Административно-правовые отношения, классификация и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

На известном этапе развития общества возникает потребность упорядочения существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество. Любая отрасль права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ 6
1.1 Правовые и общественные отношения 6
1.2. Виды правоотношений 11
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 16
2.1 Понятие и содержание административно-правовых отношений 16
2.2 Разграничение административных и других правовых отношений 29
ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ АМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Файлы: 1 файл

раб курс - копия.docx

— 52.52 Кб (Скачать файл)

Властной стороной в них  всегда выступает соответствующий  исполнительный орган (должностное  лицо); второй стороной при этом может  быть также исполнительный орган (должностное лицо), но объем юридически-властных полномочий, предоставленных ему, меньше, чем у первой, либо вторая сторона их вообще не имеет (например, гражданин). В подобной ситуации и создается возможность реализации одной стороной отношения непосредственного управляющего воздействия на другую, которая далеко не во всех случаях ей организационно подчинена.

Вертикальные административно-правовые отношения неоднозначны. Но в них  всегда проявляется общая черта  — осуществление в их рамках прямого  управляющего воздействия и соответствующий  этому приоритет юридически выраженной воли одной стороны, т.е. субъекта управления.

В вертикальных административно-правовых отношениях всегда в той или иной форме проявляется подчинение одной стороны другой. Формула «власть — подчинение» наиболее характерна именно для такого вида правоотношений. Само «подчинение» управляемой стороны отношения «управляющей» может выражаться неодинаково.

Граждане или общественные объединения, естественно, организационно не подчиненные исполнительным органам, фактически обязаны выполнять требования, выражаемые в соответствующих юридически-властных волеизъявлениях последних. Таким образом, все вертикальные административно-правовые отношения в различном объеме выражают юридическую зависимость одной стороны от другой. Это — логическое и фактическое следствие закрепленного административно-правовыми нормами неравноправного положения управляющих и управляемых.

Горизонтальные административно-правовые отношения. В качестве таковых признаются отношения, в рамках которых стороны  фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют  юридически-властные веления одной  стороны, обязательные для другой.

Горизонтальными по своему содержанию являются также административно-процессуальные отношения, возникающие по поводу административно-правовых споров. Например, это отношения  в рамках производства по жалобам  и заявлениям граждан, по делам об административных правонарушениях.

Соответствующее законодательство обеспечивает процессуально равное положение сторон в таких отношениях. Наконец, горизонтальными могут  быть признаны отдельные отношения  административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений.

Важным элементом характеристики горизонтальных административно-правовых отношений является то, что любые  совместные действия однопорядковых и равноправных сторон (отношения типа «субъект — субъект»), равно как и процессуальное равноправие, перерастают в вертикальные отношения.

Моментом такого перерастания служит, например, принятие совместного  юридически-властного акта (совместного  приказа) либо принятие полномочным  исполнительным органом (должностным  лицом) одностороннего юридически обязательного решения по жалобе гражданина или по делу об административном правонарушении. Отсюда — временное проявление горизонтальности таких правоотношений, а также их вспомогательный характер по отношению к основным вариантам административно-правовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Аппарат исполнительной власти обеспечивает выполнение задач в  сферах хозяйственного, социально-культурного, административно-политического строительства  и в иных отраслях управленческой деятельности. В процессе управления возникают организационные связи  между участниками этих отношений, многие из которых требуют правового  регулирования. Такое регулирование  осуществляется с помощью административно-правовых норм и таким образом превращает их в административно-правовые отношения.

Административно-правовые отношения  — это общественные отношения  в сфере государственного управления, участники которых выступают  носителями прав и обязанностей, урегулированных  нормами административного права. Административно-правовые отношения  являются разновидностью правовых отношений, а потому характеризуются их общими признаками. Составные части административно-правовых отношений — субъекты, объекты  и юридические факты. Участники  административно-правовых отношений  имеют конкретные права и обязанности  и являются субъектами правоотношений.

Исходя из положений действующего законодательства Республики Беларусь, к субъектам административно-правовых отношений можно отнести: государственные  органы (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, администрации  государственных предприятий и  учреждений); структурные подразделения  органов государства, должностных  лиц государственных органов; собственника (представителя, менеджера, уполномоченного  собственника); объединение граждан, кооперативы, органы самоуправления, самодеятельные организации; иностранных граждан, лиц без гражданства. Предпосылкой вступления названных субъектов в конкретные административно-правовые отношения является наличие у них правоспособности и дееспособности.

Административная правоспособность — это возможность субъекта административных правоотношений иметь права и  нести юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Государственные органы, которые осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, имеют конкретные властные полномочия, которые по своему характеру и объему зависят от компетенции данного органа.

Административная правоспособность государственного органа (должностного лица) зависит от объема его компетенции. Кроме того, административная правоспособность должностного лица определяется также  его должностными полномочиями, которые  выражены в законе или иных правовых актах. Административную правоспособность имеют государственные предприятия  и учреждения, а также объединения  граждан, органы самоуправления, самодеятельные организации и их органы. Административная правоспособность государственных  органов, государственных и негосударственных  организаций возникает, как правило, с момента издания акта об их учреждении, а прекращается с их ликвидацией  или реорганизацией. Административная правоспособность граждан в сфере  государственного управления возникает  с момента рождения и прекращается с их смертью. Административная правоспособность служит основой административной дееспособности.

Административная дееспособность — это способность своими действиями приобретать и реализовывать  права и обязанности в сфере  управления. Особенность административной правоспособности и дееспособности состоит в том, что они означают возможность быть субъектом административно-правовых отношений.

Объект — это то, ради чего возникают правоотношения. Объектом административно-правовых отношений  выступает поведение участников управленческих отношений (действия, воздержание  от действий). Действия участников управленческих отношений могут осуществляться ради разнообразных правовых интересов. Это могут быть вещи, материальные ценности, продукты духовного творчества, личные нематериальные блага, а именно: здоровье, достоинство человека, нравственность и др. Так, если объектом правоотношений является поведение, то предметом административных правоотношений будут объекты материального характера, т. е. имущество, вещи. В управлении культурой и искусством, здравоохранением, делами молодежи и спорта предметом этих отношений выступает культурные и духовные ценности, здоровье, нравственность, т. е. факторы нематериальные. Основанием возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты. Это действия и события.

Под действиями понимают факты, которые возникают по воле людей. Они могут быть как правомерными, так и неправомерными. Правомерные  действия отвечают требованиям административно-правовых норм. К правомерным действиям, которые  порождают административно-правовые отношения, относятся акты управления — указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Кабинета Министров и др. Для государственного управления наиболее характерны юридические  акты, которые имеют индивидуальный характер, поскольку они порождают  конкретные административно-правовые отношения непосредственно. Административно-правовые отношения возникают также в связи с действиями отдельных граждан и должностных лиц, например, в случае обращения гражданина с жалобой на действия должностного лица. Кроме того, юридическим фактом, который влечет возникновение административно-правовых отношений, может быть бездеятельность.

Административно-правовые отношения  возникают не только в результате деятельности людей, но и в случае возникновения событий. События  — это явления, которые не зависят  от воли людей, но влекут за собой определенные правовые последствия.

Административно-правовые отношения  характеризуются всеми признаками правовых отношений, но, кроме того, имеют некоторые особенности, которые состоят в том, что:

1) административно-правовые  отношения складываются в сфере  управления, т. е. в повседневной  практической реализации задач  и функций государства относительно  осуществления управления хозяйственным,  социально-культурным строительством, административно-политической сферой, иной управленческой деятельностью; 

2) во всех отношениях  одной из сторон обязательно  выступает орган исполнительной  власти (государственного управления) или общественная организация,  наделенная государственно-властными  полномочиями;

3) административно-правовые  отношения — это особая связь  между их участниками, один  с которых при данных обстоятельствах  имеет право требовать от другого  такого поведения, которое предусмотрено  административно-правовой нормой;

4) орган управления обязан  реализовать свои материально-правовые  и процессуальные права, т.  е. право является одновременно  и обязанностью субъекта административно-правовых  отношений; 

5) административно-правовые  отношения могут возникнуть по  инициативе какого-либо субъекта  административного права, но согласие  другой стороны не является  обязательным условием для их  возникновения

6) нарушение одной из  сторон своих обязанностей предопределяет  ее ответственность не перед  другой стороной, а перед государством  в лице его компетентных органов; 

7) административно-правовые  отношения, которые возникают  между органами исполнительной  власти и иными субъектами  административного права, не всегда  являются отношениями, которые  осуществляются по методу власти  и подчинения.

8) санкции, которые применяются  к сторонам административно-правовых  отношений за нарушение ими  своих прав и обязанностей, —  это, как правило, меры административного  принуждения, административной и  дисциплинарной ответственности,  может наступить также материальная  или уголовная ответственность;

9) споры, которые возникают  между сторонами административно-правовых  отношений, решаются как в административном, так и в судебном порядке.  Большинство административно-правовых  споров решается в административном порядке, т. е. уполномоченными на то органами государственной исполнительной власти или должностными лицами.

В целом административно-правовые отношения характеризуются двумя  самыми важными чертами: с одной  стороны — это формы социальных отношений, поскольку в них обязательно  участвуют люди или их объединения, а с другой — это формы организационных  отношений, в процессе реализации которых  решаются задачи управленческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Нормативно-правовые акты

 

1 Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.

2 Гражданский кодекс Республики Беларусь: с коммент. к разделам / коммент. В.Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000. - 704с.

3 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: - Мн.: Амалфея, 2000. - 304с.

4 Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года – Мн.: Амалфея 1999. – 240с.

5 Уголовный кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года / Обзорная статья А.В. Баркова. - Мн.: Амалфея, 1999. - 320с.

Информация о работе Административно-правовые отношения, классификация и виды