Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:32, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть особенности и проблемы досудебного урегулирования налоговых споров, а так же совершенствование данной процедуры.
Второй вопрос значительно расширяет предмет анализа и обращается к налоговому органу, поскольку обжалуются его действия. Другими словами, законные ли действия были осуществлены, достаточно ли их для формирования выводов?
Рис.4. Алгоритм налогового аудита[23, c. 162]
Стратегической целью досудебного механизма урегулирования налоговых споров, призванного добиваться разрешения конфликтов участников налоговых правоотношений без суда, является реализация качественно нового подхода к системе урегулирования налоговых споров, обеспечивающего: контроль за законностью и обоснованностью решений, вынесенных нижестоящими налоговыми органами; достижение высокой эффективности и объективности разрешения налоговых споров; создание информационно-аналитических баз решений, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, анализ судебной практики по налоговым спорам, перешедшим в судебную стадию разрешения; сокращение потенциальных причин возникновения налоговых споров (предотвращение налоговых споров); развитие примирительных процедур; максимальная оперативность и комфортность разрешения налоговых споров во внесудебном порядке, неконфронтационный подход; совершенствование информирования налогоплательщиков о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров, ее преимуществах; мотивация налогоплательщиков к внесудебному разрешению налоговых споров; широкое использование современных информационных технологий.
Перечисленные выше стратегические ориентиры включены в "Концепцию развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013-2018 годы".
Преимуществами именно досудебного порядка обжалования , т.е. обжалования в вышестоящий налоговый орган, по сравнению с судебным порядком обжалования являются простота оформления и подачи жалоб, оперативность рассмотрения, отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины.
Введение обязанности по обжалованию решений в налоговых органах перед обращением в суд призвано создать сбалансированную систему урегулирования налоговых споров , разгрузить арбитражные суды и способствовать развитию эффективного взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Очень важным является определение предмета требований жалобы, т. е. тех результатов, которых заявитель хотел бы достичь при рассмотрении жалобы.
Отменить (полностью или в части) вышестоящий налоговый орган может: решение, принятое по результатам проверки, решение о взыскании за счет денежных средств или за счет иного имущества, решение о приостановлении операций по счетам, требование об уплате налога, решение об отказе в возмещении НДС.
Акт проверки не является документом, который можно обжаловать. В этом случае лицо вправе в течение 15 рабочих дней с момента его получения направить свои возражения (разногласия) в орган, которым проведена проверка.
Если же налоговый орган не производит в отношении налогоплательщика какие-либо действия, предусмотренные НК РФ, в установленные сроки, лицо вправе подать жалобу в отношении такого бездействия и потребовать признать незаконным бездействия и обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения, например, возвратить сумму излишне уплаченного налога и т. д.
От того, насколько правильно заявитель определит свои требования, зависит, примет ли ее к рассмотрению вышестоящий налоговый орган, и , соответственно, результат рассмотрения. До рассмотрения жалобы требования могут быть уточнены – уменьшены, увеличены, изменены. К тексту жалобы может быть приобщено заключение независимого специалиста по налоговым спорам.
Итак, иститут досудебного аудита имеет ряд преимуществ перед судебным порядком обжалования решений.
В частности, это сохранение деловой репутации и относительно недорогой способ урегулирования спора , так как судебное разбирательство потребует значительных финансовых вложений. В досудебном урегулировании отсутствует необходимость уплаты государственной пошлины.
Кроме того, время, потраченное на досудебное урегулирование спора , будет гораздо меньше, чем на обращение в суд. У налогоплательщика имеется возможность оспорить решение налогового органа до обращения в суд, а при отрицательном результате обжалования налогоплательщик может учесть позицию налогового органа и при обращении в суд более тщательно подготовиться к защите своей позиции.
Преимущества досудебного аудита перед судебным порядком обжалования [19, С. 22]:
– сохранение деловой репутации. Налогоплательщик заинтересован в урегулировании спора , не доводя его до суда;
– дешевый способ урегулирования конфликта, экономия денежных средств, которые при рассмотрении спора арбитражным судом направляются на покрытие судебных расходов (оплата госпошлины, услуг юриста и т.д.).
При урегулировании спора в досудебном порядке не уплачивается госпошлина, судебное разбирательство требует значительных финансовых средств;
– оперативность, время, потраченное на досудебное разбирательство гораздо меньше времени, необходимого для рассмотрения дела в суде. Согласно требованиям НК РФ жалоба рассматривается в месячный срок, с учетом продления – срок увеличивается дополнительно на 15 рабочий дней. В судебных инстанциях срок рассмотрения дела более значителен, а обжалование во всех инстанциях (первая, апелляционная, кассационная) увеличивает срок разбирательства и принятия окончательного решения;
– наличие права
– в случае дальнейшего
обращения в суд
– налоговой проверки в апелляционном порядке (то есть на решение не вступившее в силу) отсутствие мер со стороны налогового органа по взысканию доначисленных сумм;
– истечение срока
давности при привлечении к
– более длительный срок для обжалования решений по результатам камеральных и выездных налоговых проверок. Согласно налоговому законодательству данные решения могут быть обжалованы плательщиком в течение одного года со дня вынесения решения.
– возможность урегулирования спора до предъявления налоговых претензий и неблагоприятных последствий, связанных с их взысканием в случае пропуска срока для апелляционного обжалования принятого решения по результатам налоговой проверки (преимущества представления возражений на стадии рассмотрения материалов проверки).
Однако, можно выделить и минусы данного порядка [34, С. 7]:
– это не последняя стадия спора, учитывая в дальнейшем обращение в суд в случае неудовлетворения требований вышестоящим налоговым органом;
– устранение вышестоящим налоговым органом технических ошибок, недочетов;
– усиление позиции налогового органа, более лучшая аргументация;
– отсутствие возможности отмены
решения инспекции в суде по причине
нарушения прав налогоплательщика
на возможность представления
– отсутствие права на личное участие в рассмотрении жалобы, заявления. Часто налогоплательщик в жалобе настаивают на том, что бы его жалоба была рассмотрена при личном участии. НК РФ не обязывает нас рассматривать жалобу в присутствии налогоплательщика. Мы поясняем заявителю об отсутствии этой обязанности, в отдельных случаях допускается личное участие, если мы объективно видим необходимость.
Преимуществ урегулирования спора в досудебном порядке больше: это и оперативное разрешение спора ; отсутствие уплаты государственной пошлины и несения судебных издержек, в частности на оплату услуг представителя и т.д.; жалоба или возражения подаются в свободной форме; жалоба или возражения не могут быть оставлены без движения; подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает право налогоплательщика впоследствии обжаловать решение налогового органа в судебном порядке.
Кроме того, досудебное урегулирование налоговых споров позволяет лучше понять логику налогового органа и более эффективно разрешить возникший конфликт, не доводя его до суда.
Так как, целью является рассмотрение особенностей и проблем досудебного урегулирования налоговых споров, а так же совершенствование данной процедуры в 1 главе были рассмотренны теоретические аспекты досудебного урегулирования налоговых споров, а так же рассмотренны особенности организации налогового аудита как формы реализации деятельности налоговых органов по урегулированию налоговых споров, выявив преимущества и недостатки досудебного урегулирования налоговых споров можно перейти ко второй главе, в которой рассмотрим проблемы и пути совершенствования досудебного урегулирования.
ГЛАВА 2. Проблемы и пути совершенствования досудебного урегулирования налоговых споров
Основные проблемы, касающиеся досудебного урегулирования налоговых споров, следующие.
1. Отсутствие единой (универсальной) процедуры досудебного урегулирования налоговых споров. Законодательством не установлена четкая и подробная процедура рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы налогоплательщика.
Нормы 19 и 20 глав НК РФ не дают ответов на целый ряд практических вопросов, возникающих при рассмотрении жалоб налоговыми органами, — таких, как:
процессуальное оформление начала (окончания) производства по рассмотрению жалобы;
процессуальные права и обязанности заявителя в ходе осуществления досудебного производства по рассмотрению жалобы;
процессуальные права и
основания прекращения производства по рассмотрению жалобы при наличии обстоятельств, препятствующих рассмотрению спора по существу;
основания оставления жалобы без рассмотрения;
какие требования по форме и содержанию должны предъявляться к жалобам;
как и чем должны подтверждаться полномочия заявителя и его законного или уполномоченного представителя;
последствия оставления жалобы без рассмотрения;
порядок исчисления срока рассмотрения жалобы (приостановления течения срока в связи с запросом информации (сведений) от третьих лиц;
новое исчисление сроков при представлении заявителем новых документов и доводов);
компетенция налоговых органов по рассмотрению жалоб;
пересмотр решений налоговых органов по жалобам в связи с открывшимися новыми обстоятельствами и др.
К указанным налоговым органом пробелам необходимо добавить также, во-первых, неурегулированность вопроса о возможности восстановления вышестоящим налоговым органом срока на апелляционное обжалование, пропущенного налогоплательщиком по уважительной причине; во-вторых, отсутствие в законодательстве указания о возможности (праве либо обязанности) налогового органа получать и рассматривать иные (новые) доказательства по делу, например, истребовать документы в различных органах, проводить допрос свидетелей, назначать экспертизы и т.д.
2. Принципиальный дефект процедуры рассмотрения жалоб налогоплательщика в вышестоящем налоговом органе — отсутствие в ней самого налогоплательщика.
Информация о работе Досудебное урегулирование налоговых споров