ответственности, необходимых
правовых возможностей для доказывания
своей невиновности либо приведения обстоятельств,
смягчающих его вину. Названное лицо пользуется
широкими правами на всех стадиях производства.
Согласно ст. 25.1 КоАП оно может знакомиться
со всеми материалами дела, давать объяснения,
представлять доказательства, заявлять
ходатайства, обжаловать постановления,
при рассмотрении дела пользоваться юридической
помощью адвоката и т.д. Реализации права
на защиту посвящена ст. 30.1 КоАП, в которой
говорится о праве обжалования постановления
по делу об административном правонарушении;
в ст. 25.1 КоАП сказано о праве лица, привлекаемого
к ответственности, дать объяснения, подписать
протокол или отказаться от его подписания.
Ряд других статей КоАП тоже закрепляют
право граждан на защиту при совершении
определенных процессуальных действий.
Когда говорят о праве на защиту, прежде
всего имеют в виду лицо, которое привлекают
к ответственности. Но нельзя забывать,
что в процессе может участвовать и другой
гражданин, непосредственно заинтересованный
в справедливом решении дела. Это потерпевший.
Он тоже вправе активно защищать свои
интересы, и для этого он может заявлять
ходатайства, подавать жалобы и т.д.
Презумпция
невиновности заключается в том, что лицо, привлекаемое к
административной ответственности,
считается невиновным до тех пор, пока
его виновность не будет доказана в установленном
законом порядке (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ). Данный
принцип предполагает также, что время
доказывания лежит на обвинителе. Привлекаемый
к ответственности не обязан доказывать
свою невиновность, хотя имеет на это право.
Из принципа презумпции невиновности
вытекает и такое важное положение: всякое
сомнение толкуется в пользу лица, привлекаемого
к административной ответственности.
Это относится к тем случаям, когда сомнения
не были устранены в ходе разрешения дела.
Указанное обстоятельство является одним
из оснований вынесения оправдательных
постановлений.
Принцип равенства
сторон.
Данный принцип осуществляется
во всех видах юридического процесса.
Он вытекает из более общего принципа,
согласно которому все граждане равны
перед законом. На каждого гражданина,
на каждое должностное лицо, независимо
от его служебного положения, нормы закона
распространяются в равной степени. Содержание
данного принципа находит своё отражение
в закреплении определённого правового
статуса сторон, установлении их административно-процессуальных
прав и обязанностей как участников определённого
вида правовых отношений. Данный принцип
исходит из необходимости оказания соответствующей
правовой помощи стороне, которая в ней
нуждается, и в то же время предполагает
обязанность соответствующего органа
следить за тем, чтобы стороны должным
образом использовали принадлежащие им
права и исполняли возложенные на них
обязанности. Принцип равенства прямо
закреплен в ст. 1.4 КоАП РФ, согласно которой
все граждане равны перед законом и органом,
рассматривающим дело, независимо от происхождения,
социального и имущественного положения,
расовой и национальной принадлежности,
пола, образования, языка, отношения к
религии, рода и характера занятий, места
жительства и других обстоятельств.
Принцип гласности
процесса.
Этот принцип предполагает
ознакомление широких слоёв граждан с
решением тех или иных вопросов, входящих
в компетенцию соответствующих органов
государственного управления и обеспечивает
сторонам в административном процессе
возможность беспрепятственно знакомиться
со всеми материалами по делу, документами
и т.д., что является одним из существенных
условий правильного рассмотрения и разрешения
административных дел. Производство по
делам об административных проступках
осуществляется гласно, открыто. В целях
повышения воспитательной и предупредительной
роли названного производства такие дела
могут рассматриваться непосредственно
в трудовых коллективах, по месту учебы
или жительства нарушителя (ст. 24.3 КоАП
РФ).
Принцип быстроты
процесса.
Данный принцип есть выражение
оперативности государственной управленческой
деятельности. С другой стороны, этот принцип
выступает в качестве определённой юридической
гарантии реализации субъективных прав
и законных интересов участников процесса.
Поэтому действующее законодательство
устанавливает точные сроки, в течении
которых должно быть осуществлено производство
по тому или иному административному делу.
Оперативность административного производства
проявляется, прежде всего, в установлении
сжатых сроков, определяющих прохождение
дела. По общему правилу (ст. 27.5 КоАП РФ)
дело должно быть рассмотрено в 15-дневный
срок. Это обусловлено многочисленностью
и относительной несложностью административных
правонарушений. Оперативность обеспечивает
своевременность, большой воспитательный,
предупредительный эффект воздействия,
а кроме того, экономию времени и материальных
ресурсов. Данный принцип может воздействовать
на административный процесс как позитивно,
так и негативно. Быстрота, несомненно,
дает возможность не затягивать административный
процесс и излишне его не формализовывать,
однако совмещение быстроты и качества
процесса возможно лишь при очень высоком
уровне профессионализма органов и лиц,
рассматривающих и разрешающих дело.
Принцип осуществления
административного процесса на языке
коренного населения.
Существование этого принципа
обусловлено многонациональным составом
нашей страны и конституционно закреплённым
равноправием всех национальностей проживающих
на территории нашей страны. Участвующим
в административном процессе лицам, не
владеющим языком, на котором ведётся
производство по делу, обеспечиваются
право и возможность выступать, давать
пояснения, заявлять ходатайства и т.д.
на своём родном языке, а также беспрепятственно
пользоваться услугами переводчика.
Принцип двустепенности административного процесса.
По этому принципу участники
разбирательства административного дела
и прежде всего сторона, чьи права и интересы
устанавливаются в ходе процесса, могут
обжаловать любое первичное действие
органа государственного управления или
должностного лица, рассматривающего
данное дело. Обжалованию может подлежать
решение любой первой инстанции в соответствующую
вторую инстанцию – вышестоящий орган
государственного управления, суд или
какой-либо другой орган в зависимости
от характера административного дела
или законодательного установления.
К принципам административного
процесса, характеризующих его как разновидность
управленческой деятельности относят
также ряд других принципов, таких как:9
принцип дифференциации
и фиксирования функций выражается в том,
что между различными органами
и должностными лицами разделяются и закрепляются
административно-процессуальные полномочия
по подготовке и изданию актов или разрешению
индивидуальных управленческих дел. Можно
говорить об известной степени специализации,
при которой отдельные органы и служащие,
выполняя ряд однотипных функций в административном
процессе, приобретают высокий уровень
профессионализма, оперативности и компетентности,
а также несут ответственность за свой
участок работы. Соблюдение этого принципа
имеет свои положительные и отрицательные
моменты.
одним из важнейших принципов
государственного управления,
который можно смело отнести
и к принципам административного процесса,
являются принципы персонализации
ответственности и ответственности за
непринятие решения. В управленческой
деятельности нередко складывается ситуация,
при которой весьма сложно выявить действительных
виновников нарушений прав, свобод и законных
интересов индивидуальных и коллективных
субъектов административного процесса,
а также лиц, допустивших просчеты при
разработке и принятии правовых актов
управления. Закрепление принципа персонализации
ответственности позволит установить
конкретных лиц, лично ответственных за
такие нарушения. Это необходимо, прежде
всего, для профилактики правонарушений,
а также и для наказания виновных.
принцип ответственности
за непринятие решения призван максимально сократить сроки рассмотрения дел и устранить волокиту в административном процессе.
Кроме того, он направлен против нежелания
государственных и иных служащих брать на себя ответственность при рассмотрении индивидуальных административных дел и принятии правовых актов управления.
Помимо указанных, в специальной
литературе выделяют еще ряд других принципов
административного процесса, таких как
принцип независимости в принятии решений,
принцип компетентности и т.д.
Глава 2. Административное
производство
п. 2.1. Понятие и виды административных
производств, их характеристика
Как составная часть юридического процесса, административное производство представляет
собой определенный комплекс взаимообусловленных
действий, обеспечивающих регулирование
процессуальных правоотношений, находящихся
в логической связи с материальными правоотношениями,
имеющих целью установление фактических
данных по конкретным делам и официальное
закрепление результатов рассмотрения
таких дел в правовых актах - документах
(постановлениях, решениях).
Такие характерные черты свойственны
всем известным видам процессуальной
деятельности - процессам гражданскому,
уголовному, административному, но в отличие
от первых двух, в административном процессе
не составляется промежуточных процессуальных
актов-документов: только органы прокуратуры
выносят постановления о возбуждении
производства по делу об административном
правонарушении или дисциплинарного производства;
не составляется отдельного процессуального
документа о принятии дела к производству;
не составляется обвинительного акта;
не составляется отдельного процессуального
документа об отложении рассмотрения
конкретного дела (кроме специальных производств,
например, в сфере стандартизации). В административном
процессе производство направлено на
достижение итогового правового результата
и поэтому выносится единственный процессуальный
документ - решение по конкретному делу
в форме постановления.
В теории административного
процесса сложилось определенное соотношение
процесса и производства - как общее и
особенное, процесс представляется как
совокупность производств, производство
- часть процесса. Если процесс - понятие
более широкое, охватывающее юридическую
часть государственной управленческой
деятельности, то производство - это уже
деятельность, связанная с разрешением
определенной, сравнительно узкой группы
однородных дел. Именно характер конкретных
дел является определяющим критерием
группирования процессуальных норм по
институтам (производствам), так как при
этом учитываются свойства, общие, типичные
для данной группы дел или для подавляющего
большинства дел определенной категории.
Так, например все дела по жалобам
граждан на неправомерные действия должностных
лиц объединяет сам характер обращения,
который заключается в уведомлении компетентных
органов и лиц о нарушении субъективного
права или законного интереса гражданина.
Причем это свойство сохраняется во всех
случаях независимо от содержания жалобы,
касается ли она пенсионных вопросов или
каких-либо других, главное объединяющее
качество - характер обращения.
Руководствуясь
названным критерием можно различать
следующие производства: по принятию нормативно-правовых
актов в сфере управления; по заявлениям
и предложениям граждан в органы государственного
управления; по жалобам граждан в органы
государственного управления; по применению
поощрений в сфере государственного управления;
дисциплинарное производство, по делам
об административных правонарушениях.
Несмотря, на имеющиеся конкретные
особенности и различия, названные виды
производств связывает воедино коренная
общность, дающая основание говорить о
каждом из них, как о составной части общего
понятия административного процесса.
Таким образом, если различия
между названными видами производств
носят частный характер, обусловленный
конкретными особенностями дел, то факторы,
объединяющие их в единый административный
процесс, имеют уже принципиальное значение.
Совокупность административных
производств - базовая характеристика
административной юрисдикции. Различия
между производствами проводятся как
по субъекту осуществления юрисдикционных
полномочий, так и по предмету (объекту).
Независимо от вида производства основным
документом административного дела является
письменное заявление (жалоба, протокол,
запись обращения). К административному
делу относятся и другие документы, которые
подаются сторонами административно-правовых
отношений и помогают в решении дела (свидетельства
очевидцев, потерпевших, экспертные заключения,
другие документы, которые касаются дела).
Орган, который занимается производством
по делу, может требовать либо по собственной
инициативе и собственными силами получать
необходимые документы.
Каждое производство осуществляется
соответственно по определенным стадиям
с соблюдением принципов административного
процесса. Стадии административного
производства - это этапы, через которые
проходит административное дело от возникновения
до окончания, это совокупность последовательно
совершаемых административных действий.
Содержание административной
деятельности милиции составляет реализация
ее функций, осуществляемых в установленных
формах и соответствующими методами.