Административный надзор в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении теории и практики административной деятельности органов исполнительной власти по реализации своих надзорных полномочий, формулированию на этой основе существующих проблем, связанных с правовыми и организационными вопросами надзорной деятельности, их анализе.
Задачи курсовой работы:
• раскрыть сущность и значение административно-надзорной деятельности как самостоятельного вида государственной деятельности органов исполнительной власти;
• исследовать содержание и формы административного надзора в Российской Федерации;

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Сущность административного надзора.
1.1. Административный надзор как вид государственной деятельности
органов исполнительной власти.
1.2. Административный надзор: понятие, характерные черты,
особенности осуществления.
Глава 2. Виды административного надзора.
2.1. Санитарно-эпидемиологический надзор.
2.2. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
2.3. Надзор в области пожарной безопасности.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Административный надзор в Российской Федерации.docx

— 72.35 Кб (Скачать файл)

ГИБДД — составная часть  МВД РФ, внутриведомственное структурное  подразделение МВД. В систему  ГИБДД входят ее органы и территориальные, строевые и иные специализированные подразделения, научно-исследовательские учреждения. Федеральный орган инспекции — Главное управление ГИБДД — самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД РФ. Территориальные органы инспекции — управления, отделы ГИБДД — структурные подразделения министерств, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Федерации. Подразделения ГИБДД в городах, районах — отделы, отделения ГИБДД—структурные подразделения соответствующих ГОВД, РОВД.

Все территориальные органы и подразделения ГИБДД находятся  в двойном подчинении. Линейно  они подчинены соответствующему органу внутренних дел, а функционально — вышестоящему органу ГИБДД. Министр, начальник органа внутренних дел назначает руководителя соответствующего звена ГИБДД и его заместителей, решает вопросы об организации работы сотрудников ГИБДД, их продвижении и др. А вышестоящий орган ГИБДД осуществляет руководство нижестоящими звеньями инспекции лишь по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

Деятельность ГИБДД направлена на:

• обеспечение качества дорог (автомобильных дорог и улиц). Она участвует в их проектировании, приемке в эксплуатацию, обустройстве, контролирует их состояние и т. д.;

•   обеспечение качества транспортных средств: их регистрацию, технические осмотры, проверку их состояния на дорогах и т. д.;

•  обеспечение надлежащего поведения основных участников дорожного движения — водителей. Допуск их к управлению транспортными средствами, проверку их состояния, применение к ним мер принуждения и т. д.;

• воспитание иных участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, возчиков). Этим лицам разъясняются их права и обязанности. ГИБДД контролирует выполнение обязанностей, налагает взыскания на тех, кто их нарушил.

В деятельности ГИБДД имеются  все элементы, характерные для административного надзора:

Во-первых, правотворческий: участие в разработке законов, постановлений  Правительства, приказов МВД, иных правовых актов (федеральных, региональных, муниципальных), связанных с безопасностью дорожного движения, и внесение предложений по их совершенствованию.

Во-вторых, с целью предупреждения нарушений ГИБДД осуществляет:

• разъяснение законодательства о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных зданий, проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействие соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасности поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения;

• разработку мероприятий по повышению безопасности дорожного движения;

• выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;

• функции государственного заказчика по разработке и изготовлению технических средств контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также иных технических средств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышению безопасности движения.

В-третьих, ГИБДД осуществляет предварительный контроль:

1)  за соблюдением требований:

• к проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;

• к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов,  а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;

•  к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;

2)  путем принятия квалификационных  экзаменов на получение права  управления автомототранспортными  средствами: трамваями и троллейбусами,  выдачи водительских удостоверений;

3)  производя регистрацию  и учет автомототранспортных  средств и прицепов к ним,  выдачу документов и государственных  регистрационных знаков на зарегистрированные  автомототранспортные средства  и прицепы к ним;

4) в ходе государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним.

В-четвертых, ГИБДД большое  внимание уделяет текущему контролю, ее сотрудники наблюдают за соблюдением  правил всеми участниками дорожного  движения. При этом они вправе:

• останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;

• использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, контроля за техническим состоянием транспортных средств и дорог.

В-пятых, сотрудники ГИБДД  решительно пресекают неправомерные  действия. Законодатель позволяет им использовать большой арсенал пресекательных средств. Среди надзорных служб страны ни одна не обладает столь широкими полномочиями по пресечению нарушений и наказанию виновных. Это обусловлено и значением безопасности дорожного движения, и тем, что сотрудники ГИБДД служат в милиции и наделены соответствующими правами. Они вправе:

•  давать предписания об устранении нарушений;

• приостанавливать проведение на дорогах работ, осуществляемых с нарушением требований правовых актов;

•  запрещать при несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам;

• запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств, прицепов, тракторов и других самоходных машин, троллейбусов и трамваев при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами, а также эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения;

•  изымать документы на право управления транспортными средствами и на провозимый груз;

•   отстранять от управления, доставлять лиц, управляющих транспортными средствами, в медицинские учреждения для освидетельствования;

•  осуществлять административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов;

• осуществлять задержание транспортных средств с помещением их в специально отведенные места до устранения причин задержания. Как сотрудники милиции, сотрудники ГИБДД применяют специальные меры пресечения: физическую силу, дубинки, наручники, огнестрельное оружие и др.

В-шестых, ежегодно ГИБДД привлекает к административной ответственности миллионы граждан.  Сотрудники ГИБДД вправе применять ко всем участникам дорожного движения такие взыскания, как предупреждение, штраф, а к водителям — еще и лишение прав на управление транспортными средствами.

Поскольку ГИБДД является составной частью милиции, помимо выполнения общих для любого административного  надзора видов деятельности, она  осуществляет и специфическую —  милицейскую деятельность. Это, например:

•   сопровождение транспортных средств с ценными грузами, детьми и др.;

•    регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;

• проведение работ по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств;

• осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортного происшествия, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказании им доврачебной медицинской помощи, транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;

• проведение дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств.

         2.3. Надзор в области пожарной безопасности.

Государственный пожарный надзор осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий.

 Основной задачей государственного  пожарного надзора является защита  жизни и здоровья граждан, их  имущества, государственного и  муниципального имущества, а также  имущества организаций от пожаров  и ограничение их последствий.15

К органам государственного пожарного надзора относятся:

1) структурное подразделение  центрального аппарата Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

2) управления государственного  пожарного надзора территориальных  органов Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

3) управления (отделы, отделения)  государственного пожарного надзора  территориальных органов Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);

4) отделы (отделения, инспекции,  группы) государственного пожарного  надзора подразделений федеральной  противопожарной службы, созданных  в

целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях.

 Органы государственного  пожарного надзора в рамках  своей компетенции:

1) организуют и осуществляют  надзор за соблюдением требований  пожарной безопасности федеральными  органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;

2) проводят в соответствии  с законодательством РФ дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

3) ведут в установленном  порядке производство по делам  об административных правонарушениях  в области пожарной безопасности;

4) осуществляют официальный  статистический учет и ведение  государственной статистической  отчетности по пожарам и их  последствиям;

5) определяют должностных  лиц органов государственного  пожарного надзора для проведения  мероприятий по контролю и  для включения в состав комиссий  по выбору площадок (трасс) строительства,  а также комиссий по приемке  завершенных строительством (реконструкцией) объектов;

6) осуществляют взаимодействие  с федеральными органами исполнительной  власти, в том числе с органами  государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

7) рассматривают обращения  и жалобы граждан и организаций  по вопросам обеспечения пожарной  безопасности.

Государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право:

1) осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными

лицами и гражданами;

2) проводить обследования  и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других  объектов, в том числе в нерабочее  время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

3) требовать представления  документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся  к предмету проверки;

4) входить беспрепятственно  в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и угрозу безопасности людей;

5) давать руководителям  юридических лиц и индивидуальным  предпринимателям, должностным лицам  и гражданам обязательные для  исполнения предписания по устранению  нарушений требований пожарной  безопасности;

6) проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские  работы, выборочные проверки для  определения соответствия разрабатываемой  ими проектной и проектно-сметной  документации требованиям пожарной  безопасности;

7) приостанавливать в  порядке, установленном законодательством РФ, полностью или частично работу производственных участков, агрегатов, эксплуатацию помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей, если это не влечет за собой прекращения функционирования здания (сооружения) или производства в целом;

Информация о работе Административный надзор в Российской Федерации