Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:32, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть особенности и проблемы досудебного урегулирования налоговых споров, а так же совершенствование данной процедуры.
Источник: [23,с. 195]
К основаниям, по которым вышестоящим налоговым органом может быть вынесено решение об изменении обжалуемого решения, относятся следующие:
Основаниями для принятия вышестоящим налоговым органом нового решения являются [27, с. 316]:
Четвертый этап налогового аудита - этап использования результатов аудита. Все рассмотренные материалы группируются по различным критериям (табл. 3).
Такая группировка позволяет структурировать по критериям: опреде¬ление наиболее частых обращений налогоплательщиков; определение кате¬горий налогоплательщиков, обращающихся с жалобами (заявлениями); и определение существенности обжалуемых сумм.
Важным является своевременное ознакомление специалистов налого-вых органов с результатами рассмотрения налоговых споров
Таблица 3
Классификация материалов по результатам досудебного урегулиро¬вания налоговых споров, систематизированных по критериям
Систематизация материалов по результатам досудебного урегулирования налоговых споров | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 группа – по тематике спора: -по обжалованию доначислений по налогам и сборам; -обжалование начисленных сумм штрафов в связи с привлечением к уголовной ответственности за совершение налогового правонарушения; -обжалование процедур рассмотрения материалов Налоговой проверки; -обжалование действий налогового органа по осуществлению государственной регистрации юридических лиц и ИП. |
2 группа –
по категориям обращающихся -юридические лица; -индивидуальные предпрениматели; -физические лица |
3 группа – по размеру обжалуемых сумм: -от 1 до 100 руб -от 101 до 1000 руб; -от 1001 до 50000руб; -от 50001 руб |
4 группа –
по налоговым органам, чьи |
Источник : [23, с. 320]
Это позволяет сделать выводы по результатам проведенного урегулирования налоговых споров;
Последовательность действий налоговых органов обусловлена необходимостью соблюдения определенных процедур[27, с. 319].
Процедуры досудебного урегулирования налоговых споров (налогового аудита) представляют собой процесс, в ходе которого ставятся задачи, разрабатываются конкретные приемы и последовательность их реализации с целью разрешения налогового спора и принятия решения в соответствии с действующим законодательством.
Все процедуры налогового аудита классифицируются по четырем основным критериям:
по назначению процедур (рис. 3).
При рассмотрении налогового спора могут применяться одна или несколько процедур налогового аудита в зависимости от имеющихся материалов и достаточности доказательств у налогового аудитора. Рассмотрим подробнее.
Рис. 3 Классификация процедур налогового аудита [23, c. 148]
К организационным процедурам относятся процедуры, связанные с осуществлением самого процесса обжалования или представления возражений. При организации налогового аудита немаловажное значение занимает порядок обжалования и соблюдение сроков рассмотрения жалоб. Одним из видов обжалования актов налоговых органов является апелляционное обжалование, при котором очень важен порядок взаимодействия нижестоящих и вышестоящих налоговых органов.
По содержанию выполняемых работ можно выделить следующие процедуры налогового аудита:
а) инспектирование представляет собой проверку ненормативных актов налоговых органов, документов и иных материалов, связанных с предметом налогового спора. В ходе инспектирования специалист по урегулированию налоговых споров получает аудиторские доказательства, формируя мнение об обоснованности, либо необоснованности возражений налогоплательщиков
б) запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц.
Для рассмотрения налогового спора необходимо направлять запросы как внутренним, так и внешним источникам. Запрос, как процедура налогового аудита, применятся на основании регламентов налоговых органов, определяющих методику рассмотрения жалоб и возражений налогоплательщиков.
в) пересчет, как процедура налогового аудита, необходима для определения фактической обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.
г) аналитические процедуры являются более сложными процедурами и заключаются в анализе показателей деятельности налогоплательщика, отражения их для целей налогообложения и оценки фактического исполнения налоговой обязанности.
Применение аналитических процедур основано на получении достоверной информации о сложившейся ситуации в сфере налоговых правоотношений. Основная цель применения аналитических процедур - качественное рассмотрение налогового спора, выявление наличия или отсутствия необоснованных действий налоговых органов при осуществлении налогового администрирования.
Аналитические процедуры включают:
Аналитические процедуры проводятся на протяжении всего процесса урегулирования налогового спора, что позволяет повысить его качество и сократить трудозатраты.
Стратегические процедуры налогового аудита заключаются в выработке подходов к разрешению типичных налоговых споров, принятию дальнейших мер по их устранению и недопущению. Кроме того, стратегические процедуры включают:
Нормотворческие процедуры. Нормотворчество - это процесс создания и закрепления социальных и правовых основ, правил поведения в обществе и государстве, с последующим их санкционированием в законодательных актах государства.
Анализ ведомственного нормотворчества свидетельствует, что данная деятельность осуществляется на компетенционной и на делегированной основе.
Пределы нормотворческой компетенции государственных органов ограничены, как правило, их функциями. Ведомственное нормотворчество является одним из средств выражения административной политики государства, поскольку с ее помощью можно определить содержание и формы государственного управления не только в сфере обеспечения правопорядка, но и в сфере налогообложения. Конечным итогом нормотворческой работы является нормативный акт - документ, который содержит нормы права, действующие во времени и пространстве, затрагивающие определенный круг лиц.
Реализация нормотворческих процедур в досудебном урегулировании налоговых споров осуществляется посредством: внесения предложений по изменению норм налогового законодательства; разработки методических документов по осуществлению налогового аудита; разработки методических документов по повышению качества работы налоговых органов с учетом результатов рассмотрения налоговых споров.
Реализация перечисленных процедур досудебного урегулирования налоговых споров способствует утверждению законности в деятельности налоговых органов, формированию новых подходов к результатам контрольной работы и налоговому администрированию, реализации стандартов обслуживания, которые позволят налоговым органам эффективно реагировать на происходящие изменения в обществе и государстве.
Основными формами реализации досудебного урегулирования налоговых споров являются три:
Каждая форма реализации налогового аудита имеет свои особенности и ее реализация требует особых источников информации (приложение 3 ).
Приведенные в таблице формы налогового аудита, способы их реализации и используемые источники информации обусловлены специфическими особенностями урегулирования налоговых споров. При имеющихся некоторых общих характеристиках подачи налогоплательщиками жалоб (возражений и заявлений), в них все же имеются отличия, заключающиеся в особенностях производства по ним.
Вертикальная система управления налоговыми органами предусматривает реализацию функций налогового аудита налоговыми службами всех уровней: ФНС России, Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонные инспекции ФНС России.
Налоговым законодательством установлена следующая подведомственность рассмотрения жалоб службами налогового аудита:
2.В Федеральную налоговую службу:
Все оспариваемые налоговые правоотношения, могут анализироваться с помощью алгоритма, который описывает, как переходить от одной позиции к другой определенным способом с целью достижения конкретных целей.
Алгоритм налогового аудита (рис. 4) включает ответы на следующие вопросы:
Первый вопрос может быть обращен как к налоговому органу, так и к налогоплательщику и связан с тем, должным ли образом исполняется налоговое законодательство. Этот вопрос обычно связан с нормативным аспектом, т.е. аудитор хочет знать, выполнило ли ответственное лицо правила или требования.
Информация о работе Досудебное урегулирование налоговых споров