Административные правонарушения за нарушения права собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 13:07, лекция

Описание работы

Меры административной ответственности за нарушения права собственности играют важную роль в укреплении законности, защите прав физических и юридических лиц на свое имущество.
Вместе с тем, административно-деликтное законодательство в данной сфере нуждается в дальнейшем совершенствовании. В частности, следует придерживаться единого подхода при определении санкций за схожие правонарушения (например, санкции ст. ст. 10.1-10.5 КоАП).
Следовало бы уточнить редакцию частей ст.10.8 и сбалансировать установленную в них ответственность, что исключило бы возможность толкования ч. 3 таким образом, что за проезд по посевам на транспорте наступает меньшая ответственность, чем хождение людей по посевам.

Содержание работы

ГЛАВА 1.1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
ГЛАВА 2. НАРУШЕНИЯ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
2.1.Нарушение права государственной собственности на недра.
2.2. Нарушение права государственной собственности на воды.
2.3.Нарушение права государственной собственности на леса.
2.4.Нарушение права государственной собственности на животный мир.
ГЛАВА 3. МЕЛКОЕ ХИЩЕНИЕ
ГЛАВА 4. ИНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
4.1.Присвоение найденного имущества.
4.2.Причинение имущественного ущерба
4.3.Уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений
4.4. Умышленные уничтожение либо повреждение имущества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсач).docx

— 79.27 Кб (Скачать файл)

 

При невозможности изъятия незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира либо невозможности реализации изъятой незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира или экономической нецелесообразности реализации такой продукции взыскивается ее стоимость в порядке, установленном законодательными актами.

 

Порядок определения стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

 

Вред, причиненный объектам животного мира и (или) среде их обитания в результате нарушения законодательства об охране и использовании животного мира, подлежит возмещению лицом, его причинившим, в размере, определенном по таксам, установленным Президентом Республики Беларусь.

 

Споры, связанные с охраной и использованием животного мира, разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

 

Таким образом, объектом правонарушения являются общественные отношения, урегулированные законодательством с целью обеспечения права государственной собственности на животный мир.

 

Объективная сторона правонарушения выражается в деянии в форме: 1) самовольного пользования объектами животного мира; 2) переуступки права пользования объектами животного мира; 3) совершения других сделок, нарушающих право государственной собственности на животный мир.

 

Субъектом правонарушения являются физические лица, в том числе предприниматели, и юридические лица.

 

Субъективная сторона характеризуется умыслом.

 

ГЛАВА 3. МЕЛКОЕ ХИЩЕНИЕ

 

В соответствии с ч.1 ст. 10.5 мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, а равно покушение на такое хищение влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест. Согласно ч.2 указанной статьи те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

 

При этом в примечании к ст.10.5 КоАП оговорено, что под мелким хищением следует понимать хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь или СССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.

 

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 мая 2004 г. «О государственных наградах Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями [1] в систему государственных наград Республики Беларусь входят: звание "Герой Беларуси"; ордена Республики Беларусь; медали Республики Беларусь; почетные звания Республики Беларусь. Государственные награды Республики Беларусь представляют собой высшую форму поощрения граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства в соответствии с настоящим Законом, признания их вклада в защиту и укрепление государства и демократического общества, единства народа, приумножение экономического, интеллектуального и духовного потенциала страны, а также заслуг в общественной, гуманитарной, благотворительной и иных видах деятельности перед государством и народом. Поэтому законодательством, в том числе и уголовным, предусматривается ответственность за посягательство на них.

 

Определение хищения, даваемого в Уголовном кодексе, приемлемо и для соответствующего административного правонарушения. С той лишь разницей, что оно является «мелким», т. е. речь идет о размере похищенного.

 

Под хищением понимается умышленное противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом или правом на имущество с корыстной целью посредством совершения соответствующих деяний, запрещенных законом.

 

Таким образом, можно отметить: 1) направленность посягательства –чужое имущество; 2) имеет место безвозмездное им завладение (здесь следует иметь в виду отсутствие эквивалентного возмещения стоимости имущества); 3) завладение имуществом осуществляется в соответствующих формах—кража, мошенничество, злоупотребление служебными полномочиями, присвоение или растрата, а равно покушение на такое хищение. Грабеж (открытое похищение имущества), разбой (завладение имуществом с применением насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо угрозой применения такого насилия), вымогательство, хищение путем использования компьютерной техники не подпадают под действие ст.10.5 КоАП, даже если размер похищенного будет составлять до двух или десяти базовых величин; 4) цель данного правонарушения – корысть, при ее отсутствии деяние должно квалифицироваться по иным статьям КоАП, а возможно и УК. Например, незаконное изъятие имущества с целью его уничтожения может быть расценено как самоуправство; 5) важным критерием отнесения хищения к мелкому является стоимость похищенного (не более двух и десяти базовых величин), количество похищенного, его вес, объем и т. п. значения не имеют для отграничения административного правонарушения (мелкое хищение) от преступления.

 

Для хищения характерно причинение имущественного ущерба. Здесь не учитывается упущенная выгода (неполученные доходы).

 

Совет Министров Республики Беларусь 13 января 2003 г. принял постановление № 22 «О размере вреда причиненного государственному имуществу» [2].

 

Постановлением установлено, что вред, причиненный государственному имуществу (включая денежные средства) в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей, с 1 апреля 2003 г. подлежит возмещению в размере, определенном законодательством, с увеличением его на последний официально опубликованный Национальным статистическим комитетом индекс потребительских цен на день вынесения контролирующими органами решения о его возмещении, за исключением денежных средств, увеличение размера процентов по которым определяется учетной ставкой Национального банка на день исполнения обязательства или его части.

 

Постановлением Правительства было поручено Министерству финансов совместно с Министерством экономики в 3-месячный срок разработать и утвердить порядок определения размера причиненного государственному имуществу (включая денежные средства) вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц.

 

Министерство финансов Республики Беларусь и Министерство экономики Республики Беларусь 24 марта 2003 г. постановлением № 39/69 утвердили Инструкцию о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических

  лиц [3].

 

Согласно Инструкции вред, причиненный государственному имуществу, выражается в фактической стоимости похищенного, поврежденного (испорченного), недостающего, уничтоженного имущества (далее - утраченное имущество), либо в сумме, составляющей разницу между стоимостью государственного имущества до и после его повреждения, либо в стоимости восстановления (ремонта, необходимого комплектования и т. п.) поврежденной вещи в пределах возмещения реального вреда, определяемого в соответствии с Инструкцией.

 

В случае незаконного пользования денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения вред подлежит возмещению в размере указанных денежных средств и процентов, начисленных на сумму этих средств.

 

Размер процентов определяется исходя из ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь и применяется с даты совершения вреда и по дату его обнаружения. Датой обнаружения вреда считается дата составления акта проверки (ревизии).

 

В случае, если вред, причиненный организации незаконным пользованием ее денежными средствами, частично возмещен лицом, его причинившим, проценты, начисленные на сумму этих средств, исчисляются исходя из ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшей на дату составления акта проверки (ревизии), в зависимости от количества дней, в течение которых лицо, причинившее вред, обязано было его возместить. Размер вреда определяется:

 

- осуществляющими ведомственный  контроль республиканскими органами  государственного управления, иными  государственными организациями, подчиненными  Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными  органами, в ведении (подчинении) которых  находятся или в состав которых  входят организации;

 

- иными контролирующими органами, уполномоченными в соответствии  с актами законодательства осуществлять  проверки (ревизии) финансово-хозяйственной  деятельности организаций;

 

- государственными юридическими  лицами, имуществу которых причинен  вред.

 

Размер вреда определяется при выявлении в ходе проверок (ревизий) следующих фактов:

 

- хищения, повреждения (порчи), недостачи, умышленного уничтожения и утраты  государственного имущества;

 

- необоснованного временного использования  денежных средств вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного их получения или сбережения в установленные законодательством или договором сроки;

 

- необеспечения взимания арендной  платы за сданные организацией  в аренду, в том числе без  заключения договора аренды, земельные  участки, водные объекты, природные  ресурсы, общественные, административные, переоборудованные производственные  здания, помещения и сооружения, оборудование, транспортные средства, а также производственные здания, сооружения и помещения, находящиеся  в государственной собственности;

 

- неуплаты организации арендаторами  или иными пользователями коммунальных  и других видов услуг в случаях, если такая уплата предусмотрена  договором аренды либо законодательством;

 

- хищения, недостачи, расходования с  нарушением законодательства и  излишней выплаты денежных средств (в том числе иностранной валюты);

 

- хищения или недостачи всех  видов билетов, талонов, абонементов  и других документов, предназначенных  для расчетов за услуги;

 

- хищения или иной недостачи  ценных бумаг;

 

- хищения, недостачи, умышленного уничтожения  или порчи товарно-материальных  ценностей, полученных государственным  юридическим лицом в порядке  иностранной безвозмездной помощи;

 

- отчуждения государственного имущества  ниже стоимости, определенной в  соответствии с законодательством.

 

Согласно Инструкции определение размера причиненного государственному имуществу вреда осуществляется следующим образом:

 

1. если утраченное государственное  имущество относится по установленной  законодательством классификации  к основным средствам:

 

- по первоначальной (восстановительной) стоимости в соответствии с  правилами переоценки стоимости  основных средств на дату составления  акта проверки (ревизии) о взыскании  вреда за вычетом фактически  произведенных амортизационных  отчислений по данному имуществу;

 

- в размере 10% от первоначальной  стоимости с учетом проведенных  переоценок и корректировки на  коэффициент изменения стоимости  на дату составления акта проверки (ревизии), но не ниже ликвидационной  стоимости в случае 100%-го начисления амортизационных отчислений;

 

2. если утраченное государственное  имущество относится к сырью, материалам и другому аналогичному  имуществу (товарно-материальным ценностям):

 

- по стоимости приобретенного  организацией имущества, идентичного  утраченному, на дату составления акта проверки (ревизии);

 

- при отсутствии у организации  указанного имущества или если  стоимость имущества, идентичного  утраченному, меньше цен, сложившихся на товарном рынке Республики Беларусь, - исходя из сформированных иными продавцами цен на имущество, идентичное утраченному организацией, на дату составления акта проверки (ревизии), если иное не установлено законодательством;

 

- при отсутствии вышеперечисленного  имущества – исходя из сформированных  иными продавцами цен на имущество, аналогичное утраченному организацией;

 

В этих случаях определение размера возмещения вреда осуществляется комиссией по инвентаризации, образуемой организацией (далее - комиссия), в соответствии с законодательством.

 

Комиссия осуществляет определение идентичности или аналогичности имущества, выбор обоснованного значения цены с использованием информации о ценах на имущество из средств массовой информации, прейскурантов, бюллетеней, каталогов, иных периодических и (или) официальных изданий, а также с использованием сведений о стоимости производства аналогичных видов имущества от организаций-изготовителей (с учетом расходов по приобретению, доставке, монтажу и установке) и сведений об уровне цен, поступивших от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на аналогичное или идентичное имущество;

Информация о работе Административные правонарушения за нарушения права собственности