Административный надзор в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении теории и практики административной деятельности органов исполнительной власти по реализации своих надзорных полномочий, формулированию на этой основе существующих проблем, связанных с правовыми и организационными вопросами надзорной деятельности, их анализе.
Задачи курсовой работы:
• раскрыть сущность и значение административно-надзорной деятельности как самостоятельного вида государственной деятельности органов исполнительной власти;
• исследовать содержание и формы административного надзора в Российской Федерации;

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Сущность административного надзора.
1.1. Административный надзор как вид государственной деятельности
органов исполнительной власти.
1.2. Административный надзор: понятие, характерные черты,
особенности осуществления.
Глава 2. Виды административного надзора.
2.1. Санитарно-эпидемиологический надзор.
2.2. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
2.3. Надзор в области пожарной безопасности.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Административный надзор в Российской Федерации.docx

— 72.35 Кб (Скачать файл)

Известно, что КоАП РФ регламентирует только административную ответственность граждан и должностных лиц. Чтобы раскрыть полномочия субъектов административного надзора, связанные с применением административных взысканий к организациям, необходимо обратиться к текущему законодательству и многим иным некодифицированным правовым актам.

Так, на организации может  быть наложен штраф в сумме  сокрытого или заниженного дохода (прибыли), а при повторном нарушении  – штраф в двухкратном размере этой суммы.12 У организаций может быть аннулирована лицензия на право ведения разрешенной деятельности в случае нарушения условий ее действия. А такая принудительная мера есть не что иное, как разновидность лишения прав.

По инициативе органов  административного надзора решаются вопросы о применении такой административной санкции, как ликвидация (прекращение  деятельности) организаций.

Таким образом, можно сделать  вывод, что административный надзор – надведомственный контроль исполнительной власти за соблюдением коллективными и индивидуальными субъектами правовых норм. С одной стороны, – это часть управленческого контроля, особый вид исполнительно-распорядительной деятельности. Если же подойти к нему с позиций обеспечения законности, – это одно из средств охраны такого режима, разновидность государственного надзора, который включает в себя еще и прокурорский, судебный, конституционный.

Cубъекты административного надзора обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий, выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной и принять меры для устранения обнаруженных отклонений, и лишь потом, необходимо выявить виноватых и решать вопросы об их ответственности.

В настоящее время можно  с полной ответственностью расставить по этапам деятельность субъектов административного  надзора:

  1. Прогноз, предупреждение, пресечение, и все это делается для того, чтобы не допустить наступление вреда.
  2. Применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.

Субъекты административного  надзора испытывают разнообразные  формы неправовой управленческой деятельностью для достижения поставленных перед ними целей. Субъекты административного надзора наделяются полномочиями требовать представления справок, отсчетов и иных документов; брать объяснения у должностных лиц и граждан; проводить проверки, досмотры, обследования на местах; направлять материалы специалистам, требовать проведения экспертиз, обследований, инвентаризаций.

Надзорная деятельность включает в себя предварительный, текущий  и последующий контроль. На предварительном  этапе протекает процесс регистрации, заключения различных соглашений по проектам строительства, аренды зданий, кооперативов и т. п. Субъекты административного надзора пресекают противоправные действия, выявляют их причины, устанавливают виновных, применяют административные санкции, ставят перед компетентными органами вопросы о привлечении виновных к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО  НАДЗОРА

 

2.1. Санитарно-эпидемиологический  надзор.

         Санитарные правила и гигиенические нормативы устанавливают критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Они определяют поведение индивидуальных и коллективных субъектов по обеспечению благоприятного для жизни и здоровья людей состояния окружающей среды. Они направлены на предупреждение распространения и ликвидацию инфекционных, иных массовых заболеваний и отравлений.

Санитарные правила являются общеобязательными, их должны соблюдать  все организации, все граждане. Специализированный надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил осуществляется общефедеральной  службой — Государственного санитарно-эпидемиологического  надзора. Основной документ, регулирующий ее деятельность, — Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. Нормы, регулирующие санитарно-эпидемиологический надзор, содержатся во многих других актах: федеральных (ТК РФ, законы об охране окружающей среды, о чрезвычайных ситуациях и др.), субъектов Федерации и муниципальных органов.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба входит в систему Минздрава России. Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, районам и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти.13 Центры госсаннадзора отнесены к федеральным органам, они подчиняются по вертикали вышестоящим звеньям этой службы.

В систему Госсаннадзора, кроме того, входят разнообразные санитарно-профилактические учреждения (лаборатории, дезинфекционные станции, дома санитарного просвещения и др.), научно-исследовательские и иные организации.

Наряду с общегосударственной  системой — Госсаннадзором, который контролирует деятельность всех граждан, а также всех организаций, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, существуют ведомственные санитарные службы. Они созданы в министерствах обороны, внутренних дел, путей сообщения, в Федеральной службе безопасности и в ряде других федеральных ведомств.

В деятельности Госсаннадзора можно выделить следующие направления.

Во-первых, Госсанэпиднадзор осуществляет нормативное регулирование, обеспечивает создание системы санитарно-эпидемиологического  нормирования, организует разработку федеральных санитарных правил и  гигиенических нормативов, утверждает и издает их, разрабатывает формы  государственной и ведомственной  статистической отчетности о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выполнении гигиенических  и противоэпидемических мероприятий.

Во-вторых, огромна по разнообразию и объему предупредительная работа. Организационно-массовая работа —  это санитарная пропаганда, санитарное воспитание, обучение, учет и анализ санитарных нарушений. Органы Госсаннадзора координируют работу ведомственных санитарных служб, разрабатывают и вносят в соответствующие организации предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства, по разработке программ социального и экологического развития, охраны здоровья, окружающей среды, улучшения условий труда. Они выявляют причины возникновения и распространения инфекционных, профессиональных, иных массовых заболеваний и отравлений, а затем разрабатывают и осуществляют необходимые мероприятия.

Санитарные учреждения осуществляют ряд медицинских анализов, обеззараживание  помещений, участвуют в разработке программ повышения санитарно-эпидемиологического  благополучия и т. д.

Они могут принимать решения  о:

•  временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы;

•   проведении лабораторного обследования  и медицинского наблюдения за гражданами, контактировавшими с больными инфекционными заболеваниями;

• обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих;

• проведении дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;

• проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям.

В-третьих, в работе Госсаннадзора большое место занимает предварительный контроль. Прежде всего, это санитарные анализы, экспертизы проектов строительства сооружений, выпуска пищевой и иной продукции, пригодности помещений, территории для определенной деятельности. Без заключения о соответствии санитарным правилам нельзя выпускать многие виды продукции, строить большинство сооружений, начинать работу детских и образовательных учреждений.

Разработка и постановка на производство тары, посуды и упаковочных  материалов, применение пищевых добавок  и других веществ разрешаются  только на основании гигиенической  оценки их соответствия санитарным требованиям  и заключения санитарно-эпидемиологической службы.

Законом установлено, что  в целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения  заболеваний работники предприятий  и организаций должны проходить  медицинские осмотры как при  приеме на работу, так и впоследствии.

В-четвертых, если быть точным, то регулярные санитарные обследования работников торговли, пищевых предприятий  — это уже текущий контроль, следующий вид деятельности службы Госсаннадзора.

          Санитарные проверки многих организаций осуществляются регулярно.

Для получения необходимой  информации должностные лица Государственной  санитарно-эпидемиологической службы вправе беспрепятственно посещать и  проводить обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан; получать от организаций и граждан  сведения и документы, необходимые  для выполнения возложенных на них  задач; изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической  экспертизы.

В-пятых, санитарная служба России пресекает нарушения санитарных правил.

С целью пресечения санитарных нарушений организациям и гражданам  могут быть сделаны предписания  о проведении гигиенических и  противоэпидемических мероприятий  и устранении санитарных нарушений. Госсаннадзором широко используется право приостанавливать впредь до устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения — прекращать:

• работы по проектированию и строительству, а также введение в эксплуатацию завершенных строительством, реконструированных объектов;

•   эксплуатацию действующих предприятий, отдельных производственных цехов, участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ и производственной деятельности;

• производство, хранение, транспортировку и реализацию продовольственного сырья и пищевых продуктов, использование воды для питьевых и культурно-оздоровительных целей.

В-шестых, органы Госсаннадзора вправе привлекать виновных в нарушении санитарных правил к ответственности. Компетентные должностные лица могут составлять протоколы об административных правонарушениях, совершать процессуальные действия, необходимые для административного расследования.

За совершение санитарных правонарушений к юридическим лицам  и гражданам могут быть применены  административные взыскания в виде предупреждения и штрафа.

Главные санитарные врачи  вправе направлять в компетентные органы, компетентным должностным лицам  материалы о санитарных нарушениях и ставить вопросы о привлечении  виновных к дисциплинарной ответственности. Они могут также предъявлять  требования о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан, и расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при  возникновении массовых заболеваний  и отравлений людей.

 

 

2.2. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.

Автомобилизация — важная, полезная часть прогресса. Но этот процесс имеет ряд негативных последствий. И самый существенный из них — аварии на дорогах. Ежегодно на дорогах России погибают десятки тысяч людей. Если к этому добавить большое число лиц, получивших ранения, огромные материальные потери, то станет очевидной актуальность проблемы безопасности дорожного движения.

Ею занимаются многие государственные  и муниципальные органы. Для ее решения в 1936 г. была создана Государственная  автомобильная инспекция, которая  в 1998 г. была переименована в Государственную  инспекцию безопасности дорожного  движения (ГИБДД). Ее основной задачей  является защита жизни и здоровья людей, имущества, интересов граждан  и организаций путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.14

Правовую основу деятельности ГИБДД образуют закон                        «О безопасности дорожного движения», КоАП РФ, утвержденное указом Президента Российской Федерации Положение о ГИБДД и многие другие акты.

Информация о работе Административный надзор в Российской Федерации