Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:05, курсовая работа
На известном этапе развития общества возникает потребность упорядочения существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество. Любая отрасль права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ 6
1.1 Правовые и общественные отношения 6
1.2. Виды правоотношений 11
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 16
2.1 Понятие и содержание административно-правовых отношений 16
2.2 Разграничение административных и других правовых отношений 29
ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ АМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;
е) между субъектами исполнительной
власти и негосударственными хозяйственными
и социально-культурными
ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.
Во всех вышеперечисленных отношениях всегда участвует тот или иной исполнительный орган.
Для любого правоотношения
характерно возникновение его вследствие
определенных юридических фактов. В
научной литературе юридические
факты определяются как «предусмотренные
правовыми нормами
- наличие явлений
- их предусмотренность в нормах права в качестве оснований правовых последствий (юридический момент).
Понятие «юридический факт», таким образом, обладает довольно сложным содержанием, отражающим явления как материального, так и идеального характера. В плане понятий характеристики юридических фактов можно отметить их следующие характерные черты.
1. По своей социальной
природе юридические факты - это
обычные жизненные
2. Юридические факты опосредуют
движение правовых отношений
(возникновение, изменение,
3. Юридические факты вызывают
правовые последствия только
во взаимодействии с правовыми
нормами. Юридический факт
4. Указания на юридические
факты и их описание
Юридические факты, как и всякие жизненные обстоятельства, весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям:
1) по характеру порождаемых
юридических последствий —
2) по характеру действия
— факты однократного действия
(истечение срока, нанесение
3) по характеру связи
с индивидуальной волей
События могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные события вообще не связаны с волей человека (например, стихийное бедствие). Относительными являются события, которые не зависят от воли участников именно данного правоотношения, но зависят от воли других людей. Например, убийство для уголовного правоотношения является юридическим деянием, а для гражданского правоотношения наследования — юридическим событием;
4) с точки зрения соответствия правовым предписаниям деяния можно разделить на правомерные и неправомерные. Последние, в свою очередь, на преступления и проступки (по степени общественной опасности). Неправомерные юридические факты действия называются правонарушениями.
Признаки (состав) правонарушения:
а) субъект правонарушения (тот, кто нарушил) должен быть;
б) объект правонарушения (тот, на кого направлено) должен быть;
в) вина субъекта должна быть доказана и определена (умысел или неосторожность);
г) наличие внешних признаков деяния (вещественные доказательства). Только совокупность всех признаков может определить нарушение. Если принять в соображение как различие событий и действий, так и различие правомерных и неправомерных фактов, то получим четыре категории юридических фактов:
1) правомерные события;
2) правомерные действия;
3) неправомерные события;
4) неправомерные действия.
Такая классификация
юридических фактов
1) собственно юридические факты;
2) юридические действия;
3) неправомерные состояния;
4) правонарушения.
Юридическими фактами
в тесном смысле слова
5) в зависимости от
волевой направленности
6) в зависимости от
степени сложности юридические
факты делятся на единичные
юридические факты и
Особенностью юридических
фактов по административному праву
является то, что основным видом
правомерных действий служат правовые
акты субъектов исполнительной власти,
имеющие индивидуальный, то есть, относящийся
к конкретному адресату и делу,
характер. Прямое их юридическое последствие
– возникновение, изменение или
прекращение административно-
ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-
Учитывая многообразие сферы государственного управления, можно сделать бесспорный вывод о том, что и административно-правовые отношения, складывающиеся в ее пределах, различны по своему характеру, содержанию и направленности. Отсюда — возможность их видовой классификации по определенным критериям, выработанным наукой административного права.
1. Основные и неосновные
административно-правовые
а) административно-правовые
отношения, непосредственно выражающие
основную формулу управляющего воздействия
(«субъект — объект»), в которой
наиболее отчетливо проявляется
властная природа государственно-
б) административно-правовые
отношения, складывающиеся за рамками
непосредственного управляющего воздействия
на тот или иной объект, но органически
связанные с его
2. Внешние и
а) возникающие в рамках
внутренней деятельности органов управления
(решение структурных и
б) возникающие в рамках внешней сферы управления, т.е. непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам. В данном случае следует исходить не из противопоставления этих видов административных правоотношений, а прежде всего как к двум основным проявлениям единого по своей значимости и управленческой сути механизма, обеспечивающего целевое управляющее воздействие.
3. Субординационные и
координационные
Правительство Республики Беларусь координирует деятельность администрации, областей, городов, координационные полномочия подобного рода реализуются в форме правительственных актов, т.е. его юридически-властных волеизъявлений. Все это свидетельствует о том, что и координация, как непременный атрибут механизма реализации исполнительной власти, имеет юридически-властный характер, причем как во взаимоотношениях между соподчиненными так и между несоподчиненными исполнительными органами. Значит, координация также может быть субординационной.
4. Вертикальные и горизонтальные
административно-правовые
Вертикальные административно-
Информация о работе Административно-правовые отношения, классификация и виды