Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является:
-доскональное изучение и раскрытие такого понятия как административное принуждение, раскрытие его особенностей.
Задачами курсовой работы являются:
- Углубление и расширение знаний по данной теме;
- Раскрытие основных понятий;
- Последовательно и логически изложить данную тему в курсовой работе;
Введение………………………………………………………………………..2-4
Глава 1. Административное принуждение. Понятие, признаки административного правонарушения. Его особенности…………………….5-9
1.1 Понятие административного принуждения…………………………….5-6
1.2 Признаки административного принуждения. Его особенности………7-9
Глава 2. Меры административного принуждения………………………..10-26
2.1 Виды мер административного принуждения и их классификация…..10-14
2.2 Понятие и виды мер административного пресечения…………………15-21
2.3 Меры административной ответственности…………………………….16-24
2.4 Административные взыскания и порядок их наложения……………..25-26
Заключение…………………………………………………………………..27-28
Список используемой литературы…………………………………………...29
Административно – предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и в этом смысле предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.
Административно – предупредительные меры многофункциональны, но главная их цель – предупредить вредные, опасные для жизнедеятельности общества явления, в том числе и правонарушения. Эти меры отличаются чрезвычайным многообразием и применяются в различных сферах общественной жизни, осуществляются различными субъектами с компетенцией контрольного и надзорного характера ( специальные государственные инспекции и т.п.). В основном они имеют отраслевой ( ведомственный) профиль, но могут проводиться и органами с общей управленческой компетенцией. Административно – предупредительные меры выступают либо в виде административных ограничений, либо как определенные административные действия в отношении той или иной категории лиц и организаций.
Таким образом, под мерами административного предупреждения понимают способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Административно – предупредительные меры могут быть классифицированы по сходным признакам, по разным основаниям и целям применения.
На основании классификации мер по целям применения выделяют две группы мер, административного принуждения.
К первой группе относятся меры, которые применяются в целях предупреждения угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий, в частности:
1. введение карантина , т.е. специального режима въезда и выезда в местности, пораженной эпидемией или эпизоотией;
2. таможенный досмотр, т.е. проверка вещей при переезде через государственную границу с целью предупреждения контрабанды;
В соответствии с Таможенным Кодексом Республики Беларусь, а именно:
ст. 10. Таможенные органы Республики Беларусь выполняют следующие основные функции:
п.3. принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
п9. обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь;
п.10. ведут борьбу с контрабандой, административными таможенными правонарушениями, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей, других товаров, а также оказывают содействие специальным органам в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации;
3. закрытие участков государственной границы, участков дороги или улицы в случае аварии, происшествия, проведения массовых мероприятий;
4. досмотр транспортных средств;
5. принудительное медицинское освидетельствование физического состояния лиц, санитарного состояния предприятий торговли и общественного питания;
6. принудительное выселение из домов, находящихся в аварийном состоянии; реквизиция имущества, т.е. временное возмездное изъятие ( например, личного транспорта ) в силу государственной необходимости при наступлении стихийных бедствий;
7. досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа этих судов;
8. пожарный надзор;
9. административный надзор;
10. регистрация оружия, транспортных средств и др.
Ко второй группе мер предупреждения относятся меры, которые имеют целью предупредить правонарушение, им присуща четко выраженная профилактическая направленность. Такими мерами являются:
- проверка документов, удостоверяющих личность;
- контрольные и надзорные проверки;
- досмотр вещей и личный досмотр граждан, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения;
Например, в соответствии с Таможенным Кодексом Республики Беларусь, а именно ст. 180 » Проведение таможенного контроля и его формы».
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов Республики Беларусь путем:
проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля);
Таможенный контроль может производиться в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь по таможенному делу.
При проведении таможенного контроля могут применяться технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, транспортным средствам, лицам.
Правила проведения таможенного контроля определяются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, меры административного принуждения применяются с различными целями:
- предупреждение
угрозы общественной и личной
безопасности граждан или
- предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий;
- предупреждение правонарушения;
2.2. Понятие и виды мер административного пресечения.
В принудительной деятельности
органов публичной
Таким образом, меры пресечения
– это способы и средства принудительного
воздействия, применяемые в целях
прекращения противоправного
В силу предупредительной направленности административное пресечение играет важную роль в охране режима законности, в защите прав граждан, общества, государства.
Как разновидность административного принуждения, пресечение обладает всеми его признаками, но в то же время имеет ряд особенностей.
-Цель пресечения – прекратить противоправные деяния и не допустить новых.
-Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния.
-Фактическим основанием пресечения является правонарушение. Но меры пресечения используются и для прекращения объективно противоправных, невиновных действий, совершаемых лицами невменяемыми, неделиктоспособными. С другой стороны, помещение в медвытрезвитель, применение огнестрельного оружия и иные средства административного пресечения могут быть использованы и в связи с преступлениями.
Иными словами, меры пресечения используются более широко, чем административная ответственность, следовательно, круг субъектов, в отношении которых могут быть использованы меры административного пресечения, более широкий. Эти меры могут применять и к невменяемым, и к лицам, обладающим иммунитетом ( депутатским, дипломатическим), и к военнослужащим, работникам МВД при совершении ими нарушений, за которые они могут нести дисциплинарную ответственность.
Пресечение осуществляется как в интересах общества, государства, так и в интересах самого нарушителя.
Прежде всего, властное прекращение антиобщественной деятельности позволяет предотвратить действия, события, которые усугубили бы ответственность виновного. Принудительное лечение, помещение в медвытрезвитель и другие меры призваны непосредственно оказывать помощь гражданину, совершающему противоправные действия.
В отличии от карательных санкций меры пресечения могут нарушать и физическую неприкосновенность граждан. Если перечень первых четко установлен законом, то перечень пресекательным мер, содержащийся в нормативных актах, нельзя считать исчерпывающим.
Их использование часто связано с необходимой обороной или крайней необходимостью, исполнительной власти и их представителей. И вполне возможно, что представитель власти вынужден будет воспользоваться не названным прямо в законе средством, а например веревкой, топором, применить меры, которые диктуются экстренной ситуацией.
Юридическим фактом, влекущим принуждение, здесь является само нарушение, для прекращения которого должностное лицо предпринимает определенные действия ( использует дубинку, оружие и др.). Не следует забывать, что эти действия тоже являются правовыми актами исполнительной власти.
К сожалению, единого
нормативного акта, регулирующего систему
мер административного
Система мер
пресечения чрезвычайно разнообразна.
Правоведами выработаны и сформулированы
различные варианты классификации
мер административного
- имущественного характера;
- технического характера;
- санитарно
– эпидемиологического
- финансово – кредитного характера.2
По мнению Д. Н. Бахраха, исходя из цели и способа воздействия следует различать общие, специальные и процессуальные меры пресечения3. К общим мерам относятся:
1. требование прекратить противоправные действия ( например, милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения административных правонарушений, а также действии, препятствующих осуществлению полномочий милиции).
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 февраля 1991 г. N 637-XII «О милиции» , ст. 16. «Права милиции»
Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:
1) требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка;
2) проверять
у граждан при подозрении в
совершении правонарушений
3) выносить лицам
в случаях и порядке,
и другие права.
Специальные меры пресечения
Сотрудники
милиции и других специальных
служб обладают правом
Согласно Закону Республики Беларусь « О милиции» от 26 февраля 1991 N 637-XII, ст. 20. Применение специальных средств
Милиция применяет наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и другие специальные и транспортные средства, а также служебных животных для: