Досудебное урегулирование налоговых споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть особенности и проблемы досудебного урегулирования налоговых споров, а так же совершенствование данной процедуры.

Файлы: 1 файл

ПЕРЕДЕЛАНО. Досудебное урегулирование налоговых споров (1).doc

— 630.50 Кб (Скачать файл)

Источник: [23,с. 195]

К основаниям, по которым вышестоящим налоговым органом может быть вынесено решение об изменении обжалуемого решения, относятся следующие:

  1. обстоятельства дела были установлены в обжалуемом решении полно и точно, однако в обжалуемой части решения выводы не соответствуют обстоятельствам дела, либо нормам законодательства о налогах и сборах;
  2. при обжаловании решения заявителем в вышестоящий налоговый орган были представлены новые доказательства, которые требуют частичного пересмотра решения.

Основаниями для принятия вышестоящим налоговым органом нового решения являются [27, с. 316]:

  1. содержащиеся в обжалуемом решении выводы не соответствуют обстоятельствам дела, либо нормам законодательства о налогах и сборах;
  2. заявителем жалобы были предоставлены вышестоящему налоговому органу новые доказательства, свидетельствующие о полной ошибочности выводов, содержащихся в обжалуемом решении2;
  3. заявителем обжалуется процедура рассмотрения материалов налоговой проверки, существенные условия проведения которой налоговым органом были нарушены.

Четвертый этап налогового аудита - этап использования результатов аудита. Все рассмотренные материалы группируются по различным критериям (табл. 3).

Такая группировка позволяет структурировать по критериям: опреде¬ление наиболее частых обращений налогоплательщиков; определение кате¬горий налогоплательщиков, обращающихся с жалобами (заявлениями); и определение существенности обжалуемых сумм.

Важным является своевременное ознакомление специалистов налого-вых органов с результатами рассмотрения налоговых споров

 

 

Таблица 3

Классификация материалов по результатам досудебного урегулиро¬вания налоговых споров, систематизированных по критериям

Систематизация материалов по результатам досудебного урегулирования налоговых споров

1

2

3

4

1 группа –  по тематике спора:

-по обжалованию доначислений по налогам и сборам;

-обжалование начисленных сумм штрафов в связи с привлечением к уголовной ответственности за совершение налогового правонарушения;

-обжалование процедур рассмотрения материалов Налоговой проверки;

-обжалование действий налогового органа по осуществлению государственной регистрации юридических лиц и ИП.

2 группа –  по категориям обращающихся лиц:

-юридические  лица;

-индивидуальные

предпрениматели;

-физические  лица

3 группа –  по размеру обжалуемых сумм:

-от 1 до 100 руб

-от 101 до 1000 руб;

-от 1001 до 50000руб;

-от 50001 руб

4 группа –  по налоговым органам, чьи акты  либо действия обжалуются


Источник : [23, с. 320]

Это позволяет сделать выводы по результатам проведенного урегулирования налоговых споров;

  • выявить масштабы нарушений в деятельности налогового органа;
  • установить причины возникновения налоговых споров;
  • определить меры по предотвращению нарушения прав налогоплательщиков.

1.3. Процедуры реализации досудебного урегулирования налоговых споров, а также формы и виды реализации досудебного урегулирования налоговых споров (налогового аудита)

Последовательность действий налоговых органов обусловлена необходимостью соблюдения определенных процедур[27, с. 319].

Процедуры досудебного урегулирования налоговых споров (налогового аудита) представляют собой процесс, в ходе которого ставятся задачи, разрабатываются конкретные приемы и последовательность их реализации с целью разрешения налогового спора и принятия решения в соответствии с действующим законодательством.

Все процедуры налогового аудита классифицируются по четырем основным критериям:

  • по организации процесса урегулирования налоговых споров;
  • по содержанию выполняемых работ;
  • по средствам, используемым при выполнении процедур;

по назначению процедур (рис. 3).

При рассмотрении налогового спора могут применяться одна или несколько процедур налогового аудита в зависимости от имеющихся материалов и достаточности доказательств у налогового аудитора. Рассмотрим подробнее.

 

 

Рис. 3 Классификация процедур налогового аудита [23, c. 148]

К организационным процедурам относятся процедуры, связанные с осуществлением самого процесса обжалования или представления возражений. При организации налогового аудита немаловажное значение занимает порядок обжалования и соблюдение сроков рассмотрения жалоб. Одним из видов обжалования актов налоговых органов является апелляционное обжалование, при котором очень важен порядок взаимодействия нижестоящих и вышестоящих налоговых органов.

По содержанию выполняемых работ можно выделить следующие процедуры налогового аудита:

а) инспектирование представляет собой проверку ненормативных актов налоговых органов, документов и иных материалов, связанных с предметом налогового спора. В ходе инспектирования специалист по урегулированию налоговых споров получает аудиторские доказательства, формируя мнение об обоснованности, либо необоснованности возражений налогоплательщиков

б) запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц.

Для рассмотрения налогового спора необходимо направлять запросы как внутренним, так и внешним источникам. Запрос, как процедура налогового аудита, применятся на основании регламентов налоговых органов, определяющих методику рассмотрения жалоб и возражений налогоплательщиков.

в) пересчет, как процедура налогового аудита, необходима для определения фактической обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

г) аналитические процедуры являются более сложными процедурами и заключаются в анализе показателей деятельности налогоплательщика, отражения их для целей налогообложения и оценки фактического исполнения налоговой обязанности.

Применение аналитических процедур основано на получении достоверной информации о сложившейся ситуации в сфере налоговых правоотношений. Основная цель применения аналитических процедур - качественное рассмотрение налогового спора, выявление наличия или отсутствия необоснованных действий налоговых органов при осуществлении налогового администрирования.

Аналитические процедуры включают:

  • определение оспариваемого налогового правоотношения;
  • оценку на предмет законности и обоснованности выводов (действий, бездействий) налогового органа, обжалуемых налогоплательщиков;
  • сравнение фактических обстоятельств с выводами налогового органа, обжалуемыми налогоплательщиком;
  • оценку достаточности доказательной базы для сформулированных выводов налоговым органом;
  • оценку соответствия выводов налогового органа, оспариваемых налогоплательщиком, сложившейся судебной практике.

Аналитические процедуры проводятся на протяжении всего процесса урегулирования налогового спора, что позволяет повысить его качество и сократить трудозатраты.

Стратегические процедуры налогового аудита заключаются в выработке подходов к разрешению типичных налоговых споров, принятию дальнейших мер по их устранению и недопущению. Кроме того, стратегические процедуры включают:

  1. разработку мер, направленных на повышение качества работы налоговых органов;
  2. выработку единой правоприменительной практики в сфере налоговых правоотношений. Формирование единой правоприменительной практики осуществляется путем корректировки ранее изданных разъяснений в сфере налогов и сборов и участии в формировании судебной практики (взаимодействие с арбитражными судами), возможности определения и устранения нестыковок различных ведомственных разъяснений в сфере налогообложения.

Нормотворческие процедуры. Нормотворчество - это процесс создания и закрепления социальных и правовых основ, правил поведения в обществе и государстве, с последующим их санкционированием в законодательных актах государства.

Анализ ведомственного нормотворчества свидетельствует, что данная деятельность осуществляется на компетенционной и на делегированной основе.

Пределы нормотворческой компетенции государственных органов ограничены, как правило, их функциями. Ведомственное нормотворчество является одним из средств выражения административной политики государства, поскольку с ее помощью можно определить содержание и формы государственного управления не только в сфере обеспечения правопорядка, но и в сфере налогообложения. Конечным итогом нормотворческой работы является нормативный акт - документ, который содержит нормы права, действующие во времени и пространстве, затрагивающие определенный круг лиц.

Реализация нормотворческих процедур в досудебном урегулировании налоговых споров осуществляется посредством: внесения предложений по изменению норм налогового законодательства; разработки методических документов по осуществлению налогового аудита; разработки методических документов по повышению качества работы налоговых органов с учетом результатов рассмотрения налоговых споров.

Реализация перечисленных процедур досудебного урегулирования налоговых споров способствует утверждению законности в деятельности налоговых органов, формированию новых подходов к результатам контрольной работы и налоговому администрированию, реализации стандартов обслуживания, которые позволят налоговым органам эффективно реагировать на происходящие изменения в обществе и государстве.

Основными формами реализации досудебного урегулирования налоговых споров являются три:

  • налоговый аудит, проводимый по материалам налогового контроля;
  • налоговый аудит, проводимый в отношении действий (бездействия) должностных лиц налогового органа, основанием которого является издание акта ненормативного характера, не связанного с контрольной работой налоговых органов;
  • налоговый аудит, проводимый в отношении действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов.

Каждая форма реализации налогового аудита имеет свои особенности и ее реализация требует особых источников информации (приложение 3 ).

Приведенные в таблице формы налогового аудита, способы их реализации и используемые источники информации обусловлены специфическими особенностями урегулирования налоговых споров. При имеющихся некоторых общих характеристиках подачи налогоплательщиками жалоб (возражений и заявлений), в них все же имеются отличия, заключающиеся в особенностях производства по ним.

1.4. Особенности организации налогового  аудита как формы реализации  деятельности налоговых органов  по урегулированию налоговых споров.

Вертикальная система управления налоговыми органами предусматривает реализацию функций налогового аудита налоговыми службами всех уровней: ФНС России, Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонные инспекции ФНС России.

Налоговым законодательством установлена следующая подведомственность рассмотрения жалоб службами налогового аудита:

  1. В инспекции ФНС России направляются жалобы на действия (бездействие) должностных лиц инспекции ФНС России. В управления ФНС России по субъекту Российской Федерации направляются:
  • жалобы на действия (бездействие) начальника (заместителя начальника) инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня;
  • на действия (бездействие) должностных лиц Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (кроме заместителя руководителя, руководителя налогового органа).

          2.В Федеральную налоговую службу:

  • жалобы на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, начальника (заместителя начальника) Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;
  • на акты ненормативного характера Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

Все оспариваемые налоговые правоотношения, могут анализироваться с помощью алгоритма, который описывает, как переходить от одной позиции к другой определенным способом с целью достижения конкретных целей.

Алгоритм налогового аудита (рис.   4) включает ответы на следующие вопросы:

  1. правильно ли осуществляются действия;
  2. правильные ли действия осуществляются?

Первый вопрос может быть обращен как к налоговому органу, так и к налогоплательщику и связан с тем, должным ли образом исполняется налоговое законодательство. Этот вопрос обычно связан с нормативным аспектом, т.е. аудитор хочет знать, выполнило ли ответственное лицо правила или требования.

Информация о работе Досудебное урегулирование налоговых споров