотношения, возникающие между
соподчиненными сторонами,
2)Горизонтальные (координационные)
правоотношения, в рамках которых
стороны равноправны, не
3)правоотношения между
органами исполнительной
По конкретным целям (назначению) управленческие отношения делятся на две группы:
1)внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные)
Внутриорганизационные управленческие
отношения, связанные с формированием
и комплектованием аппаратов
управления, организацией их работы, распределением
между работниками
2)внешние, т.е. связанные
с непосредственным
Главные же, определяющие –
внешние (внешненаправленные) отношения,
в рамках которых органы исполнительной
власти реализуют свою компетенцию
по повседневному руководству
Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделяются на:
1)материальные (административно-правовые)
К материальным
2)административно-
Административно-процессуальные
отношения, возникающие по поводу административно-правовых
споров, являются горизонтальными. Например,
это отношения в рамках производства
по жалобам и заявлениям граждан,
по делам об административных правонарушениях.
Соответствующее
3)административно-договорные.
Горизонтальными могут быть
признаны отдельные отношения
Административно-правовые отношения по способу защиты подразделяются на:
1)защищаемые в
2)защищаемые в судебном порядке.
По функциям права отношения подразделяются:
1)регулятивные – регулируют
экономические отношения и
2)охранительные – направлены
на регламентацию мер
Глава 3. Основания возникновения административно-правовых отношений.
Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений
Для любого правоотношения
характерно возникновение его вследствие
определенных юридических фактов. В
научной литературе юридические
факты определяются как «предусмотренные
правовыми нормами
- наличие явлений действительности – событий или действий (материальный момент);
- их предусмотренность в нормах права в качестве оснований правовых последствий (юридический момент).
Понятие «юридический факт», таким образом, обладает довольно сложным содержанием, отражающим явления как материального, так и идеального характера.
В плане понятийной характеристики юридических фактов можно отметить их следующие характерные черты:
1. По своей социальной
природе юридические факты - это
обычные жизненные
Таким образом, юридические факты - это общественно-юридические явления.
2. Юридические факты опосредуют
движение правовых отношений
(возникновение, изменение,
3. Юридические факты вызывают
правовые последствия только
во взаимодействии с правовыми
нормами. Юридический факт
4. Указания на юридические
факты и их описание
Юридические факты, как и всякие жизненные обстоятельства, весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям:
1) по характеру порождаемых
юридических последствий - правообразующие,
правоизменяющие и
2) по характеру действия
- факты однократного действия (истечение
срока, нанесение
3) по характеру связи
с индивидуальной волей
4) с точки зрения соответствия
правовым предписаниям деяния
можно разделить на
Неправомерные юридические факты действия называются правонарушениями.
Признаки (состав) правонарушения:
а) субъект правонарушения (тот, кто нарушил) должен быть
б) объект правонарушения (тот, на кого направлено) должен быть
в) вина субъекта должна быть доказана и определена (умысел или неосторожность)
г) наличие внешних признаков деяния (вещественные доказательства).
Только совокупность всех признаков может определить нарушение.
Если принять в соображение как различие событий и действий, так и различие правомерных и неправомерных фактов, то получим четыре категории юридических фактов:
1) правомерные события;
2) правомерные действия;
3) неправомерные события
4) неправомерные действия.
Такая классификация юридических фактов представляет, однако, некоторые неудобства. Дело в том, что не при всяком правомерном действии имеет значение внутренняя сторона. Многие правомерные действия людей юридически рассматриваются совершенно, так же как и события, так что внутренняя сторона их не имеет никакого значения. Будут ли они сознательными действиями или нет - юридическое значение их остается совершенно одинаковым. Например, уничтожение собственной вещи одинаково влечет за собой прекращение права на нее, все равно, будет ли оно уничтожено сознательно или нет, и то же самое последствие наступило бы и в том случае, если бы вещь погибла случайно, в силу действия сил природы.
Поэтому все такие правомерные действия, для юридических последствий которого безразлична их внутренняя сторона, относятся к числу событий и вместе с ними называются юридическими фактами в тесном смысле, a в особую группу выделяются только те правомерные действия, юридическое значение которых обусловлено намеренным их совершением. Эти действия технически называются юридическими действиями. Надобно заметить также, что неправомерные события имеют юридическое значение лишь настолько, насколько ими порождается длящееся неправомерное состояние, требующее восстановления права. Поэтому вместо неправомерных событий говорят обыкновенно о неправомерном, состоянии. Наконец, неправомерные действия короче называются правонарушениями.
Таким образом, с указанными изменениями мы получаем следующие четыре категории юридических фактов:
1) собственно юридические факты;
2) юридические действия;
3) неправомерные состояния;
4) правонарушения.
Юридическими фактами
в тесном смысле слова называются
такие события и действия, которые
не представляют собою ничего противного
требованиям юридических норм и
которым независимо от намеренности
их совершения присвоено определенное
юридическое значение, заключающееся
или в установлении новых прав
и обязанностей, или в изменении
и прекращении уже
5) в зависимости от
волевой направленности
6) в зависимости от
степени сложности юридические
факты делятся на единичные
юридические факты и
Особенностью юридических
фактов по административному праву
является то, что основным видом
правомерных действий служат правовые
акты субъектов исполнительной власти,
имеющие индивидуальный, то есть, относящийся
к конкретному адресату и делу,
характер. Прямое их юридическое последствие
- возникновение, изменение или прекращение
административно-правового