Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:45, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В настоящее время, когда наше государство находится на пути глобальных преобразований в сфере системы государственного управления и административного реформирования, все большую значимость приобретает вопрос правильного и целесообразного применения административно-принудительных мер, так как они непосредственно связаны с привлечением физических и юридических лиц к административной ответственности, сопряжены с ограничением прав и свобод человека и подчас не имеют строго установленной процессуальной формы применения
а) о привлечении лица к административной ответственности;
б) о применении к нему иных мер принуждения, нередко требует его при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей (например, при наложении таких видов взысканий, как административный арест или исправительные работы);
в) об обеспечении обязательного участия лица, совершившего административное правонарушение в административном процессе;
г) от уклонения его от явки по вызову в соответствующий орган (например, сотрудники полиции по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних могут произвести приводов комиссию лиц, уклоняющихся от явки по ее вызову.
Цель привода состоит в обеспечении исполнения лицом процессуальных обязанностей, обусловленных его противоправным, антиобщественным поведением. Фактическим основанием осуществления привода является отказ лица, обязанного явиться по вызову компетентного органа или уклонение от явки в этот орган (к должностному лицу)52.
Привод не может быть применен без предварительного вызова. Решению о приводе должно предшествовать выяснение причин неявки лица, в отношении которого предполагается применить данную меру. Перед применением данной меры необходимо выяснить: получило ли лицо вызов, своевременно ли он был направлен, не имеется ли данных о болезни, командировке вызываемого лица, нет ли других причин, препятствующих явке по вызову.
Согласно ст. 27.15 КоАП РФ, привод осуществляется органом внутренних дел (полицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.
II. Меры, направленные на получение доказательств.
Данные меры создают условия для установления факта правонарушения и личности правонарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
К ним относятся:
1. Проверка документов
у граждан, водителей
2. Личный досмотр, досмотр
вещей и транспортных средств
в целях обнаружения предметов,
В административном законодательстве сформулировано право применения этой меры за следующие виды административного правонарушения: за мелкое хулиганство; за незаконные операции с иностранной валютой и иностранными документами; за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира; в отношении лиц, нарушивших антиалкогольное законодательство, а также лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они занимаются проституцией; в отношении лиц, при наличии достаточных данных о совершении ими правонарушения, связанного с посягательством на охраняемый объект, на имущество принадлежащее предприятиям, учреждениям, общественным объединениям.
Практика применения
этой меры работниками полиции
Личный досмотр может
производиться должностным
Личный досмотр и досмотр вещей процессуально оформляется протоколом личного досмотра и досмотра вещей, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Во всех случаях процессуальные документы подписываются понятыми, досматриваемым лицом и лицом, производящим досмотр.
В соответствии со ст. КоАП РФ изъяты могут быть лишь те вещи, которые явились орудием или непосредственным объектом правонарушения. В соответствии с ст. 13 ФЗ «О полиции» сотрудникам полиции предоставляется право изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения.
Данная мера осуществляется в целях:
а) получения доказательств по делу;
б) обеспечения сохранности доказательств;
в) необходимого для всестороннего и полного разрешения дела;
г) для обеспечения исполнения решения по делу.
Изъятые вещи и документы хранятся впредь до рассмотрения дела об административном правонарушении в дежурной части ОВД. После рассмотрения дела, в зависимости от результатов его рассмотрения, они в установленном порядке конфискуются или возвращаются владельцу, либо уничтожаются, а при возмездном изъятии вещей реализуются.
Факт изъятия вещей и документов, как правило, отражается в протоколе об административном правонарушении. Однако, если изъятие осуществляется до составления протокола об административном правонарушении либо при наличии уже составленного протокола, а также при изъятии вещей (документов) у лица, не подлежащего административному задержанию, о применении рассматриваемой меры административного принуждения составляется отдельный протокол.
Изъятие вещей и документов производится в присутствии понятых, которые участвуют и в оформлении протокола.
Исследования физического и психического состояния человека позволяет по отдельным видам правонарушений принять правильные решения по делу и определится какую меру административного взыскания можно применить к правонарушителю. В одних случаях такие исследования являются основанием для привлечения лица к административной ответственности. Например, состояние опьянения лица, управляющего автомобилем, служит основанием для его привлечения к административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ. Вместе с тем лицо, находившееся в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности (ст. 2.8. КоАП РФ). Таким образом, можно выявить конкретные цели применения данной меры. Ими являются:
а) установление медицинского критерия невменяемости;
б) определение состояния и степени опьянения лица, управляющего транспортным средством;
в) установление медицинских показаний к принудительному лечению венерических заболеваний;
г) установление психической патологии несовершеннолетних, материалы о правонарушениях которых рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних.
2.4. Административно-
Административные-
Данные меры в своей совокупности составляют самостоятельную форму государственного принуждения, что обусловлено наличием самостоятельного способа обеспечения имущественных и иных прав граждан и коллективных субъектов. Целевое назначение мер защиты состоит в возмещении причиненного ущерба правонарушением, восстановлении нарушенного правового положения субъекта, в минимизации негативных последствий от неисполнения возложенных обязанностей.
В юридической литературе к данной группе мер относят возложение обязанности возместить причиненный ущерб (в соответствии со ст. 4.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях); снос самовольно возведенных строений и сооружений; административное выселение из самовольно занятых помещений и т.д.
Необходимо дать следующее определение: меры защиты - это совокупность мер государственного принуждения, применяемых в случае невыполнения юридических обязанностей, нарушения прав и направленных на восстановление нарушенного состояния.
В высказанном определении, которое выполняет роль рабочей посылки, нужно отметить, что основанием применения мер защиты является факт невыполняемых обязанностей, другими словами, это не только правонарушение, но и другие невиновные действия субъекта правовых отношений (фактическое основание).
Юридическим основанием применения мер защиты выступают санкции правовых норм, но не все, а только правовосстановительные. Они состоят в устранении вреда, возникшего в результате неправомерного поведения, в восстановлении нарушенных прав, обеспечении исполнения обязанности.
Меры защиты (правовосстановительные меры) как правовая категория все более часто встречаются в научном обороте после известной дискуссии об основаниях и условиях юридической ответственности, о проблеме так называемой «без виновной ответственности» в гражданском праве.
Правовосстановительные меры наделены особыми отличительными признаками, которые позволяют выделить их в отдельную форму по отношению к предупредительным мерам, мерам пресечения, юридической ответственности.
Подробное рассмотрение
вопроса о соотношении правовос
В правовой литературе
часто отождествляются
Думается, что меры защиты отличаются от мер юридической ответственности по следующим признакам:
- ответственность по основной направленности обращена прежде всего к правонарушителю, а защита - не только и не столько к нарушителю правовых предписаний, сколько к управомоченному субъекту, обеспечению его интересов;
- основанием
применения мер
- главная
функция юридической
При всей разности между мерами защиты и юридической ответственностью в правоприменительной деятельности их часто применяют в сочетании друг с другом. Такое соединение штрафных и правовосстановительных санкций допустимо тогда, когда первые не обеспечивают восстановления нарушенного состояния (наряду с привлечением виновного лица к уголовной ответственности за совершение преступлений, посягающих на собственность, возникает необходимость предъявления гражданского иска).