В-третьих, основное свойство
процесса заключается в том, что это не
любая деятельность, а исключительно юридическая.
Следовательно, имеются основания рассматривать
конкретный вид процесса как правовое
выражение данной формы деятельности
государства.
Правовая природа процесса
(гражданского, уголовного и административного)
выражается, прежде всего, в его социальном
назначении, в том, чтобы обеспечить реализацию
материальных норм различных отраслей
права. Каждый вид процесса представляет
собой порядок последовательно осуществляемых
действий, имеющих своей целью практическое
претворение в жизнь норм материального
права.
Однако одной юридической цели
ещё не достаточно для полной характеристики
правовой природы процесса. Поскольку
любой вид процесса предназначен для реализации
социальных правил, установленных государством,
- материальных правовых норм, постольку
он может быть только юридическим порядком,
ибо иначе реализовать правовую норму
не возможно. Не трудно заметить, что сам
процессуальный порядок деятельности
устанавливается и регулируется при помощи
специальных юридических правил - процессуальных
норм право - гражданско-процессуальных,
уголовно-процессуальных и административно-процессуальных.
В-четвертых, принципиальное
значение имеет и то, что все разновидности
процесса представляют собой юридически
результативную деятельность, посредством
которой только и может быть, достигнут,
требуемый в ходе разрешения индивидуально-конкретных
дел, юридический результат.
Таким образом, административный
процесс следует рассматривать как порядок
разрешения индивидуально-конкретных
дел в сфере государственного управления
исполнительно-распорядительными органами
(а в предусмотренных законом случаях
и другими субъектами), как деятельность,
в ходе осуществления которой возникают
общественные отношения, регулируемые
нормами административно-процессуального
права.
Характерные черты административного
процесса состоят в следующем:
- административный процесс связан
с государственным управлением в узком смысле. Однако в содержание административного процесса включается
не вся управленческая деятельность исполнительно-распорядительных органов государственной власти,
а лишь её чисто юридические виды, реализуемые
в правовых форма;
- административный процесс связан
с материальным административным правом. Эта
связь выражается в том, что в ходе реализации
задач административного процесса, происходит разрешение
индивидуально конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления. Решить индивидуально
конкретное дело - значит применить соответствующую
норму материального права к данному случаю,
возможность возникновения которого предусматривается
этой нормой. Применение норм административного права - очень
многообразная и обширная деятельность исполнительно-распорядительных
органов государственной власти
и некоторых иных полномочных органов. Она охватывает
все категории индивидуально конкретных дел, которые
входят в компетенцию названных органов,
независимо от их отраслевой принадлежности. Иными словами,
административный процесс осуществляется там, где
у компетентного органа государственного управления
возникает необходимость решить индивидуальное
дело, урегулировать конкретное отношение управленческого
характера, получить юридический результат. Следовательно, административный процесс одновременно является выражением управленческой деятельности органов государственной
власти и формой реализации норм административного права.
- применение норм административного
права осуществляется в порядке, урегулированном
нормами административного права. В соответствии
с этими нормами органы государственного управления
разрешают подведомственные им дела. Например,
административно-процессуальные нормы регулируют
порядок рассмотрения предложений, заявлений
и жалоб граждан, порядок разрешения организационных дел
в аппарате управления, порядок применения мер административных
взысканий и др.
- административный процесс -
это не только определённая процедура применения соответствующих
норм права в сфере государственного управления,
но и деятельность, в ходе которой возникают
отношения, регулируемые нормами административно-процессуального
права. Под воздействием этих норм названные
отношения приобретают характер административно-процессуальных
правоотношений.
Таким образом, административный
процесс, подобно процессам гражданскому
и уголовному, состоит из двух элементов,
в равной степени регулируемых нормами
административно-процессуального права
- деятельности органов государственного
управления по разрешению подведомственных
дел и отношений между участниками этой
деятельности.
Для более полной характеристики
административного процесса необходимо
произвести сравнение его с гражданским
и уголовным процессами.
Общность между тремя видами
процесса состоит в их юридической природе,
а также в их сущности. То есть каждый вид
процесса урегулирован соответствующими
процессуальными нормами и является порядком
реализации материальных норм различных
отраслей права.
Различия же состоят в следующем:
- административный процесс представляет
собой юридическую часть управленческой
деятельности, а следовательно, он обладает специфическим
содержанием;
- административный процесс отличается
своими задачами, среди которых правоохранительные
функции занимают подчинённое положение,
тогда как именно эти функции составляют
главную задачу гражданского и уголовного
процессов;
- административный процесс в
значительной мере связан с правотворческой
деятельностью компетентных органов государственного управления,
в отличии от него уголовный и гражданский
процессы реализуют исключительно правоприменительные
функции;
- для административного процесса
характерно параллельное расположение составляющих
его производств., что далеко не всегда
требует второй инстанции, существование которой обязательно
для уголовного и гражданского процессов;
- и, наконец, административный
процесс осуществляется исполнительно-распорядительными
органами власти, тогда как гражданский
и уголовный процессы осуществляются судебными органами.
Отграничение административного
процесса от гражданского и уголовного
процессов может быть проведено и по другим
признакам, например, по способам и приёмам,
используемым в ходе рассмотрения подведомственных
дел и т. д.
- Основные принципы
административного процесса.
Являясь ограниченной частью
управленческой деятельности, административный
процесс базируется на общих принципах
государственного управления. Применительно
к административному процессу эти общие
принципы конкретизируются и приобретают
специфические оттенки. Попробуем разобраться
в основных принципах административного
процесса.
- Принцип законности. Важнейший
из принципов любого процесса (уголовного,
административного и гражданского), он
состоит не только в строгом и надлежащем
исполнении законов, но и в надлежащем
применении этих актов. Последнее обстоятельство
имеет первостепенное значение для административного
процесса, в ходе которого как раз и происходит
применение норм материального права.
- Принцип гласности процесса.
Этот принцип предполагает ознакомление
широких слоёв граждан с решением тех
или иных вопросов, входящих в компетенцию
соответствующих органов государственного
управления и обеспечивает сторонам в
административном процессе возможность
беспрепятственно знакомиться со всеми
материалами по делу, документами и т.
д., что является одним из существенных
условий правильного рассмотрения и разрешения
административных дел.
- Принцип равенства сторон. Данный
принцип осуществляется во всех видах
юридического процесса. Он вытекает из
более общего принципа согласно которому
все граждане равны перед законом. На каждого
гражданина, на каждое должностное лицо,
независимо от его служебного положения,
нормы закона распространяются в равной
степени. Содержание данного принципа
находит своё отражение в за креплении
определённого правового статуса сторон, установлении их административно-процессуальных
прав и обязанностей как участников определённого
вида правовых отношений. Данный принцип
исходит из необходимости оказания соответствующей
правовой помощи стороне, которая в ней
нуждается, и в то же время предполагает
обязанность соответствующего органа
следить за тем, чтобы стороны должным
образом использовали принадлежащие им
права и исполняли возложенные на них
обязанности.
- Принцип полноты и объективности
исследования обстоятельств. Данный принцип
означает такое ведение разбирательства
по делу, которое должно дать результат,
полностью соответствующий объективному
положению. Закон обязывает орган, рассматривающий административное
дело, использовать все имеющиеся возможности
для привлечения доказательств, относящихся
к данному делу, учесть и правильно их
оценить, полностью исключить односторонний,
а также предвзятый подход к оценке доказательств
и , следовательно, к принятию решения. Должностные
лица, разрешающие те или иные дела, должны внимательно разбираться в их существе. В случае истребовать необходимые документы, направлять работников на места для проверки и принимать другие меры для объективного разрешения вопроса.
- Принцип быстроты процесса.
Данный принцип есть выражение оперативности
государственной управленческой деятельности.
С другой стороны, этот принцип выступает
в качестве определённой юридической
гарантии реализации субъективных прав
и законных интересов участников процесса.
Поэтому действующее законодательство
устанавливает точные сроки, в течении
которых должно быть осуществлено производство
по тому или иному административному делу,
например, сроки рассмотрения дел об административных
правонарушениях устанавливаются Ст.
257 КоАП РСФСР.
- Принцип осуществления административного
процесса на языке коренного населения.
Существование этого принципа обусловлено
многонациональным составом нашей страны
и конституционно закреплённым равноправием
всех национальностей проживающих на
территории нашей страны. Участвующим
в административном процессе лицам, не
владеющим языком, на котором ведётся
производство по делу, обеспечиваются
право и возможность выступать, давать
пояснения, заявлять ходатайства и т. д. на своём родном языке, а также беспрепятственно пользоваться услугами переводчика.
- Принцип двустепенности административного
процесса. По этому принципу участники
разбирательства административного дела и прежде всего сторона, чьи права и интересы устанавливаются в ходе процесса, могут обжаловать любое первичное действие органа государственного управления или должностного лица, рассматривающего данное дело. Обжалованию может подлежать решение любой первой инстанции в соответствующую вторую инстанцию - вышестоящий орган государственного управления, суд или какой-либо другой орган в зависимости от характера административного дела или законодательного установления.
Итак, основные принципы административного
процесса разобраны. Во времена существования
СССР приведённый выше список дополнялся
несколькими пунктами, основанными на
идее построения социалистического государства.
Приводить эти принципы советского административного
процесса, считаю, нецелесообразно.
Заключение
Подводя итог этой работы, хотелось
бы заметить, что административно-процессуальное
право в России пока не сложилось; отсутствует
и административно-процессуальный кодекс
Российской Федерации. Поэтому большое
познавательное значение содержат процессуальные
нормы, которые содержаться в КоАП. Они
составляют содержание раздела IV «Производство
по делам об административных правонарушениях».
И основываясь только на этот материал
можно исследовать такое правовое явление
как административный процесс.
На мой взгляд, нужно проводить
глубокие исследования в области административно-процессуальных
отношений. Особенно это актуально в настоящее
время.
Необходимо разработать административно-процессуальное
право как самостоятельную отрасль права.
Административный процесс должен вобрать
в себя всё позитивное, что достигнуто
предшествующим опытом развития процессуального
законодательства, при этом необходимо
учитывать современные тенденции развития
права, в том числе и опыт зарубежного
процессуального законодательства.
Список литературы
1.Административное делопроизводство,
Под ред. Лившица Я. З. М: 1975
2.Алексеев С. С. Общая теория
права. М: 1986
3.Алехин А. П., Кармолицкий А.
А., Козлов Ю. М. Административное право
Российской Федерации. М: 1996
4.Бахрах Д. Н. Производство по
делам об административно-правовых нарушениях.
М: 1989
5.Дмитриев Ю. А. Общая теория
права. М: 1996
6.Козлов Ю. М. Предмет советского
административного права М: 1967
7.Салищева Н. Г. Административный
процесс в СССР. М: 1964
8.Советское государство и право
№10 1988г.
9.Советский уголовный процесс,
под ред. Гуценко К. Ф. М: 1986
10.Сорокин В. Д. Советское административно-процессуальное
право. Л: 1976
11.Студеникина М. С. Что такое
административная ответственность. М:
1990
12.Теория юридического процесса,
под ред. Горшнева В., М:1990.
Нормативные акты.
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
- Кодекс об административных
правонарушениях (с изменениями и дополнениями
по состоянию на 1июня 1996г.). М: 1996