Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:05, курсовая работа
На известном этапе развития общества возникает потребность упорядочения существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество. Любая отрасль права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ 6
1.1 Правовые и общественные отношения 6
1.2. Виды правоотношений 11
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 16
2.1 Понятие и содержание административно-правовых отношений 16
2.2 Разграничение административных и других правовых отношений 29
ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ АМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Правовыми формами, в которых выражается эта черта юридического положения активного субъекта, служат односторонний характер исходящих от него приказов и распоряжений, административное принуждение и особая правовая защита исходящих от него требований”.
Эта характеристика с некоторыми изменениями была воспринята и позднее развита в работах многих административистов и цивилистов. В пятидесятых годах в результате критического анализа этой концепции возникла вторая концепция советских административно-правовых отношений. В отличие от первой ее основные положения заключаются в том, что административно-правовые отношения:
- возникают в сфере государственного управления;
- могут иметь место
между всеми субъектами
- делятся по соотношению
прав и обязанностей
Административно-правовые отношения
представляют собой разновидность
правовых отношений, разнообразных
по своему характеру, юридическому содержанию,
по их участникам. Им свойственны все
основные признаки любого правоотношения,
как-то: первичность правовых норм,
вследствие чего правоотношение есть
результат регулирующего
К особенностям административно-правовых отношений относятся:
- одной из сторон отношений
является соответствующий
- для этих отношений
характерно неравенство сторон,
т.е. одна сторона принимает
решения и может применить
принуждение в отношении
- многие органы исполнительной
власти и их должностные лица
обладают правом издания
- административные
- споры, возникающие между
участниками административно-
Административно-правовые отношения отличаются, прежде всего, от правоотношений гражданского, трудового, финансового и других отраслей права. Например, если административно-правовые отношения характеризуются неравенством сторон, могут возникать без согласия другой стороны, а споры между ними разрешаются преимущественно в административном порядке, то гражданско-правовым отношениям присущи иные признаки.
В Гражданском кодексе
республики Беларусь сказано, что гражданское
законодательство основывается на признании
равенства участников регулируемых
им отношений, неприкосновенности собственности,
свободы договора, недопустимости произвольного
вмешательства кого-либо в частные
дела, необходимости
В административно-правовых
отношениях могут участвовать различные
стороны, в них всегда имеется
обязательная сторона, без которой
такого рода отношения не возникают.
Такой признак наблюдается в
административных отношениях как прямое
действие властной природы государственно-
Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру (см. Приложение №2), а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения – субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников: юридический факт (факты).
Субъект – это участник
(сторона) правоотношения в сфере
исполнительной власти, наделенный соответствующими
государственно-властными
В правовых нормах субъектом
административного права
Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и способная осуществлять их. Субъекты административного права могут стать субъектами (участниками, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий:
1) административно-правовой
нормы, определяющей субъекта, его
права и (или) обязанности,
2) административной
3) юридического факта
(фактов), то есть, основания возникновения,
изменения или прекращения
Объект управления – другой
участник (сторона) правоотношения, т.е.
физические и юридические лица, которые
наделены правами и обязанностями
в сфере исполнительной власти, но
в качестве управляемой стороны.
Ими могут быть: граждане: государственные
служащие; органы управления (администрация)
государственных и
Юридическими фактами
называются фактические обстоятельства,
с которыми правовые нормы связывают
возникновение, изменение или прекращение
правоотношений. Только при наличии
юридического факта (фактов) субъект
административного права
События – это явления, не зависимые от воли людей (например, достижение определенного возраста, с чем связываются юридические последствия, смерть, стихийное бедствие).
Совершенно очевидно, что
перечисленные и другие факты
в каждом конкретном случае могут
иметь различные юридические
последствия, то есть, порождать, изменять
определенные права и обязанности,
а также ответственность
В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности).
Каждое материальное и
процессуальное административно-правовое
отношение есть определенная системная
взаимосвязь прав и обязанностей
его участников. Этим характеризуется
содержание правоотношения. Правомочию
– субъективному праву одного
участника правоотношения – всегда
соответствует юридическая
Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его деяния.
Нормами административного
права точно определяется, между
какими субъектами должны возникать
правоотношения, каковы будут права
и обязанности сторон. Так, отношения
граждан, связанные с призывом на
военную службу, получением прав на
управление транспортными средствами,
возникают при заранее
Существующие в
Административным правом установлен иной порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае возникает ответственность одной стороны не перед другой стороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица).
Именно исполнительные органы (должностные лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на нарушителей требований административно-правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность). Сами субъекты управления также отвечают за нарушение аналогичных требований.
Субъекта административного правоотношения можно рассмотреть на основе квалификации административных правоотношений на виды. В зависимости от особенностей участников административных отношений выделяются наиболее типичные их виды:
а) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (к примеру, вышестоящие и нижестоящие органы);
б) между субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне;
в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;
г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);
Информация о работе Административно-правовые отношения, классификация и виды