Административные правонарушения за нарушения права собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 13:07, лекция

Описание работы

Меры административной ответственности за нарушения права собственности играют важную роль в укреплении законности, защите прав физических и юридических лиц на свое имущество.
Вместе с тем, административно-деликтное законодательство в данной сфере нуждается в дальнейшем совершенствовании. В частности, следует придерживаться единого подхода при определении санкций за схожие правонарушения (например, санкции ст. ст. 10.1-10.5 КоАП).
Следовало бы уточнить редакцию частей ст.10.8 и сбалансировать установленную в них ответственность, что исключило бы возможность толкования ч. 3 таким образом, что за проезд по посевам на транспорте наступает меньшая ответственность, чем хождение людей по посевам.

Содержание работы

ГЛАВА 1.1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
ГЛАВА 2. НАРУШЕНИЯ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
2.1.Нарушение права государственной собственности на недра.
2.2. Нарушение права государственной собственности на воды.
2.3.Нарушение права государственной собственности на леса.
2.4.Нарушение права государственной собственности на животный мир.
ГЛАВА 3. МЕЛКОЕ ХИЩЕНИЕ
ГЛАВА 4. ИНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
4.1.Присвоение найденного имущества.
4.2.Причинение имущественного ущерба
4.3.Уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений
4.4. Умышленные уничтожение либо повреждение имущества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсач).docx

— 79.27 Кб (Скачать файл)

 

Вред, причиненный водам, подлежит возмещению добровольно или по решению суда лицом, его причинившим, в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды. Возмещение вреда, причиненного водам, не освобождает лицо, его причинившее, от внесения платы за водопользование и осуществления мер по ликвидации последствий, вызванных причинением такого вреда (ст.97 Кодекса).

 

Убытки, причиненные водопользователю прекращением или изменением условий водопользования, подлежат возмещению за счет причинивших эти убытки, за исключением случаев, когда причинение убытков произошло по вине самого водопользователя. Споры, связанные с возмещением убытков, причиненных прекращением или изменением условий водопользования, разрешаются в судебном порядке.

 

Объектом правонарушения являются общественные отношения, урегулированные действующим законодательством, и направленные на обеспечение права государственной собственности на воды.

 

Объективная сторона выражается в одном из следующих действий: 1) самовольном захвате водных объектов или водопользовании либо 2) самовольной переуступке права водопользования либо совершении других сделок, нарушающих право государственной собственности на воды.

 

Субъектами правонарушения являются граждане (с 16 лет), индивидуальные предприниматели, юридические лица. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной.

 

2.3.Нарушение  права государственной собственности  на леса

 

В соответствии со статьей 10.3 КоАП самовольная переуступка права лесопользования или совершение других сделок, нарушающих право государственной собственности на леса, влекут наложение штрафа в размере от четырех до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин.

 

Правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала устанавливает Лесной кодекс Республики Беларусь. Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности древесно-кустарниковой растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

 

Лес, как это определено в указанном Кодексе, является совокупностью естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях (ст.1).

 

Использование лесных ресурсов и извлечение полезных свойств леса в конкретных целях является лесопользованием.

 

Лесопользователями могут быть юридическое или физическое лицо, которому в установленном законодательством Республики Беларусь порядке предоставлено право пользования лесом (лесными ресурсами).

 

Леса в Республике Беларусь являются исключительной собственностью государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан Республики Беларусь и в общегосударственных интересах. Древесина и другая лесная продукция, добытая (заготовленная) лесопользователями при осуществлении лесных пользований в порядке, установленном лесным законодательством Республики Беларусь, являются их собственностью, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь (ст.7 Лесного кодекса).

 

Субъектами лесных отношений могут быть Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, юридические и физические лица Республики Беларусь и иностранных государств, а также лица без гражданства. В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования:

 

заготовка древесины;

 

заготовка живицы;

 

заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др.);

 

побочное лесопользование (заготовка и сбор древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственного растительного сырья и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь);

 

пользование участками лесного фонда, отнесенными к охотничьим угодьям, для ведения охотничьего хозяйства;

 

пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях;

 

пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях.

 

Заготовка таких лесных ресурсов, как древесина, живица, второстепенные лесные ресурсы, осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, если иное не установлено настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

 

 

Правила заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования утверждены постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 20.03.2001 N 4. Правила заготовки древесных соков, сбора, заготовки или закупки дикорастущих растений и (или) их частей утверждены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 31.08.2005 N 37/36.

 

В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь о лицензировании, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять деятельность в области лесопользования только на основании специальных разрешений (лицензий) (ст.38 Лесного кодекса).

 

Право пользования участками лесного фонда возникает на основании решений органов государственного управления, в компетенцию которых входит принятие таких решений, договора аренды участка лесного фонда, концессионного договора, а также лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета (ст.40 Лесного кодекса).

Участки лесного фонда предоставляются в пользование лесопользователям для осуществления лесопользования как с их изъятием у юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, так и без изъятия в соответствии с требованиями Лесного кодекса и других актов законодательства Республики Беларусь.

 

Что же касается пребывания граждан на территории лесного фонда, то они имеют право свободно находиться на территории лесного фонда и бесплатно собирать для удовлетворения собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственное растительное сырье и техническое сырье, древесные соки, мох, лесную подстилку и опавшие листья, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных мероприятиях, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь. Сбор гражданами дикорастущих растений и грибов, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, или подпадающих под действие международных договоров Республики Беларусь, или включенных в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья, запрещается (ст.42 Лесного кодекса).

 

Граждане, пребывающие на территории лесного фонда, обязаны: соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, а в случаях возникновения лесного пожара - обеспечивать оповещение государственной лесной охраны и оказывать содействие в его тушении;не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, загрязнение лесов, уничтожение и разорение муравейников, гнезд, нор и других мест обитания диких животных; соблюдать другие требования лесного законодательства и законодательства об охране окружающей среды.

 

Следует иметь ввиду, что пребывание граждан в лесах, осуществление ими побочного лесопользования могут быть ограничены в порядке, определяемом Лесным кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, в том числе в интересах пожарной безопасности лесов, ведения орехопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, - в соответствии с установленным на них режимом охраны и использования.

 

Как определено в Лесном кодексе осуществление лесопользования, связанного с заготовкой древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, с побочным лесопользованием, допускается на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета, выдаваемых юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 42 Кодекса.

 

Заготовка второстепенных лесных ресурсов и осуществление побочного лесопользования должны осуществляться без нанесения вреда лесу и окружающей среде.

 

Правила заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования утверждаются специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

 

Незаконно добытая древесина и иная лесная продукция подлежат изъятию и передаче юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство. При невозможности изъятия незаконно добытой древесины и иной лесной продукции взыскивается их стоимость в размере и порядке, определяемых Правительством Республики Беларусь.

 

Юридические и физические лица, допустившие повреждение или уничтожение отдельных участков лесного фонда или лесных ресурсов, их загрязнение сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, отходами, повреждение или уничтожение аншлагов, указательных знаков и иных объектов лесохозяйственного назначения, а также допустившие другие нарушения лесного законодательства, обязаны возместить причиненный вред в размерах и порядке, установленных нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

 

Потери лесохозяйственного производства возмещаются в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель.

 

Имущественные споры, связанные с лесными отношениями, включая споры о возмещении убытков и об определении их размеров, разрешаются судами в соответствии с их компетенцией.

 

Таким образом, объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, урегулированные Лесным кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства, и которые направлены обеспечение права государственной собственности на леса.

 

Объективную сторону правонарушения образуют такие действия как: 1) самовольная переуступка права лесопользования; 2) совершение других сделок, нарушающих право государственной собственности на леса.

 

Субъектом правонарушения могут быть лица, достигшие 16 лет, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

 

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

 

2.4.Нарушение  права государственной собственности  на животный мир

 

В соответствии со статьей 10.4 КоАП самовольные пользование или переуступка права пользования объектами животного мира либо совершение других сделок, нарушающих право государственной собственности на животный мир, влекут наложение штрафа в размере от четырех до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин.

 

Закон от 10 июля 2007 г. «О животном мире» устанавил правовые основы охраны и устойчивого использования объектов животного мира и среды их обитания в целях сохранения биологического разнообразия, предотвращения вреда жизни и здоровью диких животных от вредного воздействия антропогенных факторов, болезней, чрезвычайных ситуаций, неблагоприятных условий окружающей среды и обеспечения способности объектов животного мира удовлетворять экономические, эстетические и иные потребности нынешнего и будущих поколений.

 

В ст.1 Закона дается определение различных понятий, относящихся к животному миру. Так, животный мир – это охраняемый компонент природной среды, возобновляемый природный ресурс, представляющий собой совокупность всех диких животных, постоянно обитающих на территории Республики Беларусь или временно ее населяющих, в том числе диких животных в неволе.

 

Объекты животного мира - дикие животные, в том числе относящиеся к объектам охоты и рыболовства, а также популяции диких животных.

 

Вид диких животных - таксономическая единица, генетически и (или) репродуктивно изолированная совокупность особей диких животных, образующих популяции, обладающих общими морфофизиологическими признаками и занимающих общий (сплошной или частично разорванный) ареал.

 

Дикие животные - млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые и другие животные, обитающие на земле (на поверхности, в почве, в подземных пустотах), в поверхностных водах и атмосфере в условиях естественной свободы, а также дикие животные в неволе.

Информация о работе Административные правонарушения за нарушения права собственности