Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 13:52, курсовая работа
Целью исследования является характеристика нормативно-правового регулирования административного процесса, а также анализ проблемных вопросов, связанных с административным процессом.
Для достижения цели необходимо выявить следующие задачи:
- определить понятие и сущность административного процесса;
- охарактеризовать административно-процедурное производство;
- проанализировать административно-юрисдикционное производство;
- исследовать проблему состязательности в административном процессе;
- выявить особенности соотношения административного процесса и административно-процессуальных норм.
ВВЕДЕНИЕ
Выбор темы обусловлен тем обстоятельством, что в России, в отличие от зарубежных стран, ни в какой период (дореволюционный, советский и постперестроечный) не существовало правового механизма реализации важнейших (жизненно необходимых) норм, которые издавали административные органы (органы государственного управления).
Новые условия жизни нашего государства,
становление правовой системы предопределяет
новое содержание отраслей права
и отраслей законодательства. Одним
из главных направлений развития
административного права в
Тенденция дифференциации процессуального регулирования рассматривается как нормальный, естественный процесс функционирования законодательства, причинами которого является, во-первых, развитие общественных отношений, во- вторых, необходимость установления дополнительных гарантий права граждан и организаций на защиту своих прав и свобод.
Данная тема исследования в настоящее время является весьма актуальной. Так исполнительная власть в государстве реализуется в различного рода действиях, совокупно характеризующихся как государственно - управленческая деятельность, поэтому имеются необходимые основания для того, чтобы ее также рассматривать с процессуальных позиций.
В общем смысле «процесс» представляет собой совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности.
С юридических позиций процесс
своим назначением имеет
Сложившееся в настоящее время
понимание административного
В условиях развития нашего государства, на наш взгляд, следует, прежде всего, оценить характер и назначение процессуальных норм и отношений, касательно административного процесса.
Анализируя степень научной разработанности, необходимо указать, что существует достаточное количество научной литературы для изучения данной темы исследования. Так, например, статья Т. И. Губаревой – «О единстве понимания и правового регулирования административного процесса». В этой статье обозначены основные концепции понимания административного процесса, его сущности и системы. Анализируются существующие подходы к определению административного процесса, говорится о необходимости выработки единого правового инструментария и закрепления его в кодифицированном нормативном правовом акте1.
Необходимо отметить статью
Т. А. Коломоец – «Терминология
Следует также отметить статью В. С. Балакшина – «Преюдициальная сила решения, принятого в рамках административного процесса, в уголовном судопроизводстве». Автор в данной статье обращает внимание на проблему признания имеющими преюдициальное значение в уголовном судопроизводстве решений, принятых в рамках административного производства3.
Существенное значение представляет
статья Н. В. Сухаревой – «Дифференциация
норм в систематизации административного
процесса». В данной статье автором
раскрываются вопросы дифференциации
норм в целях выявления основания
для систематизации норм административного
процесса, указывается на существование
различных мнений административистов
по этому поводу. Большое внимание
уделяется рассмотрению вопросов, связанных
с дифференциацией
Наконец, немаловажное значение
представляет статья М. А. Лапиной –
«Объединенная концепция
Объектом исследования выступают общественные отношения, составляющие сферу административно-процессуальных отношений и административных (управленческих) процедур.
Предметом исследования является совокупность норм административного законодательства, а также процессуального законодательства, связанного с административным процессом; судебная практика, доктринальные положения, а также иные источники научной литературы.
Целью исследования является
характеристика нормативно-правового
регулирования
Для достижения цели необходимо выявить следующие задачи:
- определить понятие и сущность административного процесса;
- охарактеризовать
- проанализировать
- исследовать проблему состязательности в административном процессе;
- выявить особенности
соотношения административного
процесса и административно-
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, состоящих из параграфов, отражающих сущность выбранной темы исследования, заключения и библиографического списка.
Наиболее широкое
Второй подход к определению
административного процесса состоит
в том, что в административный
процесс, помимо отношений по осуществлению
принуждения, включая так называемые
отношения положительного управленческого
характера, которые возникают при
применении регулятивных норм материального
права, т.е. в данном случае административный
процесс не ограничивается рамками
принудительных юрисдикционных действий
и мероприятий, а включает в себя
всевозможные управленческие действия,
решения его задачи (альтернативные термины
- «позитивный административный процесс»
и «организационно - процедурный»). Иначе
говоря, административный процесс - процесс
применения норм материального административного
права. По мнению О. К. Застрожной, административным
процессом является «урегулированная
административно-
Панова И. В. включает в систему административного процесса три вида государственной деятельности:
Необходимо отметить, что развитие в течение последних лет в России процессуального права и законодательства заставляет ученых вновь задуматься над термином «административное судопроизводство», который содержится в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ. Арбитражный процессуальный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 14 июня 2002 года и вступивший в силу с 1 сентября 2002 года, наиболее юридически грамотно распределил подведомственность дел арбитражному суду (ст. 27-33 АПК РФ). Хотя термины «арбитражное судопроизводство», «правосудие в арбитражных судах» или «судопроизводство в арбитражных судах» не указываются в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, АПК РФ дает весьма детальное представление о сущности этих категорий. «Правосудие в арбитражных судах» или «судопроизводство в арбитражных судах»- это базовые понятия, используемые законодателем в АПК РФ (например, ст. 1-3, 7 АПК РФ).
Кроме этих категорий законодатель применяет также «порядок административного производства» (ч. 1 ст. 29 АПК РФ) и «правила административного судопроизводства» (п. 1 ст. 189 АПК РФ). Развитие института административного судопроизводства находится во взаимосвязи с проведением судебной реформы. Однако следует отметить «неопределённость этапов» проведения судебной реформы, которая, как известно, началась в 1991 году и продолжается до настоящего времени. Понимая и соглашаясь с тем, что нынешнее государство не может на должном уровне быстро провести судебную реформу, вместе с тем нужно отметить и неопределенность конечных целей реформирования судебной власти. Вряд ли судебная реформа должна длиться целые десятилетия. Как учеными, так и судьями отмечается, что «осуществляемая сегодня судебная реформа является комплексной. Она охватывает и вопросы судоустройства, и вопросы судопроизводства. Для нас важно, что идёт энергическое обновление процессуального законодательства9.
Таким образом, появляются предпосылки принятия Административного процессуального кодекса, хотя ещё не определены его правовое назначение и доктрина. Яковлев В. Ф., обсуждая положения Арбитражного процессуального кодекса РФ, утверждает, что «везде, где есть в развитом виде административное судопроизводство, то есть судопроизводство по применению норм публичного права, существуют и особые процессуальные формы разрешения отправления правосудия в этой сфере». По мнению В. Ф. Яковлева, рассмотрение споров административно-правового характера по общим правилам гражданского судопроизводства не является лучшим способом их разрешения.
В Указе Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314 впервые в истории отечественной административистики формально выделены унифицированные государственные (административно-правовые) функции органов исполнительной власти, связанные с правомерным поведением физических и юридических лиц, в том числе: функция нормативно-правового регулирования, функция по контролю и надзору, функция по оказанию государственных услуг.
Правительство РФ, в свою
очередь, установило нормативную дефиницию
административной процедуры, которая,
с одной стороны, связывает данную
категорию с исполнением
С другой стороны, административная процедура определяется как логически обособленная последовательность административных действий при предоставлении государственных услуг и услуг, которые являются необходимыми и обязательными, для предоставления государственных услуг, имеющих конечный результат и выделяемых в рамках предоставления государственной услуги. Следуя избранному подходу, Правительство РФ формально не признает в качестве административных процедуры внутренней организации органов исполнительной власти11 и процедуры взаимодействия органов исполнительной власти12, которые разрабатываются и закрепляются в регламентах федеральных органов исполнительной власти.
Разделяя в целом меры, принимаемые по унификации функций органов исполнительной власти и регламентации административных процедур, необходимо отметить, что подход, избранный Правительством РФ к пониманию административной процедуры, не в полной мере соответствует Указу Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в котором деятельность органа исполнительной власти по оказанию государственных услуг рассматривается в качестве одной из возлагаемых на данный орган функций. Кроме того, необходимо обратить внимание, что исполнение любой государственной (административно-правовой) функции органом исполнительной власти, по сути, всегда носит комплексный характер, так как связано не только с поведением физических и юридических лиц, но также зависит от уровня внутренней организации и взаимодействия органа исполнительной власти с иными органами публичной власти (государственными органами и органами местного самоуправления).