Административное принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:45, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время, когда наше государство находится на пути глобальных преобразований в сфере системы государственного управления и административного реформирования, все большую значимость приобретает вопрос правильного и целесообразного применения административно-принудительных мер, так как они непосредственно связаны с привлечением физических и юридических лиц к административной ответственности, сопряжены с ограничением прав и свобод человека и подчас не имеют строго установленной процессуальной формы применения

Файлы: 1 файл

Адм принуждение.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

Основанием применения этой принудительной меры как меры пресечения является:

  • нарушение водителями или пассажирами Правил дорожного движения;
  • транспортное средство находится в розыске или имеются данные об использовании транспортного средства в противоправных целях.

Цель применения этой меры - пресечь  правонарушение, не допустить наступление  более тяжких последствий, угрожающих личной и общественной безопасности.

  1. Отстранение от управления транспортными средствами. Эта мера применяется сотрудниками полиции в отношении лиц, в отношении которых имеется достаточно оснований полагать, что:

- Лицо, управляющее транспортным  средством, находится в состоянии  опьянения (алкогольного или наркотического).

Признаки опьянения  могут быть: а) запах алкоголя; б) возбужденное или угнетенное состояние водителя; в) специфические особенности управления транспортными средствами; г) другие характерные физиологические признаки.

- Лицо не имеет документов  на право управления транспортными  средствами. Оно отстраняется от управления в случаях: а) отсутствия водительского удостоверения; б) если имеет водительское удостоверение на право управления иным видом транспортного средства; в) если лишен права управления транспортным средством на срок, определенный административным законодательством РФ.

- Лицо управляет транспортным  средством без документов на  право пользования им, достаточным  основанием является: а) отсутствие  регистрационных документов на транспортное средство (технического паспорта); б) отсутствие доверенности на право пользования транспортным средством.

  1. Запрещение эксплуатации транспортных средств. Цель этой меры - обеспечение безопасности дорожного движения, пресечь правонарушения. На государственных инспекторов возлагается обязанность осуществлять контрольно - надзорную функцию за техническим состоянием транспортных средств, которые эксплуатируются на дорогах городов и населенных пунктов. И если инспектором выявлено транспортное средство, которое имеет техническую неисправность и запрещено ПДД его эксплуатировать, то он может запретить эксплуатацию транспортного средства и привлечь водителя к административной ответственности.
  2. Приостановление работы предприятий лицензионно-разрешительной системы. В целях обеспечения общественной безопасности и личной безопасности граждан государством установлены правила лицензионно-разрешительной системы, которыми определен порядок изготовления, сбыта, приобретения, хранения, использования, регистрации, а также перевозки предметов и веществ лицензионно - разрешительной системы (служебного и гражданского огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, холодного и газового оружия, ядовитых радиоактивных веществ).

Нормативными актами устанавливается особый порядок  открытия и функционирования объектов разрешительной системы (баз, складов, магазинов по реализации огнестрельного оружия, стрелковых тиров, оружейно-ремонтных и пиротехнических мастерских, комнат для хранения служебного оружия и т.д.). В связи с этим на сотрудников полиции возлагаются обязанности осуществлять контроль, целью которого является обеспечение сохранности предметов и веществ, соблюдение правил открытия и функционирования объектов лицензионно-разрешительной системы. Для реализации указанных целей сотрудники полиции наделены соответствующими правами (п. 20-22 ст. 13 ФЗ «О полиции»).

Отсюда вытекают дополнительные меры административного пресечения.

  1. Проверка мест хранения и использования оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, наркотических средств и психотропных веществ. Такая мера осуществляется в целях недопущения их хищения, а также недопущения использования их в преступных целях и не по назначению.
  2. Временно приостанавливать или запрещать функционирование предприятий лицензионно-разрешительной системы.
  3. Аннулировать лицензии на приобретение оружия, на занятие частной детективной и охранной деятельностью.
  4. Аннулирование разрешений на право хранения и использования, транспортировку оружия и боеприпасов к нему.

Эти меры  применяются  сотрудниками полиции в тех случаях, когда юридическими и физическими  лицами нарушается законодательство, регулирующее и охраняющее отношения, которые складываются в сфере лицензионно - разрешительной системы.

В результате аннулирования  лицензий и разрешений субъекты ограничивают в правах, а предметы и вещества, которые запрещены или ограничены в гражданском обороте принудительно изымаются из оборота.

Меры административного  пресечения специального назначения включают меры физического воздействия на правонарушителей, когда иными методами прекратить общественно опасное поведение невозможно. Применение этих мер является использование института необходимой обороны, в соответствии с которым действия работника полиции по пресечению правонарушений и задержанию правонарушителей признаются правомерными, общественно полезными и поэтому не влекут юридической ответственности, даже если правонарушителю вынужденно был причинен вред.

Полиция имеет право  применять физическую силу, специальные  средства и огнестрельное оружие (глава 5 ФЗ «О полиции»). Условия, пределы, а также основания и порядок применения названных мер пресечения, гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции регламентируются ст. ст. 18-24 ФЗ «О полиции».

Сотрудник полиции не несет ответственность  за вред, причиненный гражданам и  организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены ФЗ «О полиции» и другими федеральными законами.

 

 

 

2.3. Меры, обеспечивающие производство по делу об административном правонарушении.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях позиционируются как самостоятельная группа мер административного принуждения. Эта группа принудительных мер является логическим развитием правовой конструкции: меры административного принуждения – меры административного пресечения – меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях – меры ответственности47.

Е.И. Сидоровым обоснованно  замечается, что в качестве основных признаков мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях можно выделить:

- властный, односторонний,  принудительный, многофункциональный  характер применяемых мер, связанных  с временным ограничением прав и свобод гражданина и имущественных интересов физических и юридических лиц;

- регламентацию видов  этих мер обеспечения производства  и порядка их применения законодательными  актами РФ;

- применение мер обеспечения  производства только в случаях  установления события правонарушения и возбуждения дела об административном правонарушении уполномоченными должностными лицами органов исполнительной власти, наделенных административно-юрисдикционными полномочиями;

- процессуальное оформление  результатов принятых мер обеспечения производства с соблюдением установленных законом оснований и условий их применения48.

Меры административно-процессуального  обеспечения применяются полицией в целях обнаружения правонарушений, установления личности правонарушителей, обнаружения доказательств и создания условий для объективного, всестороннего и полного рассмотрения дел о правонарушениях. Их применение создает необходимые условия для реализации норм материального права и мер административных взысканий. Они имеют вспомогательное, обеспечительное значение по реализации различных мер административного принуждения. Они выполняют функции обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В отдельных случаях некоторые меры процессуального обеспечения создают необходимые условия для реализации не только мер административных взысканий, но и уголовно - правовых санкций (например, помимо доставления лиц, совершивших административные правонарушения, сотрудники полиции вправе доставить в орган внутренних дел лицо, подозреваемое в совершении преступления).

От характера выполняемых  функций меры административно-процессуального обеспечения делятся на три основные группы:

  1. Меры административно-процессуального пресечения. Данная группа мер заключается в принудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение (или подозреваемого в его совершении), в целях пресечения нарушения и обеспечения выполнения им своих процессуальных обязанностей49. К ним относятся:
  1. Доставление.

Под «доставлением» понимается принудительное препровождение правонарушителя (лица, подозреваемого в совершении правонарушения) в отдел полиции или иное служебное помещение.

Цель, основания и порядок  доставления регламентированы нормами, содержащимися в Кодексе РФ об административных правонарушениях50.

Так, в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, нарушитель может быть доставлен сотрудником органов внутренних дел (полиции) в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным. Лицо может быть доставлено при наличии следующих обязательных условий:

а) деяние лица должно содержать  признаки административного правонарушения, о совершении которого обязательно составляется протокол;

б) наличие обстоятельств, препятствующих его составлению на месте совершения правонарушения ил на месте нахождения нарушителя. Этими обстоятельствами могут быть отсутствие у правонарушителя документов, удостоверяющих его личность, его поведение, препятствующее составлению протокола, проведение дополнительной проверки по выяснению обстоятельств правонарушения.

Помимо доставления  лиц, совершивших административные правонарушения, сотрудники полиции вправе доставить в орган внутренних дел лицо, подозреваемое в совершении преступления при наличии обоснованных объективных данных.

О доставлении правонарушителя  работником полиции составляется рапорт на имя начальника того органа внутренних дел, в который был доставлен правонарушитель. Все лица, доставленные в орган внутренних дел, регистрируются, как правило, помощником дежурного по ОВД в книге доставленных. Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок.

2. Административное задержание.

В соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ, административное задержание, то есть кратковременное  ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

В ст. 27.3 КоАП РФ установлен круг субъектов (органы и должностные  лица), которые правомочны осуществлять административное задержание. К органам (должностным лицам), правомочным  осуществлять административное задержание относятся органы полиции (сотрудники полиции).

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются  дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о  задержанном лице, время, место и  мотивы задержания.

Срок административного задержания начинается с момента доставления нарушителя в органы полиции, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Административное задержание не может длиться более трех часов, за исключением случаев, которые предусмотрены административным законодательством РФ. В этой связи законодателем установлены иные сроки административного задержания.

Например, лицо, в отношении  которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. В случае введения чрезвычайного положения и соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении»51, если введена дополнительная мера - комендантский час, то в соответствии со ст. 31 указанного закона, граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на десять суток. При этом задержанные лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру.

3. Остановка транспортного  средства. Эта мера является не  только как предупредительная,  но и как мера пресечения  процессуального характера, только при следующих основаниях:

а) если водителем или  пассажиром нарушены правила дорожного  движения;

б) если транспортное средство находится в розыске или имеются  данные, что оно используется в противоправных целях;

в) если имеются данные, свидетельствующие о причастности водителя. пассажиров в совершении ДТП, административного правонарушения, преступления.

4. Привод в органы  внутренних дел в отличие от  доставления является самостоятельной  мерой административно - процессуального  обеспечения. Применяя эту меру, решается вопрос:

Информация о работе Административное принуждение