Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:05, курсовая работа
На известном этапе развития общества возникает потребность упорядочения существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество. Любая отрасль права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ 6
1.1 Правовые и общественные отношения 6
1.2. Виды правоотношений 11
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 16
2.1 Понятие и содержание административно-правовых отношений 16
2.2 Разграничение административных и других правовых отношений 29
ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ АМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ 6
1.1 Правовые и общественные отношения 6
1.2. Виды правоотношений 11
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 16
2.1 Понятие и содержание
административно-правовых
2.2 Разграничение
ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ АМИНИСТРАТИВНО-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
ВВЕДЕНИЕ
На известном этапе
развития общества возникает потребность
упорядочения существующих в нем
отношений. Нельзя представить человеческое
общество без регулирования поведения
людей с помощью определенных
образцов, моделей, масштабов. Из них
и складываются в результате многократного
повторения нормы, на которые в дальнейшем
ориентируется общество. Любая отрасль
права регулирует определенные правоотношения,
т.е. отношения, урегулированные нормами
права. В частности, гражданскому праву
свойственно регулирование
Административное право
занимает особое место в
Объектом исследований является объективная реальность, то есть это те нормативно-правовые акты Республики Беларусь, которые отражают и регулируют административно-правовые отношения.
Предметом исследования являются административно-правовые отношения в Республике Беларусь
Цель исследования состоит в том, чтобы правильно и объективно раскрыть сущность административно-правовых отношений в Республике Беларусь.
Задачи исследования:
- дать понятие правовым и общественным отношениям;
- рассмотреть виды
- охарактеризовать понятие
и содержание административно-
- изложить разграничение
административных
- описать классификацию
административно-правовых
ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Классификация правовых отношений может быть произведена по различным основаниям. Все правоотношения, как и юридические нормы, которые их предусматривают, следует классифицировать по отраслевому признаку. По этому критерию все правоотношения разделяются на государственно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д. Другим вариантом классификации является их рассмотрение на основе социального назначения. Здесь выделяются следующие виды.
Регулятивные правоотношения
направлены на обеспечение развития
общественных отношений, например, правоотношения,
связанные с договорами купли-продажи,
комиссии, подряда, или правоотношения,
возникающие при акционировании
и приватизации государственных
предприятий. Основное содержание таких
правоотношений – позитивное, регулятивное.
Здесь есть охранительные моменты,
но они не выступают на первый план,
а имеют вспомогательное
Однако при всей важности охранительного момента и в праве, и в правоотношении он является вспомогательным. Охранительные правоотношения – это такие правоотношения, основным содержанием которых являются правовые запреты, правовые ограничения либо активные обязанности соответствующих должностных лиц, предусмотренные в целях обеспечения охраны регулятивных правоотношений. В таких правоотношениях доминирует охранительная функция права.
По взаимосвязи с
государством следует
Идея общих правоотношений возникла в отечественной науке в 60-е годы и обоснована в работах Алексеева С.С., Матузова Н. И., Фарберга И.Е. . Позже круг сторонников этой концепции расширился, а недавно она получила поддержку применительно к современным условиям российской действительности. Наличие общих правоотношений безоговорочно признается государствоведами (конституционалистами), но отрицается представителями гражданского права. В рамках общих правоотношений существуют и реализуются основные (естественные, неотчуждаемые) права и свободы человека и гражданина, зафиксированные в международных пактах, российской декларации прав и свобод человека и гражданина, других основополагающих документах.
В соответствии с Конституцией
Республики Беларусь на государство
возложена обязанность
В конституционных
На каждого гражданина, на каждое должностное лицо возлагается обязанность соблюдения соответствующих запретов, а государство приобретает право требовать выполнения этой обязанности гражданами. Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов – поступков, актов конкретного поведения, например, договоров купли-продажи, займа, аренды, фрахтования и т.п.
Конкретные правоотношения
носят правоприменительный
По степени определенности субъектов все правоотношения делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные правоотношения – это те, в которых определена только одна сторона – носитель субъективного права. На другом полюсе правового отношения нет персонально определенного субъекта, носителя юридической обязанности. Один субъект наделяется субъективным правом, а все остальные субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером является правоотношение, возникающее в связи с реализацией права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему собственностью.
Все остальные лица обязаны
уважать и не нарушать эти правомочия.
Относительные правоотношения –
это такие правоотношения, в которых
обе стороны персонально
По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные. В активных – обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного, в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения.
Различают также простые правоотношения (между двумя субъектами) и сложные (между несколькими или даже неограниченным числом); кратковременные и долговременные. Диспозиционные и обеспечительные правоотношения разграничиваются в зависимости от характера регулируемых правом общественных отношений, в зависимости от того, какой структурный элемент правовой нормы в данном случае используется. Диспозиционное правоотношение возникает при реализации диспозиции правовой нормы. Оно представляет собой фактически то общественное отношение, для регулирования которого создается и вводится в действие правовая норма. Поощрительные правоотношения – это отношения, которые регулируются поощрительными санкциями правовых норм. Основанием их возникновения являются специально поощряемые правом действия, за которые предусматриваются меры морального или материального.
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Понятие и содержание
административно-правовых
Административно-правовые отношения
– это общественные отношения, урегулированные
нормами административного
Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления. Административно-правовые отношения о своей сути являются организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функций исполнительной власти, которые по своему содержанию направлены, на организацию процесса правоисполнения. В их рамках происходит обеспечение этого процесса структурными, кадровыми, материальными и прочими атрибутами, без которых механизм государственного управления вряд ли может быть реально действующим, Соответственно и законодательная власть действует организующе, стремясь объединить и упорядочить совместную деятельность членов общества. В юридической литературе фигурируют две основные концепции административно-правовых отношений. Исходные положения первой из них состоят в том, что названные отношения:
- возникают в процессе государственного управления;
- имеют в качестве
- являются отношениями
власти – подчинения и
Эта концепция была внедрена
тогда еще в советскую
Информация о работе Административно-правовые отношения, классификация и виды