Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:54, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении теории и практики административной деятельности органов исполнительной власти по реализации своих надзорных полномочий, формулированию на этой основе существующих проблем, связанных с правовыми и организационными вопросами надзорной деятельности, их анализе.
Задачи курсовой работы:
• раскрыть сущность и значение административно-надзорной деятельности как самостоятельного вида государственной деятельности органов исполнительной власти;
• исследовать содержание и формы административного надзора в Российской Федерации;
Введение.
Глава 1. Сущность административного надзора.
1.1. Административный надзор как вид государственной деятельности
органов исполнительной власти.
1.2. Административный надзор: понятие, характерные черты,
особенности осуществления.
Глава 2. Виды административного надзора.
2.1. Санитарно-эпидемиологический надзор.
2.2. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
2.3. Надзор в области пожарной безопасности.
Заключение.
Библиографический список.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Глава 1. Сущность административного надзора.
1.1. Административный надзор как вид государственной деятельности
органов исполнительной власти.
1.2. Административный надзор: понятие, характерные черты,
особенности осуществления.
Глава 2. Виды административного надзора.
2.1. Санитарно-эпидемиологический надзор.
2.2. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
2.3. Надзор в области пожарной безопасности.
Заключение.
Библиографический список.
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы в
социально-политической и экономической
жизни страны произошли большие
изменения. Принят ряд законов и
других нормативно-правовых актов, изменивших
компетенцию органов
Административный надзор
является важнейшим способом обеспечения
безопасности в российском государстве,
правовым механизмом защиты конституционных
прав и свобод граждан, соблюдения законных
интересов юридических лиц, необходимой
формой публичного управления и функцией
государственных органов
В настоящее время в
России на различных предприятиях и
производствах эксплуатируется
до 70 % изношенного оборудования, которое
морально и физически устарело и
не соответствует требованиям
Проводимые исследования показывают, что более 90 % граждан Российской Федерации считают необходимым усилить меры государственного контроля и надзора в различных сферах жизнедеятельности. Данное обстоятельство указывает на потребность общества в подобной деятельности государства.
Актуальность темы курсовой работы определяется прежде всего тем, что необходимость проведения активной работы по формированию правовой базы нового Российского государства в настоящее время все более очевидна.
В качестве предмета курсовой
работы выступают правовые и организационные
вопросы административного
Цель курсовой работы состоит в изучении теории и практики административной деятельности органов исполнительной власти по реализации своих надзорных полномочий, формулированию на этой основе существующих проблем, связанных с правовыми и организационными вопросами надзорной деятельности, их анализе.
Задачи курсовой работы:
• раскрыть сущность и значение
административно-надзорной
• исследовать содержание и формы административного надзора в Российской Федерации;
• дать характеристику субъектам
административно-надзорной
• определить основные элементы организации административного надзора;
Несмотря на многообразие объектов надзора, характерные направления административной деятельности органов исполнительной власти, правовая база и организационные формы надзорной деятельности являются во многом сходными. Соответственно, правовые и организационные проблемы для них будут общими.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА
1.1. Административный надзор как вид государственной деятельности органов исполнительной власти.
В современных социально-
Органично вписываясь в систему способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, административный надзор как юридическое явление представляет собой самостоятельный институт административного права Российской Федерации.
Наибольший интерес вызывают
взгляды ученых-
На протяжении довольно длительного времени научный спор между учеными идет вокруг понятий контроля и надзора в государственном управлении.
В научном и практическом обиходе термины «контроль» и «надзор» употребляются для обозначения сходных, а зачастую и не сходных управленческих и иных действий, осуществляемых государственными или негосударственными органами.
Термин «надзор» употребляется для обозначения прокурорской деятельности, судебной деятельности, в том числе и Конституционного Суда, определенных видов административной деятельности милиции (надзора за безопасностью дорожного движения, административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы), деятельности специальных органов исполнительной власти (надзор государственных инспекций), деятельности профсоюзов (надзор за соблюдением законодательства о труде), и т.д.
Каково же соотношение понятий «контроля» и «надзора»? Если обратиться к филологическому толкованию данных терминов, то выясняется: «контроль» - учет, проверка счетов, отчетности; «надзор» - деятельность по присмотру, наблюдению. «Контроль» -наблюдение, надсмотр за чем-либо с целью проверки; «надзор» -деятельность по наблюдению, присмотру, сопряженная с ответственностью за ее ведение.2 «Контроль» - проверка деятельности кого-либо, чего-либо, наблюдение с целью проверки; «надзор» - наблюдение с целью присмотра, проверки.3 Налицо, следовательно, смысловое совпадение: и в том, и в другом случае - наблюдение за чем-либо. Может быть эти термины действительно синонимы?
Положительный ответ на этот вопрос, казалось бы, можно найти в тексте ряда нормативных актов, где термины «контроль» и «надзор» употребляются в одном значении, что особенно заметно при анализе организационно - правового статуса государственных инспекций.
Так, в Законе РФ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»4 в главе 5, которая называется «Государственное регулирование в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения», одним из направлений Госсанэпиднадзора названо: «... осуществление контроля за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор». В Законе РФ «О стандартизации»5 раздел 3 называется «Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов», а в тексте статей этого раздела разграничения понятий «контроля» и «надзора» нет.
Аналогичное совмещение понятий «надзора» и «контроля» характерно для большинства нормативных актов. Однако, юридическая наука с ее выводами, требующими точности употребления различных терминов, не дает оснований для положительного ответа на поставленный вопрос. И хотя научные выводы не всегда последовательно используются в процессе подготовки нормативных актов, думается, есть необходимые основания для того, чтобы провести грань между контрольной и надзорной деятельностью.
Если рассматривать
Небезосновательно В.Е.Чиркин,
основываясь на данных сравнительного
анализа конституционных
Общий характер контрольно-надзорной деятельности обусловлен прежде всего наличием для любого вида государственной деятельности управленческих аспектов.
И если для реализации исполнительной власти управленческий аспект преобладающий, он является целью этой реализации (не случайно до недавнего времени для обозначения этого процесса использовался термин «государственное управление»), то достижение реализации законодательной и судебной властей - законотворчество и отправление правосудия, также невозможно без управления. Другими словами, управленческая деятельность есть общая функция для всех ветвей власти, и соответственно, контрольно-надзорная деятельность, являясь частью управленческой деятельности, также является для них общей.
Что же собой представляет
контрольно-надзорная
Существующая обширная научная
литература определяет сущность и значение
контрольно-надзорной
Как представляется, во всех
этих характеристиках нет
Процесс управления как определенное целенаправленное воздействие в целях упорядочения соответствующей системы, носит циклический характер и состоит из целого ряда постоянно сменяющих друг друга стадий: определение целей и принятие решений; организация исполнения решений; контроль за исполнением этих решений.7 Таким образом, если рассматривать контрольно-надзорную деятельность применительно к каждому принятому решению, то ее можно определить как стадию управленческого цикла.
Если не связывать контрольно-
Административный надзор, являясь имманентным в целом государственному управлению, функционируя в этой системе, пронизывает практически весь процесс государственного управления. Именно поэтому для раскрытия его содержания необходимо обращение к понятиям более общего характера: государственное управление, его функции, межотраслевое управление и другим.
Однако прежде всего следует рассмотреть общее понятие административного надзора как самостоятельной формы правовой деятельности.
Итак, в правовом и организационном отношении понятия «контроль» и «надзор» являются близкими, но не тождественными категориями. Контроль, отражая в первую очередь управленческий, организационный аспект функционирования органов государственной власти, является интегрирующей, универсальной организационно-правовой категорией, объединяющей различные виды и формы проверочной деятельности, а также различные формы государственного реагирования на выявленные нарушения. В силу этого контроль охватывает как проверку законности тех или иных действий и решений должностных лиц, так и их целесообразность.
Надзор же, также являясь
формой проверочной деятельности и
отражая государственно-
Органы надзора осуществляют
свои функции и полномочия в отношении
тех объектов, которые им организационно
не подчинены; органы контроля - в основном
в отношении организационно подчиненных
объектов, однако действующее законодательство
предусматривает и
1.2 Административный
надзор: понятие, характерные черты, особенности
осуществления.
Административный надзор - это носящая систематический характер и обеспеченная мерами административного принуждения разновидность межотраслевой государственно-правовой деятельности контрольного характера, осуществляемая специальными (организационно обособленными) субъектами исполнительной власти в отношении неподчиненных им органов, организаций, учреждений, предприятий, должностных лиц и граждан по поводу соблюдения ими специальных правовых норм и общеобязательных правил в интересах обеспечения законности и правопорядка, соблюдения законных прав и интересов личности, общества, государства.
Информация о работе Административный надзор в Российской Федерации